Main Menu

Темир Сариев: «Правительство готово делать все возможное для подъема горнодобычи»

На днях премьер кыргызского кабинета министров Темир Сариев встречался со студентами и преподавателями Института горного дела и горных технологий им. академика У. Асаналиева при ГГТУ им. И. Раззакова. 

Вначале премьер с сопровождающими осмотрел здание, в котором традиционно, со дня основания, находится горно-геологический факультет, — возле столичной мэрии. Он посетил несколько аудиторий, накоротке поговорил с некоторыми преподавателями и студентами, осмотрел экспонаты музея, собрание которого несколько десятков лет пополняют студенты и преподаватели во время своих экспедиций. Сейчас в музее представлены образцы всех минеральных богатств Кыргызстана. Затем
Т. Сариева ждали в большом зале здания Горного института по пр. Чуй — Т. Молдо. Для студентов, безусловно, визит чиновника столь высокого ранга в их «альма-матер» стал редким и запоминающимся событием, в 300-местном зале не оказалось свободных мест. На встречу с премьер-министром были приглашены и ветераны отрасли — академики, профессора, геологи-практики, а также представители крупных горнодобывающих компаний, ассоциаций горнопромышленников.
Т. Сариев начал выступление с приветствия в первую очередь аксакалов отрасли, а затем обратился с небольшой речью к студентам и преподавателям Горного института, обрисовав позицию правительства:
— Сфера геологии, горнодобычи, разработки и внедрения новых технологий в отрасль крайне важна для Кыргызстана и нашего народа. Хочу поделиться с вами некоторыми взглядами, подходами и элементами политики со стороны государства в горно-добывающем сегменте экономики. В чем наши сильные стороны, в чем уступаем другим странам, в каком направлении следует развиваться сфере горнодобычи?
В 2008 году я был в Бостоне (США), где находится известный в мировом масштабе университет — Гарвард. Там я общался с нашими соотечественниками, обучающимися в этом авторитетном вузе. Они мне рассказали, что в конце каждого учебного года в вуз приезжают представители крупных мировых компаний мира (Google, Microsoft, IBM, Sony, Coca-Cola и других), чтобы прочесть лекции, а заодно члены их команд изучают контингент выпускников, встречаются с ними и даже могут заключить предварительные контракты. И выпускники Гарварда знают, где их будущее место работы, какова будет зарплата. Один из наших соотечественников рассказал, что его пригласили в московский офис компании Coca-Cola, определили заплату в 10 тысяч долларов, при этом компания обязуется   предоставить и оплачивать ему жилье, кроме того, в течение семи лет компенсировать его затраты на обучение в вузе (учеба в Гарварде стоит от 50 тысяч долларов в год). Надо и нам, хотя бы не все, но некоторые такие пункты внедрять: в первую очередь связи между вузом и производством. Тогда наши студенты будут заинтересованы в получении качественного образования, всесторонних знаний. Это очень важно, поскольку при наличии хорошей образовательной основы, базы молодому специалисту легче осваиваться на работе и начать приносить реальную отдачу.
Премьер еще раз подчеркнул: связь представителей горно-промышленных компаний и студентов горных специальностей должна быть тесной и постоянной, чтобы студент уже на третьем курсе, проходя производственную практику, знал, где будет работать по окончании вуза.
Также премьер коснулся и наболевшей темы реформирования Национальной академии наук, о чем не первый год идут дискуссии: «Вновь на повестке дня стоит создание и укрепление цепочки «наука — образовательные учреждения — производство». Мы создали фонд науки, через который будем размещать госзаказы при помощи внедрения научных разработок в производство, то есть придадим прикладной характер научным исследованиям. Именно это создает спрос на конкретные научные разработки. Сейчас у нас есть уникальный шанс: в стране имеются крупные горно-добывающие компании, которые всегда нуждаются в лучших кадрах. А их запросы мы вполне в состоянии удовлетворить при наличии хорошей институциональной базы».
— Горное производство — высокотехнологичное, науко-, энерго-и материалоемкое, и связь науки с конкретным производством вполне можно построить, а в дальнейшем следует распространять этот опыт и на другие сектора, — подчеркнул Т. Сариев.
В речи премьера перед студенческой аудиторией красной нитью шла тема значения горно-добывающей отрасли для республики. По данным официальной статистики, в Кыргызстане за год добывается 1,8 млн. тонн угля, в советское время объем добычи превышал 5 млн. Подготовлена стратегия развития угольной отрасли, в ближайшее время намечено вернуть утраченные 25 лет назад позиции. Во-первых, такая амбициозная цель связана с необходимостью перевода столичной ТЭЦ на собственное топливо, в данном случае, на уголь Кара-Кечинского угольного разреза. В 2017 году завершится полная реконструкция Бишкекской ТЭЦ (силами китайских партнеров). В год, по предварительным цифрам, ТЭЦ употребит до 1,5 млн. тонн       отечественного угля. Около миллиона тонн — потребности населения, еще полмиллиона пойдет на социальные объекты, но и ряд промпредприятий планируют перейти на уголь.
— В апреле этого года мы объявим первый этап конкурса по освоению месторождения Кара-Кече. Если там построят ТЭЦ или ТЭС, для ее полноценной работы понадобятся около 2 миллионов тонн угля в год, — сообщил глава кабмина.
Традиционно он затронул золотую в прямом смысле этого слова тему — добычу золота, напомнив, что в наиболее стабильные годы драгметалла добывали до 22 тонн. Правда, в 2015-м, в связи с уменьшением содержания золота в рудных пластах на Кумторском предприятии, в стране выдали «на-гора» 17-18 тонн. Но доля Кумтора составляет около 90% всей валовой продукции отрасли. Благодаря запуску нескольких предприятий во втором полугодии прошлого года и в текущем периоде («Алтынкен» и др.), прогнозируется добыть до 22 тонн золота, в последующие же годы — до 25 и выше. Эти амбициозные надежды связаны с запланированным через два года запуском Джеруйского золоторудного предприятия.
— Есть надежды на рост добычи нефти и газа, пока объемы нас не удовлетворяют. Потребляем 1,2 миллиона тонн нефтепродуктов, добывая при этом 80 тысяч (покрытие 7-8 процентов). На эту тему ведем переговоры с «Газпромом», пересматриваем объемы с «Кыргызнефтегазом». Надо довести долю собственных нефтепродуктов до четверти объема потребления, — потребовал премьер.
В целом же горнодобыча дает госбюджету 106 млрд. сомов валовой продукци, что составляет 30% от ВВП. В доходной же части (по налогам) доля отрасли составляет только 17 млрд. сомов — около 18% всех налогов. И конечно, во всех перечисленных сферах есть перспективы роста.
На сегодня в горной отрасли (основном производстве) трудятся свыше 25 тысяч работников, плюс к тому на каждого занятого в горнодобыче приходится еще 3-4 человека в смежных отраслях (услуги, перевозка, переработка). Итого численность работающих превышает 100 тысяч человек. К примеру, в уже работающем «Алтынкене» (Талдыбулак Левобережный) трудятся свыше 1 000 человек, более 90% из них — местные жители. Столь же внушительным будет вклад в занятость населения и на Джеруйском предприятии, где, по предварительным планам, тоже найдут работу около тысячи сотрудников разных специальностей. Значит, еще три тысячи рабочих мест возникнут в смежных сферах.
— Именно поэтому для нас важно развивать отрасль, к тому же средняя зарплата в горнодобыче в разы выше средней по стране. Ежегодные темпы роста зарплаты там намного выше, чем в других секторах, — отметил премьер. Подчеркнул он и значение притока прямых инвестиций в горнодобычу.
Развитие отрасли, в связи с важностью ее вклада в бюджет, напрямую связано с хорошими законами. В перспективе стране необходим учитывающий все аспекты Горный кодекс. Т. Сариев призвал ученых-ветеранов, имеющих огромный опыт и глубокие знания, принять участие в создании этого свода законов: «Кодекс должен учесть все аспекты развития отрасли и функционирования предприятий. Пока что совершенствуем принятый в 2012 году Закон КР «О недрах». Мы уже добились многого в направлении открытости и прозрачности при проведении конкурсов и аукционов. В 2015 году благодаря этому успешно прошли два конкурса — на Джеруйское и Терексайское золотые месторождения. В первом случае получили 100 миллионов долларов, во втором — 20 миллионов. Пришли инвесторы, которые без гарантий правительства намерены вкладывать свои средства в создание и развитие этих производств, чтобы через конкретное время (не более чем через два года) в Кыргызстане появились два новых и перспективных горно-добывающих производства. На Джеруе инвесторы обещают вложить в строительство предприятия 250 миллионов долларов. Разрабатывать Терексай будут совместно «Кыргызалтын» и турецкий инвестор. В их планах — возведение кустовой золотоизвлекательной фабрики по переработке руды и концентрата с содержанием мышьяка. Тогда не понадобится вывозить рудоконцентрат за пределы республики, все будет перерабатываться здесь. А это дополнительные рабочие места, дополнительные налоги в бюджет, а также хороший способ учета добываемой в стране руды».
Т. Сариев также подчеркнул: «Правительство и дальше намерено продолжать политику обеспечения открытости и прозрачности в отрасли. Во-вторых, мы будем очень строго контролировать соблюдение экологических и технологических норм. В-третьих, правительство создаст условия для стабильной работы горной отрасли, включая, конечно, и Кумтор, где надо отделить политику от экономики и экологии. Недавно мы встречались с руководством «Центерры», в жесткой форме обозначили имеющиеся проблемы и определили конкретные сроки для их решения. Управление должно быть справедливым, Кыргызстан имеет право на хороший экономический эффект от Кумтора в налоговом отношении при соблюдении экологических норм. В-четвертых, будем активно помогать в открытии и разработке новых месторождений. Понимание местного населения у нас есть, потому что в законодательстве заложены хорошие нормы — социальный пакет местному сообществу, размер которого согласован с местными органами власти».
Премьер-министр привел конкретные факты. К примеру, после продажи Джеруйского месторождения айыльный округ получил 176 миллионов сомов в местный бюджет, ранее составлявший менее 5 миллионов. «Эти деньги надо не проедать, а использовать с максимальной выгодой — не на торжества и памятники, а на социальные нужды. Столько же получили Таласский район и область. В течение одного-двух лет местные власти имеют право использовать эти огромные средства на инфраструктуру, на изменение бытовых условий жизни простых людей. Кроме этого, инвесторы обязались после начала работы предприятия в год перечислять еще по 150 миллионов ежегодно, помимо налогов (местного (2%), налога с оборота, подоходного, роялти). Когда Джеруй начнет работать, Таласская область ежегодно будет получать 2,5 млрд. сомов и выйдет из списка дотационных. Правительство, госорганы неустанно будут объяснять населению выгоды развития горнодобычи. Это политика страны — создавать инвесторам условия для работы в любой отрасли. Правительство обязуется также поддерживать инициативы Госагентства по геологии и минеральным ресурсам, в     т. ч. на геологоразведку и поисковые работы при помощи частного сектора», — сказал глава правительства.
Один из ветеранов горной отрасли задал премьеру вопрос по охране недр — эту функцию ныне передали Госгеологии: «Чтобы в этой сфере работать эффективно, требуется до 50 сотрудников, а во всей Госгеологии — штат 80 человек. Во вторых, следует шире использовать институт компетентных лиц — маркшейдеров, национальных экспертов». Он подчеркнул, что ветераны отрасли готовы помочь с разработкой Горного кодекса.
Студент Горного института спросил, сохранится ли госзаказ на подготовку горных инженеров, экологов, металлургов. Министр образования Э. Сариева ответила, что госзаказ сохранится, список необходимых государству специальностей формирует Минэкономики и передает в Минобразования. Сумма будет выше прежней, но усилится и контроль за использованием средств.
Кроме того, премьер поручил министру образования Э. Сариевой с представителями Госгеологии, ГКТУ, профильных институтов НАН КР, Горного института обсудить вместе с коллективом и ветеранами отрасли и выработать единую позицию по поводу выделения института в самостоятельный вуз. Такой университет в перспективе мог бы стать мощным учебным заведением, объединив в одну систему институт, несколько профильных колледжей, филиалов, тогда подготовка современных кадров для горно-геологической отрасли, в том числе по запросам промышленности, поднимется на новый уровень. «Согласно Закону «О недрах», в Госгеологии есть большие ресурсы — там создан спецфонд, куда поступают три процента от сумм аукционов и конкурсов, эти средства пойдут на развитие геологической базы и подготовку будущих специалистов», — подчеркнул Т. Сариев.

Елена МЕШКОВА.  






Добавить комментарий