Main Menu

Разгрузим Боомское ущелье. Путь из Бишкека в Кочкор можно сократить

О важности автодорог в нашей горной стране говорить не приходится, об этом все хорошо знают. Там, где сегодня пролегают трассы, не важно, транснациональные они или местного значения, бурлит жизнь, возникает дополнительный импульс к развитию аыйл окмоту, регионов. Серебристая асфальтированная магистраль стремительно летит, связывая города и районные центры, вьется на головокружительной высоте в три и четыре тысячи метров над уровнем моря. Как и прежде, у нас на долю автомобильного транспорта приходится львиная доля (98%) всех грузовых перевозок и основной части пассажирских.

2     На заседаниях кабинета министров в последнее время все чаще поднимают вопросы реконструкции и строительства новых автодорог, привлечения инвестиционного капитала к реализации национальных проектов, помня о том, что оперативная доставка товаров на рынки государств — членов ЕАЭС — один из способов выиграть жесткую конкуренцию, ведь в Кыргызстане нет морского пути, считающегося в мире самым дешевым.
Премьер-министр Темир Сариев уже сообщил о начале строительства альтернативной дороги север — юг, призванной разгрузить знаменитую трассу Бишкек — Ош, движение по которой растет из года в год. Ветераны-автодорожники Кыргызстана, всецело поддерживая курс правительства, предлагают свой вариант выхода машин из Чуйской долины в Кочкорскую через перевал Шамси.
В редакцию «СК» обратился экс-министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог Кыдырма Орозалиев. От имени совета ветеранов минтранскоммуникаций он предлагает сотрудникам Министерства транспорта и коммуникаций рассмотреть возможность строительства трассы Бишкек — Токмок — Кочкор.
— Особой сложности альтернативная дорога не представляет, — уверен ветеран, — но в итоге мы выиграем: расстояние между столицей республики и селом Кочкор сократится на 100 километров (если ехать через Балыкчы, преодолевать приходится 140 километров).
Кыдырма Абышевич приводит неоспоримые факты: от лесозаготовительного пункта Аш-Боз в Токмоке предстоит проложить 42 километра, перевал Шамси длиной ориентировочно 28 километров, далее от него до Кочкора — равнинный участок в 30 километров; итого расстояние от Бишкека до Кочкора составит 160 километров.
3     Специалист утверждает, что нецелесообразно по одному узкому Боомскому ущелью одновременно пропускать четыре транспортных потока: автомобили, идущие в Иссык-Кульскую и Нарынскую области, а также в соседний Казахстан с побережья озера, и часть машин, направляющихся в Ош по альтернативой дороге север — юг.
— С ростом интенсивности движения в Боомском ущелье могут возникнуть затруднения и пробки, — предупреждает К. Орозалиев, — а расширять автодорогу здесь больше нельзя.
В настоящее время реабилитация автодороги Бишкек — Балыкчы завершена. Потребовались большие капитальные вложения, чтобы разработать скальные склоны для обеспечения двухполосного движения. На фоне массивных защитных стен проходит сегодня эта трасса, разделенная бетонным бордюром, а рядом пролегает линия железнодорожной ветки. Мы воздвигли современную экзотическую подъездную дорогу к жемчужине республики — озеру Иссык-Куль. Эта магистраль стала своеобразной достопримечательностью нашего горного края. Казалось бы, гарантирована безопасность проезда по двум главным трассам страны — автомобильной и железнодорожной — в Боомском ущелье. Однако на деле оказалось все не так замечательно.
— 12 августа прошлого года, примерно в полдень, на 131-м километре автодороги Бишкек — Торугарт произошел обвал камней с песком объёмом около 12 000 кубометров, — рассказывает глава ветеранов-транспортников. — Движение машин было остановлено, образовалась большая пробка протяженностью 25 километров. Временное движение восстановили лишь к 22 часам. В течение всего следующего дня дорожники Минтранскоммуникаций работали, очистив в первый день порядка 8 000 кубометров площади. Работы продолжились и 14 августа.
4     При тщательном обследовании специалисты выяснили, что скальный склон после разработки лишился своей монолитной структуры и оказался подвержен выветриванию, то есть разрушению под воздействием резко континентального горного климата. Обрушился склон, возведенный, казалось бы, с соблюдением всех правил и технологий. Напрашивается вывод: службе эксплуатации дорог необходимо постоянно быть начеку — контролировать состояние таких откосов, ведь в горной местности всегда существует риск непредсказуемых природных катаклизмов. Поэтому при проектировании и строительстве транспортных магистралей в горной местности надо подходить к проблеме безопасности движения и сохранности дороги с позиции фундаментальных исследований и научных данных, обязательно учитывать наличие опасных тектонико-гравитационных склоновых процессов: оползней, камнепадов, обвалов, селей, сходов лавин.
Использование этой трассы поднимет благосостояние местного населения, обеспечит безопасность транспортного движения в случае непредвиденных ЧП, как это случилось в прошлом году в Боомском ущелье.

К. ОРОЗАЛИЕВ,
председатель совета ветеранов Минтранс-коммуникаций, экс-министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог заслуженный работник транспорта.

     P.S. Редакция надеется, что в транспортном ведомстве откликнутся на статью ветерана и на страницах нашей газеты появится квалифицированный обстоятельный ответ. От себя хочу добавить: в период мирового кризиса вряд ли в республиканском бюджете отыщут средства на строительство альтернативной трассы. Эта публикация может заинтересовать бизнесменов, желающих инвестировать возведение безусловно нужной стране дороги из Бишкека в Кочкор. Пусть она станет платной, лишь бы была безопасной и удобной.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА. 






Добавить комментарий