Main Menu

Об экстремизме, терроризме, их корнях и о том, что делать

Мировая общественность и правительства многих стран мира чрезвычайно озабочены, если не напуганы, ростом терроризма, различного рода радикальных, экстремистских течений, в том числе и так называемого исламизма. На этот счёт много социологических, этнопсихологических, политологических, культурологических,  конспирологических теорий и  гипотез. 

Не вижу смысла писать о них, потому что просвещенный читатель «СК» осведомлен не меньше, а может быть, и больше, чем Ваш покорный слуга. Только одна ремарка: сразу после серии терактов в США 11 сентября 2001 г. я  в этой газете опубликовал статью «Американская трагедия…»,  в  которой основной причиной террора называл глобальную социальную несправедливость, приведшую к беспрецедентной в истории человечества пропасти между сверхбогатыми и бедными людьми, сверхбогатыми и бедными странами. И подчеркивал, что если не ликвидировать эту причину, то терроризм (как один из способов борьбы) превратится в дракона, у которого, сколько бы голов ни отрубали, вырастут новые.
Как хорошо известно, и в нашей стране набирают обороты религиозный радикализм, экстремизм, регионализм, сепаратизм, терроризм и иные негативные явления, препятствующие прогрессивному развитию и, более того, представляющие в конечном счёте прямую угрозу национальной безопасности.  Особая опасность исходит от религиозного экстремизма, потому что большинство наших граждан плохо знают историю становления и развития религий и легко поддаются пропаганде политиков о религии, подчеркну — любой религии. А цель их одна — Власть и Богатство. Эта цель всегда оставалась главной для организационных структур религий — церквей: христианской, мусульманской, иудейской и других. Именно поэтому во всех цивилизованных государствах, прошедших через море крови конфессиональных войн, церковь отделена от государства.
Наконец, в последние 1,5-2 года наша власть  «проснулась»: разработана государственная программа противодействия религиозному радикализму, выявляются и ликвидируются окончательно или временно (путем заключения в тюрьму) радикальные и террористические ячейки.      Однако, во-первых, по моему мнению, вряд ли эта программа будет эффективной из-за недоверия большей части населения всем властным структурам и тому, что ими как бы осуществляется. За период независимости в республике анонсированы сотни различных программ и проектов. Назовите, пожалуйста (я запамятовал) хотя бы одну, успешно реализованную, помимо программ «прихватизации».  Во-вторых, и это главное, как показывает мировая практика, так называемая гибридная (гражданско-конфессиональная) война на Ближнем Востоке, силовые методы борьбы с любыми видами экстремизма малоэффективны. По известному закону: всякое силовое воздействие вызывает равное по силе противодействие. Возникает вопрос:  что делать?
На мой взгляд, одна из основных причин роста вышеперечисленных крайне опасных процессов в нашей стране — резкое снижение образованности, просвещенности значительной части населения, вследствие чего оно становится заложником различного рода экстремистских течений, политического и конфессионального популизма. Наши стратеги упускают из виду то важное обстоятельство, что для успешной реализации любых программ, проектов необходимы образованные, ПРОСВЕЩЕННЫЕ массы. Как проповедовал К. Маркс:  «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами». Или, добавлю от себя, нужна хотя бы группа просвещенных, убежденных пассионариев. Образованный человек сумеет отделить зерна от плевел. Мудрость нашего народа гласит: «Чала молдо — дин бузат».
Посмотрите: в отличие от властных структур экстремистские псевдоисламские партии действуют весьма энергично, изобретательно и точечно, доходя до каждого дома, подъезда, человека. В своей пропаганде они используют экономические трудности, порожденные коррупцией, разложение морально-нравственных ценностей под воздействием неоднозначных процессов глобализации и безграмотность людей в теологии. Сила новоявленных «пророков» — в пропаганде идеалов справедливости, милосердия, равенства, братства, морально-нравственной чистоты. Ведь именно эта идеология стала   базовой в христианстве и исламе. Другое дело: как и с какой целью эти великие религии используют политики от религии и политики от бизнеса.
В чём причина популярности радикального исламизма среди кыргызов, которые  исторически не были глубоко религиозными? У кыргызов веками формировалась уникальная эклектичная культура: смесь ислама, тенгрианства, тотемизма с обрядовыми элементами и традициями, привнесенными другими религиями, учениями. Соответственно, у них не выработан иммунитет к псевдорелигиозным течениям и толкованиям.      Основная часть населения, считая себя по рождению  мусульманами, но не владея арабским языком и письменностью, имеет поверхностное представление об исламе: не знает Корана, Хадисов, правовых норм шариата. Очень мало грамотных, буквально единицы, мусульманских теологов.
Весьма спорная ситуация, на мой взгляд, сложилась в истории. Под предлогом национальной самоидентификации научная история кыргызов подменяется мифологическим санжыра. Если без критического анализа верить санжыра, то прапрапрапраправнуки оказываются древнее своих предков. Но не это беда. Как говорится, чем бы ни тешилось дитя… К сожалению, эта изустная «этноистория» широко используется в политических целях и приводит к разделению народа, конфликтам пока ещё на бытовом уровне.
В чем проблема — более или менее ясно. Что делать?
На мой взгляд, наши люди, особенно в селе, нуждаются в программе ЛИКБЕЗ (ликвидация безграмотности): ликвидации незнания истории религий, экономической, правовой, технологической, санитарно-гигиенической и иной безграмотности. Нам не надо «изобретать велосипед», тем более что собственный интеллектуальный потенциал мы стремительно теряем. Со Средних веков, с эпохи Ренессанса известно, что «Знание — сила». Мое предложение заключается в возрождении общества «Знание» или в создании нового по форме общественно-государственного объединения — Национального (республиканского) общественно-государственного объединения «Эл агарту — билим». Как хорошо известно, общество «Знание» при советской власти являлось мощным идеологическим и пропагандистским инструментом, рычагом и проводником новых знаний и инновационных технологий.  Кыргызское общество «Знание» формально вроде бы и существует, но много лет, около 20, не функционирует.
Сегодня наука и технологии развиваются невиданными темпами: в среднем каждые пять лет происходит смена технологий, каждые десять лет — расширение и углубление фундаментальных знаний. Нам следует осуществить инвестицию или, иначе, имплементацию знаний. По этому пути шли Япония, Южная Корея, другие экономические «драконы» и «тигры» Юго-Восточной Азии. По нему мощно шагает Китай. В мире накоплен огромный объем доступных технологий, знаний и опыта, которые можно и нужно доводить до людей, чтобы они могли эти знания и опыт использовать для своей жизнедеятельности. Цель этого общества одна: идеологическое, правовое, социально-экономическое, технологическое, научное  просвещение наших людей.
Наш простодушный народ  в целом предрасположен к инновациям, легко обучаем как плохому, так и хорошему. Просто ему нужно помочь выбрать верное направление. Начать надо, на мой взгляд, с идеологии (словом и делом показать преимущества открытого общества), с объединения всех племен, этносов Кыргызстана в единый целостный народ, а в перспективе — в политическую, а не этническую нацию. Жизненно важно для государства преодолеть сложившуюся  трайбалистскую кланово-партийную систему. Каких-либо существенных финансовых средств на создание и функционирование этого общества не требуется. Есть отработанные современные формы и методы деятельности, но это отдельная тема.
Что интересно — о необходимости создания такого общества Ваш покорный слуга начиная с 2005 года ставил в известность письменно и устно чиновников самого высокого уровня: в администрациях президентов, аппаратах премьер-министров, а также депутатов Жогорку Кенеша. Все одобряли эту идею, но на этом всё и заканчивалось. А, может быть, для их целей и не нужно просвещать народ? Вспоминается легенда. Великий Кир, придя к власти, попросил у своего многоопытного наставника совета, как управлять своими подданными. Наставник привел Кира на пшеничное поле и, не говоря ни слова, стал обламывать наиболее высокие, наиболее колосящиеся стебли. Кир понял, что делать.

Кулубек БОКОНБАЕВ.






Добавить комментарий