Main Menu

Славянская культура и быт в Кыргызстане

Славянская культура и быт оказали большое влияние на культуру кыргызского и других народов, проживающих на территории имперской России и советской Киргизии. Многие народности даже стали их воспринимать как свои.

Освоение городов и поселений русскими переселенцами в Кыргызстане началось в царские времена. Они начали строить селения, вести земледельческие работы. Так, на территории Аламудунского района возникли села Молдовановка (сейчас село Ленинское), Воронцовка (сейчас Таш-Дебе), Лебединовка. С того времени прошло примерно 100-150 лет. Кыргызы, видя, как живут славянские народы, стали расселяться рядом с ними и строить свои небольшие глинобитные дома. Так появились первые оседлые поселения кыргызов на территории Чуйской области. Среди них первым считается село Таш-Дебе.

Второй фактор, оказавший влияние на культуру других народов, — русский язык, ставший средством межнационального общения между народами, проживающими на территории советской Киргизии. Благодаря ему народы Кыргызстана смогли прочитать произведения русских классиков, таких как Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Гоголь и другие.

Благодаря влиянию русской культуры, в Кыргызстане начали развиваться балет, оперное пение, музыка, литература, архитектура, промышленность, сельское хозяйство и т. д.

И сегодня культура славянских народов не ушла, она пользуется большой поддержкой, к ней проявляют интерес. Это показали недавние рождественские и крещенские мероприятия, в которых участвовали люди разных национальностей.

В Аламудунском районе уже несколько лет существует славянская диаспора, объединяющая русских, украинцев и белорусов. О ее буднях и праздниках нам рассказала председатель диаспоры Вера Спицына.

2— Славянская диаспора Аламудунского района образовалась четыре года назад, в 2012-м. После событий, которые прошли у нас в Маевке, когда народ восстал и пролилась кровь, возникла необходимость в таком объединении. Ведь славяне — русские, украинцы и белорусы — всегда оставались связующим звеном между другими народами и считались мерилом справедливости и правды. Мы решили вместе поддержать мир и стабильность, доказав, что русские, украинцы и белорусы — один народ.

Я, как представитель славянской диаспоры, присутствую на различных форумах, конференциях и круглых столах межнационального и этнического содержания. Мне импонирует представлять диаспору, и я горда за наш район, где хорошо относятся к славянской культуре во всех ее проявлениях. А отдел культуры Аламудунского района во главе с Дамирой Кубатовой заинтересован в присутствии наших представителей на мероприятиях со своими песнями, танцами и музыкой. У себя, в селе Маевка, мы стараемся устраивать встречи, праздники, способствующие сближению и объединению культур. Недавно прошло именно такое мероприятие под эгидой ООН по сближению культур. С сентября по октябрь каждую субботу мы проводим дни культур различных народов, которые проживают на территории Маевского айыльного аймака. Это кыргызская культура, украинская, русская, турецкая, корейская. Конечно, мы хотели охватить больше народностей, но люди оказались столь активны, что для первого раза ограничились этим.

41Завершились эти культурные мероприятия гала-концертом, тогда все и поняли, что подобные торжества не должны носить разовый характер, а их следует проводить ежегодно. В наших планах провести фестиваль культур и в 2016 году, сделав его традиционным. Возможно, мы его назовем «Венок дружбы». В этом году впервые после тех трагических событий 2010 года мы уговорили представителей турецкой диаспоры принять участие в празднике.

Традиционно в селе Маевка проводится Масленица — праздник, пришедший к нам из России, отмечают его все народности вместе. У нашей диаспоры есть русский народный хор «Прялица», ансамбль украинской песни «Чемирица», и буквально недавно в селе Ленинском создан казачий мужской ансамбль.

Мы занимаемся пропагандой народных традиций славянской культуры, на всех мероприятиях в обязательном порядке проводим выставки народных умельцев, традиционной славянской кухни с пирогами, блинами и русской окрошкой, которая пришлась по вкусу всем. Для нас, выходцев из Советского Союза, обмен культурами привычен, и этому надо научить молодое поколение.

Игорь КАФАНОВ.
Фото автора. 






Добавить комментарий