Main Menu

«Ухабы» дорожной безопасности

Безопасность на дорогах — одна из самых злободневных проблем страны. С каждым годом возрастает интенсивность автомобильного потока и, как правило, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. По данным Дорожно-патрульной службы МВД, в 2015 году на дорогах страны произошли более семи тысяч ДТП, погибли 1 066 человек, из них — 96 детей. Винить в этом только сотрудников ДПС было бы несправедливо. Канули в Лету обязательные технические осмотры автотранспорта, сюда можно добавить и отмену доверенностей на право управления автомобилем, передачу Государственной регистрационной службе функции выдачи водительских удостоверений, ежегодное увеличение автомобильного парка и другие факторы, повлиявшие на эффективность деятельности службы. Какие конкретные меры по улучшению дорожной безопасности принимает ДПС республики? На этот и другие вопросы отвечает заместитель начальника Дорожно-патрульной службы МВД полковник милиции Ыманалы САРКУЛОВ. 

1     — Ыманалы Кадырбаевич, разговор хотелось бы начать с самой больной темы для вашего ведомства: о поборах на дорогах, неэтичном поведении сотрудников, превышении ими должностных полномочий, вызывающих справедливое возмущение граждан. Какая работа ведется по борьбе с такими негативными явлениями? 
— В первую очередь в соответствии с рекомендациями Совета обороны мы провели мониторинг по выявлению коррупционных зон и рисков в службе и составили пошаговый план мероприятий по их искоренению. Кроме того, совместно с Главным управлением собственной безопасности организуем гласные и негласные проверки на дорогах по соблюдению законности сотрудниками ДПС во время выполнения служебных задач. Руководство ДПС искренне заинтересовано в очищении личного состава от «оборотней» и при выявлении негатива не скрывает этого от общественности. Так, в прошлом году наказаны в дисциплинарном порядке 582 сотрудника, 24 освобождены от занимаемых должностей, 8 уволены из органов внутренних дел, возбуждено 11 уголовных дел, по которым проходят 18 сотрудников ДПС. Отмечу, что показатели по чистке наших рядов от нерадивых сотрудников прошлого года немного превышают данные 2014-го. И эту работу мы проводим на постоянной основе, освобождаясь от тех, кто вредит имиджу службы.
Во избежание прямых контактов наших сотрудников с водителями внедрена система оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения через РОS и платежные терминалы.
По 700 тысячам составленным в прошлом году протоколам о нарушении ПДД в бюджет республики уплачено более 404 млн. сомов, из них около 29 млн. — в электронном варианте. Водители уже привыкли платить штрафы «безналичкой», что минимизировало прямое общение с сотрудниками ДПС и снизило уровень поборов на дорогах. Кроме того, мы создали электронную систему подачи и приема жалоб граждан на неправомерные действия наших сотрудников. Поверьте на слово, каждое заявление становится предметом тщательного расследования, и, если факты подтверждаются, виновные обязательно наказываются.
     — Особенно беспокоят гибель наших граждан на дорогах и, как ни печально, в том числе детей…
— Проблема дорожного травматизма по-прежнему остается очень острой. В прошлом году мы приняли ряд конструктивных мер по профилактике ДТП. По согласованию с министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления приняли совместный план мероприятий на 2015-2017 годы по снижению дорожно-транспортных происшествий и травматизма. Он утвержден правительством, и в его реализации обязаны участвовать все государственные органы. Кроме того, активно сотрудничаем с радио, телевидением, печатными изданиями, размещая в них материалы по предупреждению дорожного травматизма и разъяснению правил поведения на дорогах водителями и пешеходами. В прошлом году организовано более 1 200 выступлений на эту тему, а также около четырех тысяч профилактических бесед в школах, вузах и автохозяйствах. Очень беспокоит детский травматизм. Постоянно проводим рейды «Внимание, дети!», смотры-конкурсы отрядов юных инспекторов дорожного движения, агитпробеги с использованием наглядной агитации. Особо отмечу, что за каждой школой закреплен инспектор ДПС, в обязанности которого входит разъяснение детям правил поведения на дорогах. Внесено также более 700 представлений в различные государственные органы по улучшению дорожной ситуации, в том числе по содержанию дорог, состояние которых по вине соответствующих ведомств оставляет желать лучшего.
     — Сегодня сотрудники ДПС несут службу во всех международных аэропортах республики. Но на автовокзалах с их привычным беспределом, похоже, порядок навести некому… 
— За организацию пассажирских перевозок отвечает департамент транспорта Министерства транспорта и коммуникаций, в том числе за выдачу лицензий на право заниматься этой деятельностью, а за техническое состояние пассажирского автотранспорта несут ответственность частные аккредитованные СТО. Вопрос: какое оно у «тачек», принадлежащих «бомбилам», если отменен обязательный техосмотр и не проводится медицинское освидетельствование «левых» водителей перед выездом на маршрут. И еще. По данным ГРС, в Кыргызстане зарегистрировано более миллиона единиц автотранспорта. В прошлом году через налоговую службу прошли только 60% из этого числа, а остальные составляли значительную часть «теневой» экономики, не пополняя государственный бюджет. Когда техосмотр был обязательным, а не добровольным, как сейчас, мы контролировали поступление налогов в государственную казну. Убежден, что автотранспорт как источник повышенной опасности должен обязательно проходить техосмотр и делать это надо на государственном уровне.
     — Ыманалы Кадырбаевич, проясните, пожалуйста, недавнюю ситуацию, связанную с принудительной эвакуацией автотранспорта в столице.
— На сегодняшний день она приостановлена. Мы внесли в Жогорку Кенеш законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности», содержащий четкие механизмы принудительной эвакуации автотранспорта при нарушении правил дорожного движения, включая незаконную парковку. На пленарном заседании ЖК 13 января этого года законопроект принят в первом чтении.
     — С какими трудностями сталкиваются сотрудники ДПС при несении службы? 
— Мы нормально относимся к справедливой критике граждан в наш адрес, но, откровенно говоря, обывательская негативная оценка работы службы, как это ни покажется странным, подпитывается самими водителями, нарушающими ПДД. Подобных примеров множество. Бывает, срывают с сотрудников погоны, оскорбляют, а то и угрожают физической расправой, пользуясь правом звонка высоким покровителям. Другой отрицательный фактор — низкое качество состояния дорог, препятствующее безопасности автомобильного потока и снижению аварийности. В числе других проблем назову отмену доверенности на право управления автотранспортом и, наконец, передачу ГРС функций по регистрации транспортных средств и водительского состава. Мы почти ежедневно сталкиваемся с горькими плодами таких непродуманных решений в своей служебной деятельности, а если конкретно — с трудностями по розыску угнанных машин, установлением личностей водителей, совершивших ДТП и скрывающихся от наказания, а также с выявлением истинных владельцев автотранспорта.
     — Внесите, пожалуйста, ясность в судьбу многострадального проекта «Безопасный город». 
— По инициативе нашего министра Мелиса Турганбаева проект будет реализовываться силами МВД. Необходимое оборудование на безвозмездной основе уже поступило от МВД Республики Молдовы: автоматизированная система фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения с применением мобильных и стационарных комплексов. Другими словами, установка на дорогах страны беспристрастных «наблюдателей» за водительской дисциплиной. Наша служба тоже не сидит сложа руки. Мы уже провели мониторинг ситуации на стратегических трассах Бишкек — Каракол, Бишкек — Ош и на автодороге Бишкек — аэропорт «Манас», а также занимаемся законодательным обеспечением одной из главных задач, стоящих перед нами, — интегрированием единой базы автотранспортных средств, водительского состава и реестра гражданского населения.
     — Известно, что в системе правоохранительных органов идут активные реформы. Затронут ли они структуру вашей службы? 
— Руководство МВД приняло принципиальное решение о создании Главного управления патрульной милиции за счет слияния ДПС с подразделениями ППС. Пробным шагом стало апробирование подобной службы на базе ГУВД столицы, когда им руководил нынешний глава милицейского ведомства. Здесь были сформированы отдельная рота, затем батальон патрульной милиции с круглосуточным режимом работы, которые эффективно воздействовали не только на дорожно-транспортные происшествия, но и на нарушения общественного порядка, по горячим следам раскрывая преступления. По нашему мнению, новое подразделение поможет упорядочить работу всех наружных служб, упростить структуру управления, а главное — оперативно реагировать на обращения граждан. Проект по созданию патрульной милиции вынесен на общественное обсуждение. Хотелось бы, чтобы и ваша газета приняла в нем активное участие. При этом замечу, что создание патрульной службы не требует дополнительного финансирования из государственного бюджета.
— Ыманалы Кадырбаевич, доверие к сотрудникам ДПС прежде всего завоевывается их высоким профессионализмом. Какие меры принимаются для улучшения их подготовки? 
— В нашем внутреннем расписании занятий по боевой и служебной подготовке определены темы и ответственные за их проведение лица. К обучению наших сотрудников привлекаются также специалисты из других служб МВД и других госорганов. На совещаниях личного состава регулярно рассматриваются вопросы профессиональной подготовки, соблюдения законности и служебной дисциплины, а их ежеквартальный анализ позволяет принимать конкретные меры по устранению недостатков. В ходе занятий по огневой подготовке изучаются все виды огнестрельного оружия, имеющегося на вооружении. Специалисты поликлиники МВД проводят с нашими сотрудниками семинары по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. На базе Академии МВД работают курсы повышения квалификации сотрудников Дорожно-патрульной службы. Кроме внутренних резервов для улучшения профессиональных навыков своих сторудников использовали опыт развитых стран и помощь ряда международных организаций. Прием в наше подразделение и служебное продвижение проводятся только на конкурсной основе.

Интервью взял
Сергей СИДОРОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ. 






Добавить комментарий