Main Menu

Срочно обновлять энергосистему выгоднее, дешевле и безопаснее, чем ликвидировать всё учащающиеся и повторяющиеся аварии

1Виктор Тонконогов —  высококвалифицированный специалист в сфере электроэнергетики  Кыргызстана, выпускник энергетического факультета Фрунзенского политехнического института 1970 года. Фактически он стоял у истоков строительства Нарынского каскада ГЭС в 60-е годы прошлого столетия. Стаж работы Виктора Андреевича в отрасли уже превысил полвека.  В его трудовой книжке  указано одно-единственное место работы:  созданное в начале периода масштабной электрификации республики и возведения Токтогульского каскада ГЭС   управление ленинградского треста «Гидроэлектромонтаж», в дальнейшем трансформировавшееся в кыргызско-казахское ОсОО «ЭлектроСредАзМонтаж».  При сооружении Токтогульской ГЭС работали специалисты  из многих регионов Советского Союза. В. Тонконогов — один из немногих оставшихся профессионалов-энергетиков, который участвовал в монтаже кабельной линии на  гидроэлектростанции в 1974-1975  годах. В декабре 2015 года, по русской поговорке «Где тонко — там и рвется», на ГЭС вышли из строя две мощнейшие кабельные линии из четырех, ведущие к главным энергоагрегатам станции. Руководство ОАО «Электрические станции» включило В. Тонконогова в состав группы по устранению аварии на Токтогульской ГЭС. О том,  что случилось на крупнейшем энергетическом объекте страны, кто виноват и что делать, читателям «СК» рассказывает инженер-энергетик,  участник группы по ликвидации  технологической  аварии,  обладатель званий «Заслуженный работник промышленности КР» и «Заслуженный энергетик СНГ» В. А. Тонконогов.

— Кабельная линия 500 кВт, действующая на Токтогульской ГЭС,  — уникальное сооружение, маслонаполненный кабель высокого давления. Это четыре кабельных линии длиной по 1 200 метров, которые находятся в  специальном кабельном тоннеле в горах и  передают вырабатываемую на ГЭС электроэнергию в энергетическую сеть Кыргызстана.  Строили эти кабельные линии в 1974-1975 годах.  Мне  довелось тогда стать непосредственным руководителем  этих работ.  Уникальность кабеля состоит в том, что впервые в СССР  он разрабатывался, выпускался и внедрялся в энергетику именно на Токтогульской станции. Выпускал  такой кабель завод «Камкабель»  в г. Перми. Поскольку этот вид продукции был новым, проявлялись  недоработки конструкторов и завода, выраженные в недостаточном качестве кабеля. Так,  спустя год после монтажа кабельных линий в 1975-м, пришлось ремонтировать линию №2 по причине электрического пробоя из-за недостаточной изоляции кабеля. В первые годы эксплуатации аналогично пришлось ремонтировать  три линии из четырех. Параллельно  конструкторы на заводе дорабатывали свою продукцию, и следующие партии кабеля поступали уже более совершенными и качественными. Их применяли  на трех  энергетических объектах — у нас, на Усть-Илимской (г. Усть-Илимск) и Нижнекамской ГЭС (г. Набережные Челны).
— По сути, Токтогульская ГЭС стала полигоном по испытанию этого вида кабеля.  Он давно не выпускается, нет на заводе ни его запасов, ни намоточного материала для монтажа муфт, — рассказывает  инженер. — Надо отдать должное  сотрудникам, персоналу ГЭС, которые  смогли сохранить остатки кабеля, в свое время переданные им после ремонтов. Последний ремонт  кабельной линии  прошел в 1990 году.
В. Тонконогов  подчеркивает, что гарантийный срок  кабельной линии составляет 25 лет, а  она работает в полную силу уже 40 лет.
— Каждый кабель длиной 1 200 метров состоит из секций по 300 м. Во время ремонта 1990 года руководство «Кыргызэнерго» заказало у завода-изготовителя три барабана кабеля по 260 метров и намоточный материал. С того момента запас и сохранился. Это большая удача, потому что в России ни на одной электростанции нет такого кабеля, а завод-изготовитель давно перешел на более современные его виды, — поясняет он.
В полной мере понимая остроту ситуации, руководство энергоотрасли  республики при поддержке правительства Кыргызстана наметило на 2017 год полную реконструкцию  линии на Токтогулке и замену устаревшего кабеля на современный, полимерный, той же мощностью 500 кВт.
Из выделяемых на реконструкцию Токтогульской ГЭС пятидесяти миллионов долларов, которые обещает предоставить Всемирный банк, часть пойдет на замену кабельных линий. Тендер на определение компании-подрядчика уже проведен, победитель определился: известная южнокорейская компания. В настоящее время  руководство ОАО «Электрические станции» принимает меры по ускорению поставок кабеля, чтобы начать работы по его замене.
Участник группы по устранению аварии подчеркивает, что в республике почти не осталось специалистов, способных демонтировать этот сложный кабель, потому в помощь нашим энергетикам вызвали специалистов из России.
— Что случилось 23 декабря 2015 года? На блочном трансформаторе №2 (одном из четырех) разрушился бак кабельного ввода на фазе «С», в результате чего  механически повредилась концевая муфта линии маслонаполненного кабеля 500 кВт.  Специалисты из России и я, совместно с персоналом станции, устранили это повреждение. В восстановлении участвовали все оперативные и ремонтные службы станции. 14 января 2016 года в результате слаженной работы агрегат №2  вместе с кабельной линией №2 уже включили в энергосеть. В данное время на Токтогульской ГЭС работают три энергоагрегата и три кабельных линии, — констатирует профессионал.
— Но 28 декабря следом за первой случилась авария на линии №3: отключился третий агрегат. Авария  произошла непосредственно в тоннеле.  В 1978 году эту линию уже ремонтировали. Поскольку гарантийный срок  работы кабелей уже давно истек, то одна из причин поломки (считаю ее основной) — естественное старение изоляции и потеря ее электрических свойств. Ремонт  требует много времени, поскольку кабель находится в  стальном трубопроводе диаметром 273 мм, заполненном специальным  маслом при рабочем давлении 15 атмосфер. Технологически такой процесс сложен, долог, очень трудоемок и непрерывен: он  связан с демонтажом части трубопровода, снятием старого и прокладкой нового кабеля на поврежденном участке, монтажом соединительных муфт — и все это при жестком соблюдении показателей температуры, влажности, степени глубины вакуума и других технологических параметров. Также этому процессу предшествует длительная подготовка. Для этой работы требуется персонал  кабельщиков очень высокой квалификации — не менее 8-10 специалистов. Предположительно, на ремонт линии №3 уйдет не менее двух месяцев с учетом подготовительных работ.
В. Тонконогов уточняет, что первая группа специалистов участвовала в ремонте линии №2, а вскоре — и в определении масштабов и объема работ, программы ремонта линии №3. Очевидно, что и тут необходима помощь специалистов из России. Но после устранения первой аварии российские мастера уже  вернулись домой.
Я поинтересовалась у инженера, почему технологические поломки случились этой зимой, да еще друг за другом, и связаны ли они с нагрузкой из-за повышения потребления электроэнергии. Он считает, что связи нет, поскольку  на момент аварий сильных морозов не было, и подчеркивает:
— На  линии №2  произошло чисто механическое повреждение концевой муфты, повлекшее за собой  разрушение бака барьерной изоляции, короткое замыкание и разрушение кабеля. А на линии №3, как я уже отмечал, — электрический пробой между соединительными муфтами №1 и №2. Специальная комиссия по определению причин аварии сделает свои профессиональные выводы.
В устранении поломки на линии №2 участвовал оперативный персонал станции — специалисты кабельного цеха, трансформаторной службы и ремонтной группы. Ремонт проходил в помещении. Но с линией №3 сложнее, поскольку работы  следует вести в  сквозном тоннеле. Над местом повреждения  планируют установить палатки с определенной температурой. По мнению В. Тонконогова, откладывать ремонт нельзя и целесообразно начинать работы уже в январе.
— С вводом  отремонтированного блока №3 и с уже действующей  линией Датка — Кемин Токтогульская ГЭС способна полностью обеспечить электроэнергией всю страну,  которую, возможно,  уже не придется закупать за рубежом, хотя и есть договоренности с Казахстаном.
Профессионал подчеркивает: пока в стране Токтогульская ГЭС остается основной генерирующей мощностью,  вклад малых станций  в единую энергосистему невелик.  Так что без Токтогулки стране  долго не прожить.  Надо также учесть: реконструкция ТЭЦ Бишкека еще не закончена, и электроцентраль в зимнее время работает на пределе своих возможностей. В настоящее время вместо Министерства энергетики создается единый энергохолдинг. В него целесообразно включить все генерирующие мощности страны.
— Поддерживаю точку зрения премьер-министра Т. Сариева, после аварии посетившего Токтогульскую ГЭС   с  правительственной комиссией:  кардинальную реконструкцию следовало делать еще 15 лет назад. Хотя стоит такой ремонт   недешево, этих затрат не избежать — дороже устранить его последствия для страны в целом и экономики в частности. Вложение 50 миллионов долларов в ремонт  кабельных линий, реконструкцию и замену генераторов, трансформаторов гидроэлектростанции должно привести к росту мощности Токтогульской станции на 20%. Но процесс такого масштабного коренного обновления займет не менее трех лет, — подчеркивает В. Тонконогов.

Беседовала Елена МЕШКОВА.
Фото автора.





Добавить комментарий