Main Menu

Первые весточки от полугода членства в ЕАЭС

Олег Панкратов, вице-премьер по экономическим вопросам в правительстве Кыргызстана, подводит итоги первого полугодия с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС:

— Мы стали полноправными участниками ЕАЭС 12 августа 2015 года. Срок пока небольшой, но первые результаты есть.
Основным мотивом присоединения к ЕАЭС для Кыргызстана стали в первую очередь необходимость облегчения положения трудовых мигрантов в странах трудоустройства, а также упрощение торговых процедур, то есть свободное перемещение товаров.
Первая фаза полностью реализована. Наши мигранты на сегодня наделены полным объемом прав в сфере трудовых взаимоотношений в той же мере, что и граждане принимающей стороны — России, Казахстана, Белоруссии и Армении. В то же время граждане этих стран, работая в Кыргызстане, имеют те же равные права. Статистика показывает, что наши трудящиеся в других странах союза являются наиболее конкурентоспособными на едином рынке труда ЕАЭС и намного выигрывают по сравнению с работниками из Узбекистана и Таджикистана, они занимают более высокооплачиваемую нишу, работают в сферах, которые требуют более высокой квалификации.
Подчеркну, что для нашего государства не является самоцелью рост объемов переводов от трудовых мигрантов. Но сейчас наша страна переживает демографический подъем, и пока, к сожалению, мы не можем обеспечить всех рабочими местами. Правительство намерено сделать следующий шаг — постепенно возвращать мигрантов на родину. Для этого следует перейти от реэкспортной экономики, которая пошла на убыль еще задолго до вступления в ЕЭАС. Сейчас все наши действия, в том числе программа правительства и работа с инвесторами, направлены на то, чтобы воспользоваться широкими возможностями единого рынка объемом свыше 180 миллионов человек для индустриализации экономики.
Первые весточки уже есть: открывается обувное производство, идет речь о текстильной фабрике, появился интерес к нашим швейным предприятиям со стороны крупных производственно-торговых сетей, которые намерены размещать свои производства в нашей стране, поскольку случившаяся у нас девальвация оказалась выше, чем в Китае. Соответственно производимая у нас продукция стала дешевле. В совокупности фактор вступления в ЕАЭС и снятие таможенных, технических барьеров, воздействие этих факторов на курс валют сделали Кыргызстан более конкурентоспособным. К сожалению, несколько ухудшили наше положение региональный кризис, волатильность нацвалют. Но членство в экономическом союзе позволяет нам преодолеть кризисные явления более мягко, чем если бы мы не вступили в него. Покупательская способность наших партнеров, которые традиционно приобретают кыргызстанские товары, снизилась. Некоторые связывают наше вступление с обвалом рубля, тенге, удешевлением нефти. Но всем понятно, что присоединение Кыргызстана никак не связано с этими глобальными моментами.
Самое главное, чтобы экономика страны адаптировалась к новым условиям к 2017 году. Я отслеживаю выступления экспертов, высказывания в социальных сетях интернет-пространства и не согласен с теми, кто говорит: сначала надо построить предприятия, а потом вступать. Но в рыночной экономике правительство не имеет ни целей, ни полномочий строить производство. Обязанность государства — создать условия. А бизнес уже сам определяет, что на рынке востребовано, где какой спрос и какова себестоимость товара. Могли ли мы создать эти условия? Мы могли подготовить нормативно-правовую базу, и эта работа выполнена. Но этого недостаточно для решения бизнесменов о размещении производств в Кыргызстане. Нужны еще и финансовые инструменты — создан Кыргызско-Российский фонд развития. 2016 год для него должен стать прорывным, чтобы ресурсы, которыми он может обеспечить предпринимателей, заработали, создав ряд производств, способных стать локомотивом экономики, основой индустрии. А это и новые рабочие места, и рост денежных потоков в   госказну, и соответственный экономический рост. И не на последнем месте по значению — еще один из плюсов —  стабильная политическая ситуация в стране, причем как в сфере безопасности, так и в других секторах. Вселяют оптимизм и общие макроэкономические показатели: без учета Кумтора рост ВВП превысил 4 процента, а на этот год мы запланировали 5,2 процента. Нас пугали инфляцией и ростом цен, но независимая статистика свидетельствует: инфляция составила около 3 процентов, а по ряду позиций произошло и снижение. Мы считаем, что, несмотря на все негативные последствия регионального экономического кризиса, процесс адаптации идет, положительные моменты налицо.

Елена МЕШКОВА. 






Добавить комментарий