Main Menu

Никто сладкой жизни в ЕАЭС поначалу не обещал, но действительность первых месяцев членства в экономическом объединении оказалась более грустной, чем ожидалось

Об этом рассказали журналистам на пресс-конференции в информационном агентстве 24.kg Сергей Пономарев, президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг, и Дамира Долоталиева, председатель ЦК профсоюза работников торговли Кыргызстана. Оба эксперта — люди с многолетним стажем в сфере торговли и услуг, знающие проблемы рынков страны и работающих там людей не понаслышке. Тему они сформулировали острее некуда: «Кыргызстан в ЕАЭС: реальность превзошла пессимистические прогнозы». 

С. Пономарев: «Проблема международных перевозок — тема № 1 в ЕАЭС»  Сергей Пономарев предложил поговорить о том, какая ситуация сложилась на сегодня в экономике Кыргызстана, в частности в торговле: «Напомню, что в 2010 году, когда появился Таможенный союз, мы все обсуждали два сценария: плюсы и минусы как вступления в союз, так и воздерживания от него. Тогда мы детально обсуждали: если можно будет завезти в Кыргызстан довольно дешево товар или сырье из третьих стран, но вывезти потом свой товар невозможно, то такой сценарий предпринимателям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, не подходит. Они сказали: пусть товар станет дороже, но граница — открытой. То же сказали швейники, сельхозпроизводители, переработчики первичной продукции — мелкие и средние предприниматели. Но к августу 2015 года, времени реального вступления в ЕАЭС, ситуация стала иной — произошло серьезное изменение курса национальных валют к доллару и евро, этот пункт в оптимистическом и пессимистическом сценариях не учитывался. В тот момент правительством при нашем участии разработаны госпрограммы развития рынков «Дордой» и «Карасуу». К сожалению, эти программы так и не заработали, остались на бумаге. Предполагая, что возникнут серьезные проблемы, мы инициировали снижение НДС по импорту до 5-7%, чтобы отечественный бизнес остался на плаву, писали об этом во все инстанции — никто нам не ответил. Мы привлекли экспертов, которые разработали рекомендации, как быстро ликвидировать налог с продаж (НСП), существующий в Кыргызстане, но отсутствующий в Казахстане. Этот налог является каскадным по своей сути: каждый в цепочке от обработки сырья до реализации покупателю накручивает свой уплаченный НСП на цену товара. Мы хотели разработать и внести в Налоговый кодекс такое понятие, как оптовая торговля с нулевой ставкой, снизив тем самым этот «каскад». Поясню: сейчас международные транспортные компании, доставив грузы для частных предпринимателей, согласно новым правилам, отправляют их на адрес юридического лица, которое обязано платить НСП. В результате каждая машина, привезя товар на «Дордой», дополнительно тратит 3 тысячи долларов на этот налог, а торговля становится менее конкурентоспособной”.
Следующая проблема торговцев — работа некоторых транспортных компаний. На взгляд членов ассоциации, есть несколько крупных компаний-перевозчиков, аффилированных с некоторыми депутатами парламента и между собой. С. Пономарев бьет тревогу: «Несмотря на поручение премьер-министра, данное 25 ноября прошлого года, собрать в трехдневный срок представителей Гостаможни, 48 транспортных компаний, которые ввозят грузы в Кыргызстан, Минэкономики, членов Ассоциации рынков, предприятий торговли и услуг, чтобы детально обсудить проблему транспортировки товаров, дискуссия не состоялась — транспортники не явились. Хотя их заказчиками как раз и являются торговцы, а в бизнесе — по поговорке «Кто платит — тот и музыку заказывает». А нас игнорируют. Почему?».
Президент ассоциации сообщил, что 4 декабря прошлого года вице-премьер-министр Олег Панкратов, курирующий экономические вопросы, дал поручение собрать всех участников, но из транспортников явились только представители пяти социально ориентированных компаний, а остальные — не соизволили. Тогда вице-премьер объявил выговор руководству ГТС и предписал всем вовлеченным в процесс сторонам собираться два раза в месяц, чтобы в этот трудный период первого года членства в ЕАЭС совместно решать все проблемы. Но по-прежнему таких встреч нет, таможенники не могут собрать транспортников. «А нам кажется, что они и не хотят выполнять поручения премьера и вице-премьера. Скорее всего, присутствуют внутренние меркантильные интересы. Я не понимаю, почему таможенники не могут собрать представителей 48 транспортных компаний?! К тому же и антимонопольное ведомство тогда же получило команду в 10-дневный срок разобраться в транспортном вопросе. Это логично, монополисты там, бесспорно, есть, и мы назвали конкретные компании. Но пока и с ответом антимонопольщиков все не ясно. А уже прошло более полутора месяцев».
«Нерешаемые проблемы, — серьезно обеспокоен глава ассоциации, — приводят к оттоку десятков тысяч бизнесменов из сферы. А в ней, только по официальным цифрам, трудятся свыше 400 тысяч человек. Если в торговле не прекратятся перечисленные проблемы, процесс станет необратимым. Специфика бизнеса такова: если проблемы не решаются сегодня, через месяц, через четыре появятся другие структуры, которые займут освободившиеся места. И не факт, что это станут граждане республики».
Он упомянул и о проблеме так называемой таможенной очистки товаров. По его словам, существуют шесть методик проведения такой очистки. ГТС оформляет грузы по методике №2, которая дороже методики №1, применяемой в Казахстане. С этим вопросом предприниматели давно обращались в правительство: «Сделайте так, чтобы мы все действовали либо по второй, либо по первой методике. Чем дольше решается эта проблема, тем хуже для торгового бизнеса — теряем часть покупателей». При этом предприниматель рассказал, что 4 декабря вице-премьер О. Панкратов дал поручение применять методику №1, на что один из руководителей таможни сказал: «Так Москва на нас давит, вот и берем по второй». Вице-премьер ответил, что применять надо первую методику — под его ответственность, а «с Москвой проведем консультации». Но все осталось по-прежнему.

Д. Долоталиева: «Выросли и размер, и частота поборов
на казахских и кыргызских дорогах» 

     Глава профсоюза работников торговли Дамира Долоталиева много лет является для торговцев рынков, в первую очередь «Дордоя», настоящей защитницей их интересов. На этот раз она рассказала, как недавно с группой предпринимателей, журналистов, налоговиков и правоохранителей посетила торговую зону «Хоргос», что на казахско-китайской границе. Одной из причин поездки стало желание проверить, соответствует ли действительности утверждение одного местного политолога, что большая часть предпринимателей с «Дордоя» купила контейнеры в «Хоргосе» и именно поэтому простаивает наша местная торговля. «Нашей целью ни в коем случае не являлось желание очернить рынок «Хоргос». На сегодня приграничная торговая зона построена только процентов на 20-30, не более. Мы увидели, что там нет контейнеров. Сейчас действует всего три здания, в одном из них все места заняты, но во время нашего визита все магазины оказались закрытыми. Во втором здании — продажа мехов, а в третьем — тканей, постельного белья. Весь товар — китайский ширпотреб. Я вспомнила, как мы в 90-е годы ездили на китайские рынки за товаром — впечатление схожее. Нельзя считать «Хоргос» угрозой «Дордою», но и скидывать с весов эту торговую площадку также ни в коем случае нельзя», — предостерегает глава профсоюза торговли. Выход она видит в создании аналогичных приграничных зон на нашей территории в целях паритетности.
Затем Д. Долоталиева с горечью рассказала о поборах и мытарствах во время 12-часового пути на «Хоргос»: «Проблемы начались сразу же на КПП «Акжол» на кыргызско-казахской границе. Мы выехали на трех авто, одна из машин почему-то не понравилась таможеннику, ее перегнали на задний двор, заставили водителя снимать сиденье и в итоге вынудили его заплатить 30 тысяч тенге (свыше 6 тысяч сомов). А вначале требовали 50 тысяч! Водитель просто устал добиваться правды, и мы устали и замерзли за 2 часа остановки. За 12 часов пути нас останавливали много раз и каждый раз торговались и часами вымогали взятку. Мы сказали водителям: ничего им не давайте, если нарушили правила — отдайте права, пусть выдадут временные, а после будете разбираться на более высоких уровнях. То 30 тысяч у водителей вымогали, то 20, а с одним сторговались за 15 тысяч… Я понимаю и казахских предпринимателей, которые приезжают к нам и говорят: «Надоело к вам ездить, поборы на кыргызской стороне со стороны ДПС продолжаются под разными предлогами и сейчас». Вот и я ощутила на себе, что такое ездить по казахской территории. Хочу обратиться к руководству ГКНБ, МВД, к правоохранителям Кыргызстана и Казахстана: неужели поборы на дорогах непобедимы?».
По словам Д. Долоталиевой, не так давно высокопоставленный чиновник, призванный обеспечивать порядок на дорогах Кыргызстана, сказал торговцам: «Стояли на дорогах и будем стоять, брали и будем брать. Что вы, дордойцы, нервничаете? Раньше вы гребли золото лопатой, сейчас — совочком. А нам откуда зарабатывать?». (Как говорится, комментарии излишни. Приплыли, господа! Так мы в ЕАЭС далеко не уплывем — кто приедет к нам со своим товаром и куда поедет наш? — Прим. автора). Как она утверждает, сказано это было во время совещания, созванного по указанию вице-премьера, 25 ноября прошлого года в кабинете замминистра внутренних дел.
Д. Долоталиева сетует, в частности, на то, что сотрудники ДПС требуют от казахских грузоперевозчиков подтверждения, что конкретное лицо находится в списке частных предпринимателей, требуют предъявить международную лицензию на провоз багажа, справку от нарколога, документы на груз, а также товарные чеки, и вся эта процедура занимает по несколько часов. Но ведь существует перечень документов, которые перевозчик должен иметь с собой обязательно. А справки от ДПС о ввозимом товаре — противозаконны. Значит, все остальные требования — из области «щас я к столбу придерусь — что это он тут стоит»…
Она сообщила, что в день из Казахстана к нам на «Дордой» сейчас приходят по 15 автобусов с челноками. Они рассказывают, что останавливающие их уже на нашей территории сразу за КПП «Акжол» предлагают им «сопровождение»: если заплатишь на границе 30 тысяч тенге, то спокойно доедешь до рынка и обратно. А тех, кто отказывался платить, под разными предлогами останавливали и часами начинали «грузить» на всех последующих этапах пути до рыночного комплекса. (На это С. Пономарев сделал ремарку: «Дикость какая — сопровождение! Как будто по вражеской территории»).

О первых фактических плюсах и минусах нашего членства 

     С. Пономарев подчеркнул, что выбор Кыргызстана по вступлению в ЕАЭС был осознанным, что наше невступление могло привести к катастрофическому сценарию — отсутствию возможности продвижения кыргызстанского товара на рынки сбыта (ведь раньше более 60% нашего экспорта уходили в Россию и Казахстан). «Такой исход смерти подобен: мы потеряли бы рабочие места и обрушили экономику. Но сегодня я говорю о внутренних ресурсах, которые, к сожалению, пока не использованы. Для Кыргызстана, который ощутимо меньше братских Казахстана и России, необходима более мобильная экономика с более либеральным налогообложением. Увы, в Казахстане оно либеральнее. А нас тянет назад упомянутый налог с продаж. Итого 12 процентов составляет НДС плюс 8-9 от НСП. Кто за это платит из своего кармана? Все мы — потребители, покупатели. При этом мы неконкурентоспособны. Во многих странах мира электричество для предпринимателей дешевле, чем для населения, потому что там понимают: экономика держится на производстве. Если предприниматели не конкурентоспособны,  не будет страны. Это путь к кризису, нестабильности, смене власти. Мы не требуем дешевого электричества для бизнеса — у нас и так в СНГ самая дешевая электроэнергия. Но что мешает решать перечисленные выше вопросы? Отвечу опять: нерасторопность некоторых чиновников и их личные меркантильные интересы. Ведь в случае с ГТС и транспортниками у первых есть виды контроля, которые таможня может применить к «неявленцам». С другой стороны, как это компании могут не подчиняться приказу премьер-министра? Вице-премьера? Значит, чего-то боятся?      Или кого-то? А у нас к ним есть предложение обсудить тему, к примеру, создания логистических центров или вопрос разделения транспортных компаний по видам вывозимой продукции. Также и проблема поборов на дорогах основана на меркантильных интересах отдельных чиновников, которые плевать хотели на политику правительства в ЕАЭС, поскольку свой карман им ближе. Где правоохранительные структуры, которые не могут с ними разобраться? Эти  безобразия переполнили чащу терпения. На мой взгляд, непреодолимых препятствий в урегулировании всех этих вопросов нет. А если кто-то с какой-то известной фамилией не хочет честно работать — уйди, дай место другому, который и хочет, и может».
Д. Долоталиева подчеркнула: «Мы не можем решить даже несложные внутренние проблемы. Но пока мы с ними разбираемся, теряем потенциальных покупателей».
Что касается несомненных плюсов от вступления в ЕАЭС, председатель ЦК торгового профсоюза напомнила, что до августа 2015 года в связи с членством Казахстана в ТС границы закрыли, вес ввозимых и вывозимых грузов ограничивался 50 кг, а с 12 августа с открытием границ это ограничение снято. Второе — на «Дордой» вновь стали ходить автобусы с предпринимателями. В-третьих, уже не везут товар контрабандой, как было недавно и нередко.
Глава ассоциации дополнил: в Кыргызстан беспошлинно поступает ГСМ, есть возможность выходить на новые рынки сбыта, снимается много административных барьеров (к примеру, лабораторные испытания). К сожалению, период вступления совпал с разгорающимся кризисом в странах-партнерах и в мире. Так что надо рассчитывать на внутренние ресурсы, грамотное и мобильное управление.
Остается добавить, что эксперты, аналитики честно говорили: в первый период вступления в ЕАЭС «молочных рек с кисельными берегами» Кыргызстану ждать не стоит. Но потом ситуация нормализуется (по крайней мере должна) и многие вопросы отпадут сами собой. А насчет мобильного и грамотного управления — это вопрос к правительству.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий