Main Menu

Они все звали ее «мама»

В Кыргызстане, когда говорят о блокадниках Ленинграда, всегда вспоминают с благодарностью и уважением имя  Токтогон Алтыбасаровой. Ее имя стало символом нравственности,  символом подвига материнства, интернационализма. Когда  в военное лихолетье в семьях не знали, как прокормить своих детей, с отчаянной смелостью и удивительной силой духа она,  почти девочка, чуть старше тех, за чью жизнь брала ответственность, стала мамой для 150  обессиленных и истощенных ребятишек, привезенных в глубокий тыл из осажденного Ленинграда. 

1     Во время Великой Отечественной войны в Кыргызстан эвакуировали свыше 140 тысяч человек. 16 тысяч прибыли из блокадного горда на Неве, из них  3,5 тысячи — дети. Девчонок и мальчишек расселяли по детским домам на побережье озера Иссык-Куль. 800 ребятишек, оставшихся без родителей, кыргызстанцы приняли в свои семьи.
История Т. Алтыбасаровой удивительна. Живя в отдаленном иссык-кульском селе Курменты, Токтогон сама научилась читать, а слушая радио, выучила русский язык. В 1941 году, когда большинство мужчин призвали на фронт, как самую грамотную ее назначили  председателем сельского совета, а ведь девушке тогда не исполнилось и 17 лет. И вот она должна была отвечать за посев и сбор урожая, его заготовку, за все село, где трудились и жили люди старше ее по возрасту. Летом 1942 года пришло сообщение, что в Курменты привезут маленьких ленинградцев. Токтогон вместе с односельчанами приготовила помещения барачного дома, построенного под общежитие школы фабрично-заводского обучения, из мешков и сухого сена смастерили  матрацы. А когда наконец прибыли исхудалые от недоедания, напуганные  и заплаканные дети разных возрастов, она смогла уговорить жителей села поделиться в голодное время продуктами. Как после вспоминали уже выросшие питомцы Токтогон, жители села Курменты, отрывая от своих детей, несли для выживших в блокаду картошку, кумыс, молоко, хлеб. И в этом были тот  героизм и сила, царившие и на передовой, и в тылу.
Токтогон выкармливала ребятню, каждому находила доброе слово, тепло и участие. И самые маленькие, видевшие уже смерть, голод и бомбежку, чувствуя искренность, стали  звать ее мамой. Разве это не лучшая награда в мире! Многие ребятишки не могли назвать своих имен и фамилий. Отправляя в дорогу, им вешали на ручки бирки со всеми данными, но в пути от слез, пыли и влаги чернила стерлись. Поэтому Токтогон и сопровождавшие детвору люди сами придумывали имена, определяли примерный возраст воспитанников.
Около десяти лет прожили дети блокадного Ленинграда под опекой Токтогон. Она растила их, заботилась, воспитывала. Они вырастали, разъезжались на учебу, обзаводились семьями, но связь со своей мамой не прерывали, писали письма, приезжали в гости. За благие дела Создатель подарил ей долгую, счастливую судьбу. После войны Т. Алтыбасарова вышла замуж за парня-фронтовика из своего же села, она воспитала еще и восемь своих детей. При этом 44 года возглавляла колхоз. Токтогон Алтыбасарова ушла из жизни на 91-м году жизни в 2015-м. Ее образ запечатлен на памятнике блокадникам-ленинградцам, что стоит в Бишкеке. На черной мраморной плите выбит шпиль Адмиралтейства и лучи прожекторов над Невой, а чуть ниже — барельеф из белого мрамора: женщина-кыргызка держит на руках русского ребенка.

Дмитрий АЩЕУЛОВ и Нина ГОРШКОВА (фото).



« (Previous News)



Добавить комментарий