Main Menu

Лучше учить, чем лечить

Учебная деятельность учащихся в обучении предмета «Здоровый образ жизни»

При выборе методов обучения следует всегда стремиться к продуктивному результату. А он заключается в том, чтобы школьники не только могли понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и умели ими оперировать, применять в практической деятельности.
Особенность проблемного метода  обучения по предмету «Здоровый образ жизни» в том, что он должен ориентироваться на решение соответствующих специфических дидактических задач. Например, проблема сохранения здоровья людей в Кыргызстане стоит очень остро. И особую ответственность за ее решение несет каждый педагогический коллектив учебных заведений республики. Здоровье народа, как известно, является интегрированным показателем развития общества, а оно — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только  отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье человека — дело первостепенной важности как для индивида, так и для государства. Поэтому так важно формировать у ребят  желание быть здоровым и стимулировать стремление к правильному образу жизни, научить их рациональному поведению в конкретных условиях жизнедеятельности. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что если бы население мира придерживалось соответствующих рекомендаций, то человечество имело бы такие достижения в показателях здоровья, которые можно было бы сравнить с фундаментальными открытиями в области медицины. По данным ВОЗ и проведенных исследований Ю. Лисицина, Ф. Комарова (1995) установлено, что здоровье человека зависит в 55% от образа жизни, в 18% — от наследственных факторов, 17% — от факторов окружающей среды и всего в 10% от состояния здравоохранения. Считается, что эти факторы в различной степени, но управляемы. В возникновении большинства недугов виновны  сам человек, его низкая санитарная культура.
Изучая влияние личных привычек на организм, американские ученые Балок и Бреслоу сформулировали семь важнейших условий здорового образа жизни:

  • ежедневный 8-часовой сон;
  • трёхразовое питание в определенные часы;
  • ежедневные завтраки;
  • поддержание нормального веса;
  • воздержание от алкогольных напитков;
  • ежедневные физические упражнения;
  • полное воздержание от курения.

Применение проблемного метода обучения по предмету «Здоровый образ жизни» требует особых приемов, и, конечно, содержание материала должно подбираться с учетом интересов учащихся. Не менее важен в этом процессе и метод взаимообучения. Учащиеся могут обучать друг друга даже в большей мере, чем преподаватель. Обучение сверстников — один из самых эффективных способов привлечь внимание и заставить их изменить поведение. В данном случае преподаватели могут опираться на наиболее подготовленных ребят  — лидеров, которые должны иметь необходимые знания и навыки. Поэтому стержневым моментом многих форм  проведения занятий с применением активного метода обучения является дискуссия. В ней роль учеников особенно активна. Преподаватель должен лишь управлять процессом. Здесь важно еще и то, что необходимость отстоять свое мнение в дискуссии, оспорить оппонента требует от учащихся умения найти убедительные аргументы, обосновать суждения, выводы и предложения, а это в свою очередь побуждает к коллективной мыслительной деятельности, активизации знаний и формированию умений и навыков.
К активизации учебно-познавательной деятельности учащихся относятся и деловые игры. Особой разновидностью их являются ролевые игры: учащиеся ставятся в такие условия, когда необходимо принять решение в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию способности общения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в действии.
Еще один способ — мозговой штурм — также активирует учебно-познавательную деятельность учащихся. Преподавателем выдвигается вопрос для обсуждения, а участники быстро предлагают идеи или решение проблемы самостоятельно. Важным моментом проведения мозгового штурма является правильная постановка проблем. Пока собираются идеи, обсуждения запрещаются. После того как каждый выдвинет свою идею, группа решает, какую стоит  рассматривать глубже. Важно не давать оценку высказываемым идеям, а принимать все и сначала записывать их на доске или листе бумаги.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому особое значение для предмета «Здоровый образ жизни» приобретает метод мотивации. Действительным побудительным началом активной мыслительной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащихся решить проблему, познать истину, доказать, оспорить и т.д. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной.
Существует  несколько  определений  понятия  ЗОЖ, который формируется не только через учебно-познавательный процесс, но и  активный двигательный  режим, в том числе через физическую культуру и спорт (гигиеническая  гимнастика,  физкультминутки,  спортивные  праздники, дни  здоровья, внеклассные и внешкольные  мероприятия в  спортивных  секциях  и  кружках, индивидуальные  или  массовые  занятия  в спортивных и  оздоровительных центрах или клубах). Формы  занятий  физкультурой  и  спортом в школах могут быть  очень разнообразными — от уроков до занятий  в  спортивных  учреждениях.  Очень  важно  проводить их так,  чтобы  они  приносили наибольшую  пользу. Одной  из форм  организации  физкультурно-оздоровительной  работы  в  образовательных  учреждениях  является  организация  внеучебных спортивно-массовых  мероприятий,  направленных  на  пропаганду ЗОЖ. Это могут  быть  различные  конкурсы,  викторины,  спортивные  праздники «Веселые  старты»,  «Папа,  мама,  я  —  спортивная  семья»,  «День  здоровья»  и  многие  другие.

Дамира ЖУМАБАЕВА,
научный сотрудник лаборатории педагогики
и профессионального образования КАО.






Добавить комментарий