Main Menu

Новые сведения о Василии Фрунзе

Недавно в Центральном государственном архиве Казахстана в фонде № 44 (Семиреченское областное правление), мы обнаружили комплекс новых уникальных документов, вносящих уточнения не только в биографию Василия Михайловича Фрунзе — отца выдающегося государственного и военного деятеля Союза Советских Социалистических Республик Михаила Васильевича Фрунзе, но и в историю административной и культурной жизни Кыргызстана в конце XIX века. 

    А именно: подлинник представления Токмакского уездного врача токмакскому уездному начальнику о награждении вольнонаемного фельдшера Василия Фрунзе за № 44 от 10 февраля 1884 г., подлинник наградного листа на состоящего в запасе армии старшего фельдшера Василия Фрунзе, составленный 15 февраля 1884 г., копию приказа военного губернатора Семиреченской области от 1 сентября 1887 г. за №168 о награждении Василия Фрунзе в числе других коллег серебряною медалью для ношения на груди за труды по оспопрививанию.
Итак, обратимся к выявленным нами архивным документам. В представлении от 10 февраля 1884 г. токмакский уездный врач Адам Викентьевич Пржегодский токмакскому уездному начальнику Модесту Петровичу Пущину (род. в 1842 г.) писал: «Вольнонаемный фельдшер Василий Фрунзе, служащий при токмакском приемном покое с 1876 года, постоянным усердием и знанием дела заслуживает вполне внимания. Оставаясь нередко за отсутствием моим при приемном покое и с массою больных в городе, он выполняет все требования толково, умно и безукоризненно. При всех делаемых мною операциях и встречающихся трудных родах он служит мне действительным помощником. В прошедшие годы, кроме своих прямых обязанностей, он занимался усиленно оспопрививанием в русских и дунганских селениях, а в последние два года принимает самое деятельное участие в обучении оспопрививанию туземных учеников.
null     Доводя о всем изложенном до сведения Вашего высокоблагородия и основываясь на том, что полезная и усердная служба фельдшера Фрунзе известна Вам также хорошо, я имею честь просить о награждении его, войти с ходатайством к господину военному губернатору Семиреченской области».
Из содержания второго документа — наградного листа на состоящего в запасе армии старшего фельдшера Василия Фрунзе, составленного 15 февраля 1884 г., — мы узнаем, что Василий Михайлович Фрунзе, состоящий в запасе царской армии, служил старшим фельдшером при токмакском приемном покое по вольному найму с 23 марта 1876 года, жалованья получал в год 480 рублей. Под судом и следствием не был. В графе, за что к награде представляется, указано: «За отличную усердную службу, которую он снискал в армии, особенное к себе доверие и вследствие засвидетельствования токмакского уездного врача о чрезвычайно полезной его деятельности, причем во многих случаях он служит ему действительным помощником». Испрашивалась награда — малая серебряная медаль на Станиславской ленте.
В третьем документе — в копии приказа военного губернатора Семиреченской области генерал-майора Григория Ивановича Иванова (1841-1899) от 1 сентября 1887 г. за №168 — говорится, что «за труды по оспопрививанию высочайшим награждены серебряными медалями для ношения на груди: верненский мещанин Филипп Соколов, вольнопрактикующий фельдшер Иссык-Кульского уезда Иван Шеленов, старший фельдшер Токмакского уезда Василий Фрунзе».
image description     Из научных исследований ученых Федора Владимировича Пояркова (1851-1910), Дуйше Осмоновича Айтмамбетова (1921-1985), Калипы Арыкбаевны Арыкбаевой, Владимира Яковлевича Галицкого (1925-2004), Людмилы Васильевны Кулишовой (умерла в 2012 г.), Валентины Алексеевны Воропаевой, Сагындыка Ордабекова и других, где содержатся сведения о жизни и деятельности Василия Михайловича Фрунзе, мы знаем, что он по национальности молдаванин, родился в 1854 году в селе Захаровка Тираспольского уезда Херсонской губернии России (ныне с. Фрунзовка, Одесская область, Республика Украина). После окончания в 1874 году фельдшерской школы при Императорском московском воспитательном доме его призвали в армию и направили в Туркестанский край военным фельдшером. Служил он в должности помощника врача военного лазарета в уездном городе Токмаке.
Из приведенных выше документов проясняется: как видно из сведений наградного листа, Василий Михайлович Фрунзе исправно отслужил свой долг перед Отечеством (вероятно, с 1874-го по 1876 год, а не до 1875-го) и состоял в запасе царской армии. На это в первую очередь обращал особое внимание хорошо знавший В. Фрунзе с первых дней службы в Токмаке, ещё будучи старшим помощником Токмакского уездного начальника с 1871 года, многоопытный  военачальник полковник М. Пущин, когда начинал свое представление его к награде с формулировки: «За отличную усердную службу, которую он снискал в армии, особенное к себе доверие…».
В представлении токмакского уездного врача А. Пржегодского Токмакскому уездному начальнику указывается, что Василий Фрунзе свои обязанности выполняет «с постоянным усердием и знанием дела… толково, умно и безукоризненно… кроме своих прямых обязанностей, он занимался усиленно оспопрививанием в русских и дунганских селениях, а в последние два года принимает самое деятельное участие в обучении оспопрививанию туземных учеников», заслуживает вполне внимания, то есть государственной награды.
Действительно, в 1877 году после поражения антиправительственного восстания дунган в Синьцзяне (в цинском Китае) на территорию Кыргызстана в сильную зимнюю стужу проникли тысячи беженцев, состояние которых оказалось крайне тяжелым. Вот как наглядно описывал «безукоризненное и со знанием дела» выполнение своих прямых врачебных обязанностей Василием Фрунзе, события тех времен его современник и коллега, известный врач и исследователь Семиречья Федор Владимирович Поярков (1851-1910): «Мы во имя справедливости должны добром помянуть деятельность двух людей, вложивших много труда, не жалевших своих сил и здоровья, чтобы облегчить страдания множества тяжело больных дунган. Уездному врачу Адаму Пржегодскому и его помощнику фельдшеру Василию Фрунзе выпало вынести на своих плечах все тяжести громадного труда по уходу за тяжело больными дунганами: более сотни больших операций, не считая малых, пришлось сделать… Первым пришел он со своим помощником на помощь к несчастным и, как настоящий солдат, последним оставил поле сражения, ушел только тогда, когда все сделал». Как видно из представления А. Пржегодского, Василий Михайлович не только принимал самоотверженное участие в спасении представителей дунганского народа в самый критический период их жизни, с первых дней пребывания их в Кыргызстане, но и в последующем постоянно заботился об их здоровье, и по собственной инициативе, что не входило в его прямые обязанности, «он занимался усиленно оспопрививанием в русских и дунганских селениях».
image description     И самое главное, на мой взгляд, — это следующие строки автора «представления» о том, что Василий Михайлович Фрунзе опять же за рамками своих прямых обязанностей, по своей инициативе «в последние два года принимает самое деятельное участие в обучении оспопрививанию туземных учеников». Этот аргумент Токмакского уездного врача А. Пржегодского становится документальной основой сведений кыргызских исследователей Жээнбая Самаганова, Дуйше Айтмамбетова о том, что среди этих «туземных» — то есть кыргызских учеников — оспопрививателей был находящийся в Чуйской долине на службе в 1878-1887 гг. у управителя Тынайевской волости Сауранбая Худоярова и его сына Дюра Саурамбаева будуший известный кыргызский народный акын Байымбет Абдрахманов (Тоголок Молдо, 1860-1842). Вероятно, именно после обучения Василием Михайловичем Фрунзе местных лекарей из кыргызов стало возможно введение должности оспопрививателя во всех волостях Семиреченской области в начале 1890-х годов с годовой заработной платой от 60 до 160 рублей. И, как следует из вышеприведенного документа, Василия Михайловича Фрунзе наградили серебряной медалью императора России 1 сентября 1887 г. конкретно «за труды по оспопрививанию». Надо особо отметить, что до сих пор в научных публикациях о награждении Василия Михайловича Фрунзе за «деятельность» по оспопрививанию хотя и говорилось, но без указания даты или хотя бы года награждения. А это ведь очень важный момент для анализа фактов, позволяющий ученым прояснить некоторые детали из его жизни и сделать определенные выводы, характерные разным этапам биографии Василия Михайловича.
По свидетельству того же Ф. Пояркова, современника В. Фрунзе, он был «человеком всегда отзывчивым к нуждам ближних и всегда, во всякое время помогал как умел и как мог словом и делом. Он оставил о себе добрую память среди крестьян-переселенцев и местных жителей. По своему природному уму и знаниям В. Фрунзе стоял выше многих из окружающих его и занимавших более высокое, чем он, общественное и служебное положение. Благодаря своему трудолюбию он достиг некоторой обеспеченности, так что мог дать детям своим, для которых жил и трудился, образование в гимназии. Но времена и люди меняются… Прежние друзья и приятели, раньше заискивавшие перед ним, а теперь дослужившиеся всякими правдами и неправдами до титулярного и даже надворного советника, отвернулись…»
Казахский исследователь, доктор медицинских наук, профессор Сагындык Ордабеков, специально изучавший врачебную деятельность В. Фрунзе, по вышеуказанному поводу привел примечательные доводы, где утверждается, что «благодаря обширной практике, самостоятельному чтению специальной медицинской литературы Василий Михайлович обладал серьезными медицинскими знаниями, очень помогавшими ему в борьбе с вековыми врагами местных жителей — туберкулезом, оспой, трахомой. Медицинские учреждения в то время оказывали помощь в первую очередь чиновникам, состоятельным горожанам. Забота царской администрации об «инородных» сводилась к проведению карантинных мер во избежание крупных эпидемий среди русского населения. Он не соглашался с такой постановкой дела. Ходатайства его через влиятельных друзей об увеличении количества медикаментов, учреждении больничных коек для простого люда вызывали у администрации раздражение, перешедшее впоследствии во вражду».
По сведениям историка Владимира Яковлевича Галицкого, в построенном в 1879 году в Пишпеке В. Фрунзе доме на углу ул. Васильевской и ул. Судейской (нынешних ул. Фрунзе и ул. Раззакова) и в расположенном рядом здании, где размещались аптека и амбулатория, Василий Михайлович лечил людей и скот. Это место хорошо знали горожане, жители близлежащих сел, особенно кыргызы. И за редкую доброту, душевность, гуманизм, бескорыстие и профессионализм местные жители прозвали его орус ата (русский отец). Неординарная по существу отеческая забота Василия Михайловича Фрунзе к местному населению, особенно к кыргызам, породила неприязненные отношения к нему местного чиновничества. Приехавший с инспекцией в Пишпекский уезд генерал-губернатор Степного края барон М. А. Таубе (1889-1900), осведомившись о гуманистических деяниях местного фельдшера В. Фрунзе, у которого в больнице на стационаре лечились «инородцы», тут же распорядился об их выписке, а допустившего такую вольность Василия Михайловича — освободить от работы. В 1890 году его направили в Пишпекское уездное управление на должность присяжного счетчика, которая не приносила ему никакого морального и материального удовлетворения.
     И это стало ожидаемым следствием, ибо в Туркестанском крае, как верно определял еще 24 февраля 1917 года в своем показании генерал-губернатору Туркестана бывший депутат 2-й Государственной думы России (1907-1911) Мужамеджан Тынышпаев (1879-1937), после ухода с поста первого генерал-губернатора Степного края более или менее разумного и лояльного управленца Герасима Алексеевича Колпаковского (1819-1896), с 24 октября 1889-го до 1905 года, во  втором переходном периоде управления колониальными властями в Туркестане, «стали появляться темные лица, которые и начали эксплуатировать простодушных киргизов…», то есть коррупционеры и откровенные шовинисты.
Как мы знаем, в 1893 году Василий Михайлович Фрунзе был вынужден подать прошение об увольнении с концелярской службы из Пишпека и уехать в соседний Аулиеатинский уезд. В это время начальником Пишпекского уезда работал с 15 июня 1891 года А. Талызин, произведенный в надворные советники 27 января 1893 года. Вероятно, о нем вел речь Ф. Поярков, когда указывал в своих воспоминаниях, что «прежние друзья и приятели, раньше заискивавшие перед Василием Фрунзе, а теперь дослужившиеся всякими правдами и неправдами до титулярного и даже надворного советника, отвернулись…», Талызин главной целью своей деятельности в уезде определил «систематическую борьбу с манапами (т. е. местной элитой. — Д. С.)» и отличался крайним радикализмом на службе.
Василию Михайловичу Фрунзе лишь через два года, в 1895 году, вновь удалось устроиться фельдшером в с. Мерке. Едва проработав около двух лет, он внезапно умер от болезни в 1897 году в 43-летнем возросте. Как видим, в самом расцвете сил, и тем не менее он оставил о себе добрую память среди местных жителей.
Таким образом, приведенные здесь новые сведения из выявленных нами архивных документов позволяют уточнить конкретные факты из биографии отца знаменитого народного комиссара СССР Михаила Васильевича Фрунзе — Василия Михайловича Фрунзе. Они еще ярче проявляют всю гнусность и мракобесие колониальных властей царизма в тогдашнем Семиречье, особенно обозначавшиеся с конца XIX века. По существу царская колониальная администрация сломала жизнь гуманиста Василия Михайловича Фрунзе. Об этом, кроме вышесказанного, наглядно свидетельствуют и строки из воспоминаний того же врача Ф. Пояркова, где указывается, что «разбитый нравственно и материально разоренный, переживая страшные душевные мучения, он умер». И, конечно же, выросший, возмужавший в среде вопиющей несправедливости и беззакония, переживший их на примере трагической судьбы своего отца и трудных испытаний собственной семьи, Михаил Васильевич Фрунзе встал на тернистый революционный путь с ранних лет и стал одним из организаторов социалистической революции в России в 1917 г. и основателем советского государства.

Доолотбек САПАРАЛИЕВ, к.и.н., профессор Кыргызско-Турецкого университета
“Манас”.






Добавить комментарий