Main Menu

Как я пересекала госграницу

 Накануне  православного Рождества возникла необходимость посетить приграничное казахское село Кордай (некогда более известное жителям как Георгиевка). В придачу  к появившейся необходимости подключился и журналистский интерес: взглянуть своими глазами, какова сейчас обстановка в пунктах пропуска на государственной границе с Казахстаном после  почти четырехмесячного членства Кыргызстана в Евразийском экономическом сообществе. Благо погода, совсем не предрождественская, а весенняя, теплая и солнечная, располагала к поездкам, в обед я прибыла на контрольно-пропускной пункт «Акжол», что в 22 км от Бишкека.

Пока шла по кыргызской (еще) территории, критичный  журналистский взгляд выхватывал некоторые бросающиеся в глаза бытовые детали процесса перехода границы. Как положено по мировым и региональным погранпроцедурам, вдоль ведущей в соседнюю страну дороги справа оборудованы  теперь два узких, изолированных друг от друга коридора  — красный и зеленый. Причем почему-то красный — под крышей, а зеленый — без нее. Народ, естественно, «валит» исключительно по зеленому коридору, изрядно затоптанному от недавнего снега и последующей оттепели. Ближе к концу этого легкого тоннеля в дорожке образовалась, как бы сказать понятнее, глубокая и широкая  дыра…. Наши люди не мудрствуя лукаво  вместо организации легкого ремонта полотна кинули сверху на эту дыру поролоновый матрац от дивана (!!!). В момент моего посещения границы эта, так сказать, «заплатка», криво лежащая на дефектном полотне пешеходной дорожки, была не только страшно мокрой и грязной после многих сотен ног, но и еще сместилась с положенного места и мешала провозу багажа. Ну ладно, подумала я, чего не  бывает…
Наш отечественный пограничник быстро всунул мою ID-карточку в считывающее устройство,  фотокамера зафиксировала мою физиономию, после чего я без проблем покинула  родную страну.
На подходе к казахскому пункту пропуска в момент обеда образовалась огромная толпа из постоянно  вытекающих из пригородных маршруток и личного транспорта путников с багажом и без. В помещении, где всем следовало заполнить миграционную карточку для въезда в Казахстан, было крайне тесно, очень шумно и по-советски безалаберно. Например, бланк этой карточки почему-то находится не вдоль высоких столов-полок, где люди  ее заполняют, а в дальнем от входа углу, на окне. Все спрашивают друг друга, где взять  бланк, потом в толпе протискиваются к окну, чтобы затем вернуться к столам для заполнения карты. К тому же непонятно, почему в карточке так все мелко напечатано? Ведь вполне очевидно, что не все путники обладают стопроцентным зрением. Даже в очках сложно разглядеть, где  и что следует заполнить, к тому же и освещение в помещении неважное. Неужели сложно изменить шрифт на более крупный?
В самом пункте паспортного контроля  я насчитала  девять  кабин.  Конечно, именно в данный момент работали всего четыре из них, вследствие чего образовались огромные очереди. И, конечно, некоторые из граждан, опять же по не забытой еще советской привычке, пытались влезть без очереди, толкая собой и сумками впереди стоящих. Таможенники же спокойно и вежливо делали свою работу, но в толпах стоящих время от времени возникали какие-то нервные споры и ссоры. Наконец минут через 40 подошла и моя очередь. Офицер спросил о цели моего визита, сосканировал мой кыргызский паспорт, и я выскочила на свежий воздух. Отвечая в тот момент на звонок по сотовому телефону, я не заметила, что в кабинке паспортного контроля остался мой чехол для паспорта с  пластиковой картой VISA, поскольку ID-карту пограничник отдал мне в руки. Когда  же он догнал меня и вернул забытое имущество, я сердечно поблагодарила его за внимательное отношение к людям и строго пожурила себя за беспечность.
В дальнейшем я прошлась по всем аптекам приграничного села в поисках нужного мне лекарства и через пару часов вернулась на КПП. При входе в пункт погранконтроля с казахской стороны обращает на себя внимание объявление крупным шрифтом: «В связи с вхождением Кыргызстана в ЕАЭС таможенные пошлины отменены!» Объявление крайне полезное по ряду причин: во-первых, в связи с началом нашей торговли на едином пространстве ЕАЭС, во-вторых, во избежание имевших место в первые месяцы нашего членства, по свидетельству некоторых наших и казахских торговцев, беззастенчивых поборов вблизи как нашей, так и казахской границ. Типа примитивного рэкета.
Обратный процесс  возвращения в Кыргызстан занял у меня едва ли пять минут: из четырех кабинок паспортного контроля работали две, очереди и ажиотажа не наблюдалось. Переходя мост через  нашу совместную реку Чу, я обратила внимание, что теперь на казахском берегу, в соответствии опять же с мировыми стандартами, имеются распаханная бороздами полоса и ограждение с  традиционными полосатыми пограничными столбами, увенчанное круговой «колючкой». Все как всегда на любой границе — враг (если что) не пройдет!
Немного, правда, испортила впечатление неразбериха с транспортом на кыргызской стороне: выйдя из КПП, люди стремились к маршрутным такси, которых вблизи границы  на тот момент обнаружилось всего два. Зато  обычные таксисты выходящих прямо «с ног сбивали» в поисках клиентов, чтобы  за отнюдь не божескую плату (от 200 до 500 сомов за десятиминутную поездку — совесть вообще-то надо иметь, господа таксисты!) доставить нас в Бишкек.  Чуть позже выяснилось, что все прочие маршрутки, оказывается, стояли в 50 м от границы. Сразу возник вопрос: кому выгодна эта  транспортная неразбериха? Почему  нет асфальтированной (как на казахской стороне) стоянки для коллективного и личного транспорта вблизи выхода из КПП на кыргызской стороне, ведь люди же в большинстве выходят с багажом? Кто ответит?
И последняя ложка дегтя. Ну почему у нас повсеместно везде так  грязно?  И на нашей стороне, и на казахской? На пограничном  мосту через реку Чу даже висит десяток объявлений, призывающих граждан не бросать мусор в реку… Значит, имелись такие прецеденты.  Когда уже вспомним расхожую истину: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят?..

 Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий