Main Menu

Неувядаемый талант

Мару Ташимовичу Байджиеву исполнилось 80 лет. Юбиляр прожил содержательную, плодотворную жизнь, внес огромный вклад в сокровищницу национального театрального искусства. Вот передо мной лежит сборник его пьес «На сцене», изданный в 2005 г. в Бишкеке, страницы которого переворачиваются так нелегко, как будто сделаны из листовой меди, а не из бумаги, ибо в нем содержатся оригинальные творения М. Байджиева, представляющие сложный сплав новейшей национальной и современной мировой драматургии. 

1     Здесь много замечательных вещей, но обращает на себя особое внимание небольшое по объему произведение «Дуэль», которое  является одной из самых первых пьес Байджиева. Мы, его поклонники, удивились еще в 70-х годах прошлого века, когда она была  поставлена сначала в театрах Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, в Москве, а только затем — в Бишкеке. Мы думали, что это, как всегда, произошло в результате нашей кыргызской нерасторопности. Оказывается, пьеса написана с достаточно смелым и значительным отклонением от принципов соцреализма, как будто автор еще тогда чувствовал подземные толчки, предвещающие закат мирового социализма, деградацию его духовных и морально-нравственных устоев, распад его цитадели — Советского Союза. Привыкшие и у себя дома к соцреализму, к определенной манере отражения жизни в искусстве по данному методу, европейцы однако увидели советскую реальность совсем по-другому. К тому же это произведение было создано неизвестным молодым драматургом из «неизвестной республики», существующей на национальных окраинах Советского Союза. Байджиеву здесь удалось просто раскрыть реальную советскую жизнь как она есть. И это их потрясло. Ибо жизнь эта была суровая, живая, но в то же время пронзала своей болью, своей замороженностью. Наивность, чистота, но рядом с этим и жестокость, и предательство — как и в самой жизни. А ведь нельзя же было в том Советском Союзе быть жестоким и нечестным. Не разрешалось. Все были счастливы. А стоны не стихали… Душили постыдная бедность, засилье бюрократии.
В пьесе всего три действующих лица. Два из них мужчины: Искендер — из спекулянтского слоя советского времени, подонок, завладевший девушкой Нази путем шантажа и обмана.
 Азиз — человек трагической судьбы. Он обречен на смерть, заражен лучевой болезнью, что случилось в результате его героического, самоотверженного поступка. Как командир патрульного катера он спас от радиационного заражения большой пассажирской корабль с тысячами людей. Для этого ему пришлось пересечь радиационную зону.
 Нази — девушка, подло обманутая и фактически изнасилованная Искендером, преданная своей родной матерью. История её трагической жизни беспощадно отражается в следующем потрясающем диалоге с Азизом, которого она любит:
Нази. Вам кажется, что там, в море, вы совершили подвиг, но вы совершили преступление.
Азиз. Я не понимаю вас.
 Нази. Да! Может быть, на теплоходе, который вы спасли, была мать, продавшая честь дочери, был человек, который подло обманул девушку и навсегда лишил ее материнского счастья.  Может быть, там была некая жалкая личность, которая делала вид, что она невинная жертва. Может быть, на теплоходе был человек, который, оклеветав друга,  потом выгнал его жену на улицу с малыми детьми и занял ее квартиру.
   Азиз. Довольно! Вы хотите сказать примитивную мысль о мерзости рода людского, о том, что он не стоит того, чтобы за него погибали…
 Нази. Может быть, мир голубой, как небо над Иссык-Кулем, а люди чисты, как эти летящие лебеди?..
 Азиз. Нет, Нази. Мир не голубой и не черный. Он красится всеми цветами спектра. Пока есть человек, будут в мире любовь и ненависть. Пока человек питается хлебом и мясом, будет борьба за жизнь. Пока человек смертен, будут и горе, и утраты… И добро, и зло!
Нази. Где ты был до сих пор? Я ждала тебя. Ждала всю жизнь, но приходили другие. Приходили и убивали меня. И вот пришел ты, как я хочу быть с тобой! Только с тобой! Но ты пришел очень поздно. Как несправедливо устроен мир. Почему люди боятся друг друга, хитрят, изобретают страшные бомбы вместо того, чтобы любить, рожать детей, сеять пшеницу? Скоро ты уйдешь совсем. Но ты останешься во мне, в моей совести, в моей гордости… Спасибо тебе, мой добрый человек…
Здесь Байджиев брал лирический сюжет, а открывал за ним картину эпическую, то есть подразумевающую измерение истории (атомный век, противоборство двух антагонистических систем, социальную справедливость и т. д.). Сама же возникшая между ними любовь вполне обыкновенна. Но дело не в ней, а в том, как пьеса говорила о любви. А смысл таков, что любовь животворяща. Мы живы до тех пор, пока несем в себе любовь. Или надежду на любовь.
Драматургу Байджиеву органически присуще чувство эпического, трагического (может быть, это от его трагического детства — он рано лишился отца в результате сталинских репрессий).
Так, суть его пьесы «Древняя сказка» — это трагический бунт природы против человека, это предупреждение всему человечеству. Если не сделает оно крутой поворот в своем нравственном самосознании и поведении, то конец света неминуем.
Как показал Всемирный экологический саммит, который состоялся недавно в Париже, экономическое развитие государств, благополучие и здоровье наций находятся под постоянной угрозой со стороны природных и рукотворных антропогенных катастроф. Если в прошлом подобные явления были чрезвычайно редки и их последствия ограничивались отдельными районами или регионами одной страны, то в начале XXI века ситуация изменилась коренным образом. Природные и техногенные катастрофы приобрели разрушительный глобальный характер как для экономики планеты, так и для её экологии. Так, за последние 40 лет количество только природных катастроф с ущербом более 1 миллиарда долларов возросло в 4,5 раза.
При сохранении существующих тенденций уже к 2020 году экономический ущерб от катастроф может достигнуть в среднегодовом выражении астрономической величины — 250 миллиардов долларов, что в три раза превысит показатель 90-х годов, тогда как мировой валовой продукт, по прогнозам аналитиков, вырастет лишь в 1,7 раза.
В «Древней сказке», которая служила затем сценарием фильма Океева «Потомок белого барса», месть и протест окружающей среды против человека изображаются на стыке фантастики и мифологии, но так соприкасаются с реальной действительностью, что невозможно не поверить.
Взаимную ненависть и непримиримость, особенно проклятие природы Серой Козы, обращенное к Кожожашу, невозможно читать без содрогания и потрясения.
 К о ж о ж а ш (удивленно). Серая Коза?
 Серая К о з а. Да, Кожожаш, я. И разве ты не знаешь, что мы с тобой родные? У нас с тобой одна мать и один бог.
 Кожожаш. Какая мать?! Какой бог?
Серая Коза. Наша мать — природа. Наш бог — совесть. Но в душу твою пробралась алчность, и ты утратил совесть.
 Кожожаш. Это ты, проклятый оборотень? (Тяжело дышит.) Ты хочешь быть укором моей совести? Преследовать, проклинать? Мстить мне всю жизнь? Но нет… Старая ведьма. Так не будет. Кто-то из нас останется один. Я должен убить тебя. Нет, ты не уйдешь от меня!  (Делает попытку взобраться на скалу, но камни осыпаются под его ногой, и он остается висеть,  держась за корень.)
 Серая Коза.

Обнимая черный камень,
На утесе неприступном
Будешь вечно ты висеть.
Неутешным вдовьим воплем
Твоя верная Зулайка
Огласит Долину Трав.
Сын твой, только что рожденный,
Не обласканный тобою,
Станет горьким сиротой…
Кожожаш. ты мною проклят!
На утесе неприступном
Будешь вечно ты висеть.

     На дворе новое время, XXI век, а пьесы Байджиева не только не устарели, но и приобретают все большую актуальность. Это верный признак, что талант творца никогда не стареет, остается всегда новым. Дорогой Маке, желаю вам долгих лет жизни, больших творческих успехов! 2

Ж. СААДАНБЕКОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий