Main Menu

ДЖЕНИШ ЗНАЧИТ ПОБЕДА. Старость меня дома не застанет…

Человек сам творит себя и свою судьбу — так говорят о людях, добившихся определенных успехов в жизни, стремящихся сделать что-то значительное, прожить с пользой отпущенные годы. Так всегда воспитывали советских людей: учили приносить пользу обществу, Родине, а потом уж думать о себе и своих близких. Но семейные традиции не позволяли забывать о близких, и жизнь заставляла в равной степени думать и о Родине, и о своих родных. Наша история будет о сыне: достойном сыне своих родителей, верном сыне своей партии, служению которой отданы лучшие годы, замечательном сыне своей Родины, которая была огромным многонациональным государством, такой и осталась в душе нашего юбиляра. Конечно, он любит свой родной Кыргызстан, ценит его независимость, но, как герой своего времени, ностальгирует по единой стране — Советскому Союзу. 

1     Светлым и радостным было рождение нашего героя. Он появился на свет в свободной стране, стал желанным первенцем своего отца, мечтавшего о хорошей жизни для него. Сам отец испытал много тягот: в числе бежавших в Китай после событий 1916 года он мечтал на чужбине вернуться когда-нибудь домой, на родной Иссык-Куль, увидеть родные горы и сырты, завести семью и вырастить сыновей. В 1924 году отец вернулся в родные края: молодое советское государство выкупало киргизских беженцев 1916 года, пострадавших от гнета колониальной политики царизма и находившихся в китайской неволе.  Так повезло ему в первый раз — возвращение на родину ждало не каждого ушедшего в Китай. Вторым везением оказалась женитьба на уже немолодой вдове, потому что молодому и нищему парню нечем было заплатить калым за невесту. Именно в этом браке и родился Джениш, вполне оправдавший всей своей жизнью такое победное имя. Отец отличался тонким умом и острым словом, и эти замечательные качества унаследовал от него его первенец, сын Джениш.
Детство и отрочество Джениша ничем не отличались от нелегкой жизни подростков военного поколения. Родился он в 1935 году, и война прошла по его жизни, отобрав многие радости беззаботного детства, заставив быстро повзрослеть и научиться принимать самостоятельные решения. Джениш освоил грамоту и в годы войны был на передовой идеологического фронта — собирая жителей своего родного села Корумду на короткие собрания, он читал им газеты, где сообщались новости с фронта, а также описывались трудовые подвиги тех, кто остался в тылу. Учась в старших классах, Джениш стал преподавать историю для младших классов. «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного учителя…» — так, немного перефразируя Н. А. Некрасова, мы отметим, что, еще будучи учеником, Джениш был отмечен судьбой как учитель. И действительно, вся его жизнь — это подвижнический подвиг учителя. Закончилась война, получено среднее образование, накоплен скромный опыт преподавания истории, и в 1952 году Джениш принимает решение поступить на исторический факультет учительского института в городе Пржевальске (ныне Каракол). Будучи студентом, Джениш приехал на каникулы в свои родные места, и  отец отправил его пасти овец. Паренек  хорошо управлялся с идеологической работой, просвещая местных жителей, отлично постигал научные знания, читая умные книжки. А вот пастух из него получился никудышный. Стадо свое студент потерял, домой вернулся без овец, и  отец понял, что пастуха из сына не получится, пусть лучше в городе изучает науки. Овец нашли, они покорно ждали своих пастухов за соседней горой и блеяли так, словно пели гимн будущему великому ученому.
Скучную провинциальную жизнь Джениш Джунушалиев в 1955 году променял на столичную, и пусть учиться пришлось дольше, но в 1960 году он окончил исторический факультет Киргосуниверситета. Времени в университете парень даром не терял: усиленно изучал русский язык, постигал тонкости исторической науки, сумел очаровать свою однокурсницу и увести ее в загс. Покидал столицу дипломированный специалист-историк с молодой женой, знанием русского языка и с карьерными амбициями оживить скучную провинциальную жизнь в Туя-Муюне, куда семейную пару направили отрабатывать полученные в университете и закрепленные в дипломе знания. Молодой деятельный специалист сразу же был назначен директором Туя-Муюнской школы, и благодаря ему в это глухое отдаленное село Араванского района Ошской области проникает свет (и в прямом, и в переносном смыслах) цивилизации. Новому руководителю школы удается электрифицировать село, получив генератор-электростанцию, благодаря ему появляются в Туя-Муюне первые телевизоры, а это дорогого стоит. Народ в отдаленном селе почувствовал свою причастность к тем великим делам, которые вершились в стране, и во многом благодаря молодому директору школы, который всеми правдами и неправдами стремился обеспечить село благами цивилизации. В те годы деятельные специалисты отмечались партийными органами как перспективная молодежь, им предлагали попробовать себя на руководящей партийной работе, особенно ценными считались специалисты с историческим образованием. Так, было сделано предложение и Дженишу Джунушалиеву. Начинается его карьера партийного работника. С 1965-го до 1991 года он находится на партийной работе: сразу на уровне районного, затем областного руководителя, а в последние годы — в должности директора Института истории партии. Но даже когда все партийные институты были разрушены и перестроены, Джениш Джунушалиевич оставался верным своим партийным идеалам. Ему нечего было стыдиться. Он честно работал на всех постах, куда его направляла партия!
В начале 90-х годов Джениш Джунушалиевич пришел работать в Славянский университет. И здесь он смог сказать свое слово: слово ученого и преподавателя. Его лекции по истории Кыргызстана воспринимались студентами как поэмы. Замечательный рассказчик, сохранивший свой опыт общения с разными людьми — от политинформаций в годы войны, до огромной работы в должности советского партийного работника, Джениш Джунушалиевич с особым чувством ответственности нес молодому поколению независимого Кыргызстана новую правду об истории своего народа.
В коллективных трудах, созданных им в соавторстве со своими друзьями-коллегами В. А. Воропаевой и В. М. Плоских, история Кыргызстана представала во всем многообразии событий, фактов, документов. В тот период, когда наука стала терять свои ориентиры, ранее четко определенные партийными регламентами, именно эти ученые смогли без очернительства и кликушества рассказать молодому поколению об историческом пути кыргызов и Кыргызстана. Это вызывает особое уважение к ученым, которые, корректируя свои взгляды и отношения к событиям давно минувших дней, уважительно относятся и к новым открытиям, и к старым заблуждениям. Джениш Джунушалиевич представляет как раз такое честное поколение ученых, которых не сломили ветры перемен, поэтому ему веришь. Разумеется, как ученый, он всегда в тренде современных исследований, что не мешает ему уважительно относиться к мнениям своих коллег, имеющих другие концептуальные взгляды.  Было бы заблуждением думать, что жизнь нашего героя складывалась только на общественном поприще. Джениш Джунушалиевич вместе со своей супругой Анипой воспитал троих замечательных детей и девять внуков. Будучи сам человеком активным и порядочным, Джениш Джунушалиевич и детей вырастил ответственными и почтительными. Порядочность — одно из главных качеств не только патриарха джунушалиевской семьи, но и всех многочисленных потомков его фамилии. Сын Джениша Джунушалиевича Бакыт Дженишевич является президентом Ассоциации авиаперевозчиков Кыргызской Республики. В этой же области работает и его внук Эркин, который служит в представительстве Южно-китайских авиалиний. Две дочери нашего патриарха — Гульнара и Гульмира — стали докторами исторических наук, продолжая историю династии. По этим же стопам пошла и внучка Джениша Джунушалиевича Назира, аспирантка кафедры истории КРСУ. Успешно учится в школе внучка Айдай и тоже мечтает быть историком, как дед и мама. Двое внуков — Эмиль и Меерим — в настоящий момент живут и учатся в Пекине, трое в Бишкеке, они еще очень маленькие: Эльвире — 6 лет, Амиру — 5, Альмире — всего 1,5 года.
Жизнь нашего героя сегодня — это, безусловно, продолжающееся развитие личности, возрастание духовной зрелости. Духовная зрелость — это устремлённость ко всё более полному разрешению своей жизненной задачи. Джениш Джунушалиевич, как человек своего времени, чувствует ответственность за её выполнение. Достигнутый возраст для него играет особую роль: оценивается пройденный путь как целостный процесс, объясняются смысл прожитой жизни, её ценность для последующих поколений.
Действительно, только в зрелые годы можно увидеть, был ли человек по-настоящему счастлив, сумел ли воспитать детей, оставил ли после себя след, выполнил ли свою жизненную задачу? Главная потребность сегодняшнего Джунушалиева — убедиться в ценности прожитой жизни. А он прожил достойную жизнь и сегодня еще востребован, что дает ему новые импульсы к подвигам и свершениям. Его не пугает старость, потому что и в пожилом возрасте находятся свои плюсы: пожилой человек получает свободное время, независимость, возможность заниматься творчеством. Гете говорил, что старость — это золотая жатва. Микеланджело работал в 90 лет. Лев Толстой, Репин, Айвазовский — они все долгожители. Нашего героя трудно назвать старым, он переживает новые времена, и это времена внутренней работы личности. А утешением для него являются его добродетели, всё хорошее, что он смог сделать, а также вложить в других людей. От этой жизни ему много досталось, поэтому он старался и до сих пор старается все вернуть людям, а это и есть    мудрость аксакала.
Вся его жизнь — это Победа: победа над сложными жизненными обстоятельствами, над самим собой, над возрастом, который подкрадывается и норовит сломить человека. Но с Дженишем ему не совладать, потому что само имя ведет нашего героя к победе над всеми жизненными невзгодами. Здоровья Вам, дорогой наш аксакал!

Галина ДАНИЛЬЧЕНКО,
доктор исторических наук, профессор КРСУ.
Фото Назиры Сон (внучки юбиляра). 






Добавить комментарий