Main Menu

ГОТОВЫ ЛИ МЫ ВЛИЯТЬ НА КАЧЕСТВО ПОЛУЧАЕМЫХ УСЛУГ?

ГОСУСЛУГИ СЕГОДНЯ

     Есть ли среди нас те, кто ни разу в жизни не сталкивался с получением государственных услуг? Стучались ли вы в государственные и муниципальные учреждения за консультацией врача, получением прописки, справки о наличии/отсутствии судимости, за переоформлением/регистрацией имущества и др.? На сегодняшний день процедуры получения услуг представляются многим настоящими пыточными процедурами.
     Мало того что качество этих услуг оставляет желать лучшего, так еще и процесс их предоставления ставит нас с вами — клиентов и налогоплательщиков — в позицию просящих и обязанных. Безразличные и раздраженные сотрудники, отсутствие полной и достоверной информации, перенаправление из кабинета в кабинет, а иногда и в другой конец города или села, бесконечный сбор документов, коррупция — все это так надоело, и так велико желание изменить ситуацию, но на деле оказывается, что влияния у простых граждан, увы, нет. Люди часто не знают о своих правах, как и куда обращаться, если у них есть претензии к качеству и срокам получаемых услуг.

ПОЧВА ПОДГОТОВЛЕНА

     Во всех развитых странах госуслуги доступны и прозрачны для населения. Электронная очередь реально работает, информация предоставлена единообразно и достоверно во всех источниках,  будь то электронный портал услуг, информационные стенды или брошюры, при этом она проста и понятна для самого получателя. Услуги оказываются в четко определенные сроки и с минимальными для получателя моральными, материальными и временными затратами. Так, например, в Казахстане, Грузии и России центры обслуживания населения действуют в режиме “единого окна”, что исключает необоснованное повторное обращение получателя услуги в то же учреждение или другие инстанции в процессе "производства". В грузинских домах юстиции изготовление паспорта вместе с приемом документов занимает не более часа, а российские матери могут записать ребенка в детский сад уже в родильном доме и в режиме онлайн отслеживать движение своей очереди. 
     Сегодня Кыргызстан вплотную подошел к вопросам улучшения качества оказания госуслуг. Правительство страны с 2011 года приступило к реформированию системы их предоставления и провело масштабную работу в этом направлении. Хочется надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону. Реформы в области госуслуг, уверенно продвигаемые в рамках принятой Национальной стратегии устойчивого развития страны, уже закреплены законодательством Кыргызстана.
     Во второй половине 2015 года аппарат правительства  инициировал практическую подготовку к внедрению системы мониторинга и оценки государственных и муниципальных услуг общественностью. Центр общественных технологий в рамках проекта по оказанию содействия аппарату правительства при поддержке проекта ПРООН "Механизмы по наращиванию потенциала" разработал методику общественного мониторинга и организовал исследования качества десяти наиболее востребованных населением услуг в сфере образования, здравоохранения, регистрации прав и получении пособий. Она  включает простые подходы в оценке качества услуг, удобные гражданину, используя которые, он сможет влиять на их качество. На основе результатов проведенного мониторинга  выработаны рекомендации государственным органам.
     Акцент в проведенном исследовании сделан на качественно новое и устойчивое предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными стандартами, исключая выполнение гражданами бессмысленных действий, сбора лишних документов, справок и необоснованных расходов. Активное участие граждан в повышении качества  госуслуг имеет важное значение, что правительство всегда подчеркивает в своих заявлениях. Именно поэтому все инициативы ставят в основу интересы граждан — главных потребителей услуг.
     Общественный мониторинг играет в этом процессе ключевую роль и способен на деле изменить ситуацию в лучшую сторону. 
     Ключевым компонентом этого процесса должно стать массовое участие гражданского сектора, общественных организаций и советов, инициативных групп и просто активных граждан в мониторинге и оценке. Иными словами, любое физическое или юридическое лицо может и должно влиять на качество услуг, потребителем которых оно является. 

УЧАСТИЕ НЕРАВНОДУШНЫХ ГРАЖДАН

     Оценить качество услуг сможет любой желающий. Достаточно сравнить реальную ситуацию со стандартом предоставляемой услуги. Утвержденный стандарт услуги должен находиться в открытом доступе онлайн и на стендах учреждений либо предоставляться сотрудниками учреждений всем желающим.
     Содержит он в себе информацию о названии услуги, об ответственных в ее предоставлении, сроки её оказания, стоимость, условия, в которых она должна оказываться.
     В случае препятствия общественному мониторингу, грубости со стороны сотрудников госучреждения, затягивания процесса предоставления услуги, требования несанкционированной платы и иных нарушений участник мониторинга имеет право обратиться с жалобой к руководству учреждения. 
     Вы имеете право требовать показать стандарт услуги. Более того, он содержит процедуры обжалования в случае недовольства качеством полученной услуги. Таким образом, распространенные случаи некачественного оказания услуг, которые на себе ощущал каждый гражданин, будут зафиксированы документально, обработаны и использованы для улучшения сервиса, так как Законом "О государственных и муниципальных услугах" предусмотрена ответственность государственных и муниципальных служащих. 
     Проявляйте инициативу, участвуйте в улучшении услуг, ваш голос может повлиять на их качество. Только проявив гражданскую позицию и принимая активное участие в процессе улучшения услуг посредством общественного мониторинга, мы сможем сделать услуги дружественными для нас.






Добавить комментарий