Main Menu

КАДРЫ БУДУЩЕГО ГОТОВИМ СЕГОДНЯ

Учреждение должности статс-секретаря в 2004 году было обусловлено необходимостью установить в каждом государственном органе специальное должностное лицо, которое могло бы положительно и эффективно внедрять кадровую политику государства. К относительно новому слову «статс-секретарь» общество  уже привыкло, однако далеко не всем известно, какую роль он играет и какие идеи претворяет в жизнь в стенах государственного учреждения. Мы решили вникнуть в суть такой деятельности, а помочь нам отозвалась статс-секретарь Министерства юстиции Чинара МАМИДИНОВА.

— Начну с целей и задач общей деятельности статс-секретаря и его функциональных обязанностей. Вы верно подметили, что институт статс-секретаря обеспечивает реализацию государственной кадровой политики, единой системы подготовки, подбора, расстановки и повышения квалификации государственных служащих, преемственность, стабильность и независимость профессиональной государственной службы, повышение эффективности ее управления.
Основные обязанности, которые возлагаются на статс-секретаря, — это  планирование работы государственного органа, анализ эффективности его деятельности и разработка предложений по совершенствованию этой работы, внедрение передовых управленческих технологий, электронного документооборота, а также выработка и внесение предложений по вопросам совершенствования системы государственной службы и проведения в жизнь единой кадровой политики.
Также постоянно проводится функциональный анализ, посредством которого можно выяснить, эффективно ли работает министерство с той структурой и с теми распределениями обязанностей, которые существуют на тот момент. Очень важно в этой деятельности рассматривать любые вопросы со всех сторон, анализировать и достаточно ясно представлять себе картину, которая возникнет в связи с принятием того или иного решения.
Обществу наиболее известна функция статс-секретаря по проведению конкурсов на замещение административных  государственных должностей, аттестации сотрудников государственного органа, которая позволяет определить соответствие каждого работника той должности, которую он занимает на момент аттестации.
— Чинара Кудайбердиевна, какое место в вашей деятельности занимает конкурсный отбор?
— Пожалуй, одно из главных. В своей деятельности мы обращаем серьезное внимание на уровень квалификации наших служащих, поскольку конечный результат работы зависит от усилий и вклада каждого отдельного сотрудника. Конкурсные отборы в виду текучести кадров проводятся в Министерстве юстиции достаточно часто. При этом в аттестационно-конкурсной комиссии всегда присутствуют представители гражданского общества в целях обеспечения открытости и прозрачности процедуры отбора кадров.
Мы стараемся подходить к каждому кандидату, претендующему на ту или иную должность, достаточно гибко, найти индивидуальный подход, при проведении такого рода мероприятий обязательно учитываем человеческий фактор.
Также большое значение придаем такому виду подготовки будущих кадров, как стажировка. На нее принимаем молодых людей, которые в последующем при положительной оценке их деятельности в качестве стажера приобретают дополнительное преимущество при прохождении конкурса на ту или иную должность.
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что статс-секретари курируют все вопросы, которые так или иначе соприкасаются с кадровой сферой, возникают  на уровне не только проведения конкурсных отборов, аттестаций, стажировок, но также и повышения потенциала сотрудников государственных органов путем стимулирования их деятельности.
— Вы говорите о стимулировании сотрудников. За счет каких средств и насколько оно эффективно?
— Не забывайте: статс-секретарь — наиболее заинтересованное в развитии кадрового потенциала государственного органа лицо, на него ложатся усилия по формированию реально действующего внутреннего механизма привлечения и поощрения сотрудников. Имеется в виду не только материальное поощрение. К примеру, мы активизировали деятельность по повышению квалификации сотрудников нашего министерства.
Только за последний год около 20 сотрудников министерства прошли стажировку по соответствующим сферам деятельности в Италии, Германии, Казахстане и России, и мы собираемся продолжить работу в этом направлении. Заграничная стажировка стала возможной благодаря поддержке международных организаций, в частности,           ЕС-ПРООН по правовой реформе в Кыргызской Республике и Фонда «Сорос-Кыргызстан». Ее я расцениваю как поощрение, своеобразный приз за трудолюбие, ответственность, активность, желание расти, приобретать новые знания и практические навыки.
Бесспорно, подобный обмен опытом положительно сказывается на квалификации работников, поскольку они уже способны полученные знания и полезный практический материал внедрять в различные механизмы нашей деятельности. Кроме того, проводим внутренние обучающие мероприятия, направленные на разъяснение проблемных моментов в деятельности государственного органа.
Мы намерены систематизировать эту работу, поскольку она позволит эффективно решать многие другие вопросы, что в последующем положительно скажется на деятельности сотрудников.
В нашем министерстве действует апробированная система оценки деятельности, которая позволяет стимулировать каждого отдельного сотрудника материально.  Она была внедрена после заключения  между министерствами финансов и юстиции ресурсного соглашения. Согласно ему, руководству Министерства юстиции переданы полномочия по эффективному распределению и управлению финансовыми и человеческими ресурсами.
Нам не выделяют какие-либо дополнительные финансы из республиканского бюджета, но дано право самостоятельно распоряжаться сэкономленными средствами, которые используем в качестве поощрения работы отдельных сотрудников, получивших высокую оценку своей деятельности. При выставлении баллов учитывается соответствие выполняемых сотрудником  объема, качества  работы, функциональных обязанностей,  его профессионализма и потенциала критериям результативности деятельности. По результатам набранных баллов принимаем решение о материальном поощрении сотрудника за его действительно хорошую и качественную работу.
Внедрение такого реального инструмента стимулирования деятельности способствует повышению ответственности и исполнительности сотрудников.
— Слышала, что создан и действует Фонд поддержки государственных служащих. К вашему министерству он имеет какое-либо касание?
— Действительно, такой фонд существует, а обеспечение его деятельности возложено на Государственную кадровую службу.
Целью этого фонда является создание условий для привлечения и закрепления на государственной службе высококвалифицированных кадров, повышения квалификации и обучения государственных служащих, а также их материальная поддержка.
Это, безусловно, один из наиболее эффективных механизмов стимулирования деятельности государственных служащих, который также направлен на поиск и поощрение новаторских и актуальных идей. Фонд успешно вовлекает в свою деятельность государственные органы, в том числе Министерство юстиции, им предоставляется возможность модернизировать систему государственного управления путем разработки и реализации соответствующих проектных предложений.
Материальное поощрение участников деятельности фонда осуществляется за счет гранта Российской Федерации.
— Входит ли в ваши функции исполнение каких-либо иных обязанностей, не связанных с кадровой политикой?
— Безусловно. В соответствии с законодательством на статс-секретарей могут возлагаться и иные функции в рамках деятельности государственного органа, но при согласовании таких функций руководителем государственного органа с Государственной кадровой службой.
Министерство юстиции представляет собой орган, который занимается, образно говоря, строительством всей правовой системы государства. Мы разрабатываем и проводим экспертизу проектов нормативных правовых актов на их соответствие действующему законодательству, их актуальности и необходимости и т.п.
Если говорить о дополнительных функциональных обязанностях, возложенных на меня лично, то они связаны с законопроектной деятельностью.
Достаточно тщательно работаем с каждым отдельным документом, который к нам поступает, и свою работу постоянно совершенствуем.
Так, для обмена опытом, изучения опыта зарубежных коллег и приобретения новых знаний приглашаем высококвалифицированных экспертов из разных стран.
— С Венецианской комиссией министерство работало в тесном контакте и с большой пользой, мы об этом довольно подробно рассказали нашим читателям. Какие еще виды участия гражданского общества  охватывает ваша деятельность?
— Во-первых, мы заинтересованы в конструктивном диалоге с гражданским сектором, поэтому нашу деятельность представляем на официальном сайте министерства, постоянно рассказываем о ней в различных средствах массовой информации. Во-вторых, у нас действует телефон доверия, и основная его функция — дача гражданам необходимых правовых консультаций по вопросам, которые отнесены к деятельности Министерства юстиции, их ориентирование на обращение по тем или иным вопросам в соответствующие государственные органы.
В-третьих, внедрили в нашу систему электронную приемную, которая упростила направление в наш адрес не только документов, но и различных вопросов граждан. Мы их рассматриваем в возможно короткие сроки и размещаем ответы на них в этом же разделе. Популярность электронной приемной была отмечена в первые же дни ее функционирования, и  это выразилось прежде всего в том, что поступали обращения не только от бишкекчан, но также от граждан, проживающих в отдаленных районах страны.
В-четвертых, начал свою работу такой действенный и необходимый институт, как общественные наблюдательные советы при государственных органах.  В состав общественного наблюдательного совета при нашем министерстве входят  представители гражданского общества, научных кругов, бизнес-ассоциаций, профессиональных и отраслевых союзов, экспертного сообщества, из сфер, соприкасающихся с нашим ведомством. Его функционирование будет способствовать реальному участию граждан во всех сферах деятельности Министерства юстиции.
— Что в ваших планах на ближайшее будущее?
— В первую очередь реанимирование Централизованного банка данных.
Он представляет собой аналог существующей ныне системы «Токтом», в которой аккумулируются все нормативные правовые акты Кыргызской Республики в электронном формате. Но разница в том, что Централизованный банк данных — не коммерческий проект, он рассчитан на бесплатное использование, что позволит всем заинтересованным свободно получать из банка любой нормативный правовой акт нашей страны.
Правда, данная система достаточно сложна в плане систематизации документов, но мы сделаем все, чтобы ее упростить, чтобы она работала для населения с большей пользой. Ну и, конечно же, не могу не сказать об еще одном приоритетном направлении для нас в ближайшем времени — внедряющемся в стране институте электронного документооборота. Система документооборота в достаточной мере упростит представление документов на рассмотрение Министерства юстиции.
То, что сегодня внедряем в нашу деятельность, необходимо постоянно модернизировать и видоизменять. Мы это делаем, вкладывая знания, любовь к своей работе, частицу сердца и души.

Беседовала
Ирина СТЕПКИЧЕВА.






Добавить комментарий