Main Menu

Пост покоя не дает

Парламент «бродит». Действующая коалиция еще не развалилась, но из-за постоянных разговоров о том, что ее дни уже сочтены и СДПК вот-вот выйдет из нее, другие фракции спешно организовали оргкомитеты и стали вести переговоры друг с другом о том, кто с кем готов объединиться в следующий раз.
«Ата-Журт», который когда-то грозился покинуть альянс, ныне изо всех сил стремится уговорить всех оставить сложившийся порядок вещей, потому что ему не хочется отдавать кресло спикера. А разделившийся «Ар-Намыс» не знает, как убедить остальных, что они являются не двумя малочисленными группками, а серьезной силой, с которой тоже нужно считаться. Потому один из членов этой фракции даже отозвал свою подпись под заявлением о смене лидера.

Как раз в этот момент кресло торага под атажуртовцем Ахматбеком Келдибековым зашаталось. Несмотря на то что критика и даже угрозы о вотуме недоверия звучали и прежде, на этот раз ситуация выглядит не брошенными в сердцах словами отдельных депутатов, а массированной атакой. СДПК и «Ата Мекен» на своих заседаниях обнародовали информацию о необоснованных расходах Жогорку Кенеша, выдаче направо и налево KG-номеров, большом количестве советников торага, совместном бизнесе с ливийцами и китайцами. На «пленарке» республиканец Данияр Тербишалиев поинтересовался, зачем парламенту шторы стоимостью два с половиной миллиона долларов.
Некоторые из обвинений Ахматбек Келдибеков опроверг: так, бизнес он с иностранцами не ведет, шторы достались бесплатно как подарок, общественные советники зарплату не получают, а вот с госномерами и вправду нехорошо получилось. В списке, распространенном «Ата Мекеном», обладателями номеров серии KG числились и общественные советники торага, и его семья, и бывший депутат от «Ата-Журта» Нурзад Осмонова, и экс-спикеры, и бывшие первые секретари, в том числе покойный Абсамат Масалиев. А некоторые из депутатов и аппаратчиков имели даже по два номера.
Ахматбек Келдибеков после поднятой шумихи объявил выговор управляющему делами Жогорку Кенеша и стал заявлять, что не вникал в хозяйственные вопросы и готов вообще ходить пешком  в каске и бронежилете. В парламенте спешно создали комиссию, инициировали проект постановления, который и одобрили на следующий же день после собраний фракций на пленарном заседании. Отныне на автомобилях с госномерами серии KG будут перемещаться только депутаты и торага Жогорку Кенеша, Президент, премьер-министр и члены правительства, председатели Верховного суда и Конституционной палаты.
Всю эту шумиху спикер назвал «черным пиаром», и кто за ним стоит, он будто бы знает, только имена «очернителей» назвать отказался. И еще заявил, что, хотя бюджет парламента и составляет 740 млн. сомов (747 373 200), расходы на содержание аппарата Президента и правительства со всеми министерствами больше — более 1,5 млрд. сомов и 20 млрд. сомов соответственно.
Правда, Управление делами Президента потом слова спикера опровергло, приведя следующие данные: на содержание Президента и его аппарата в республиканском бюджете на 2011 год предусмотрено 102 млн. 940 тыс. сомов, а аппарата правительства — 158 млн. 224 тыс. сомов. Министерства финансируются отдельно. Всего на содержание Президента, аппаратов Президента, премьер-министра, правительства, Управления делами Президента и его 15 подведомственных учреждений в республиканском бюджете на 2011 год предусмотрено 616 млн. 646 тыс. сомов.
Скандал с престижными госномерами пресс-секретарь торага Асель Алиева назвала начавшейся борьбой за кресло спикера. Вообще-то после переформатирования парламентского большинства оно и так может сменить хозяина. Как напоминает представитель Президента в ЖК Данияр Нарымбаев, согласно коалиционному соглашению, в случае ее распада глава законодательного органа покидает свой пост. Вот только Ахматбек Келдибеков делать этого не намерен. По его словам, кроме этого документа, есть еще и Конституция: «Согласно Основному закону, спикер не должен уходить в случае переформатирования коалиции. Тем более торага выбирает палата». Но почему же никто не вспомнил про Конституцию, когда составлялось и подписывалось соглашение между фракциями, составившими союз большинства? Политика!.. Ахматбек Келдибеков может остаться в своей должности, только если фракция «Ата-Журт» войдет в новый альянс, в ином случае СДПК, «Республика» и «Ата Мекен» найдут немало инструментов для его смещения, тот же вотум недоверия. Последняя фракция никогда не скрывала, что ее цель — пост спикера. Именно поэтому она не попала в действующую коалицию: тогда ей его не предложили. А вот что станет предпринимать «Ата-Журт», если вдруг останется «за бортом», — это уже другой вопрос. Очень даже возможно, что зима в нашем законодательном органе будет весьма «горячей»!
Пока же депутаты из разных объединений инициируют законопроект, по которому должность торага будут занимать представители всех фракций Жогорку Кенеша по одному году. Как пояснил в интервью одному из  информагентств атамекеновец Омурбек Абдрахманов, он разрабатывается для того, чтобы один человек не мог полностью захватить власть в парламенте. В самом деле, законопроект замечательный: никому не будет обидно. Если у нас премьер меняется каждый год (а кто-нибудь верит, что коалиция может продержаться дольше?), то почему спикер не должен? Этак ведь фракции никогда не смогут договориться и объединиться: каждая будет требовать себе пост торага. Кому нужно кресло премьера, с которого большой спрос (при нашем-то дефицитном бюджете), когда есть должность торага, будучи в которой,  можно «протаскивать» законопроекты, какие ему угодно? А если ему еще полномочий прибавить, сделав постановления Жогорку Кенеша значимей указов Президента?..
Похоже, немало придется залатать прорех в законодательстве, чтобы оно надежно защищало парламентскую демократию от извращения ее сути.

Алия МОЛДАЛИЕВА.






Добавить комментарий