Main Menu

Перестаньте просить у бизнеса! Станьте его партнерами

Рыночную экономику строим без малого четверть века. Что-то удалось — нет длинных очередей за дефицитом, в магазинах и базарах полно всего, чего душа пожелает, были бы только деньги. Общество быстро поделилось на полярные стороны: небольшой слой очень богатых, сумевших сколотить капитал в непредсказуемые 90-е годы (не всегда благодаря своему уму и предприимчивости), и огромную армию тех, кто в одночасье скатился вниз, превратился в бедолагу, еле сводившего концы с концами. 

Не получилось у нас с формированием среднего класса — его называют гарантом стабильности и процветания. По зарубежным меркам к этому классу относят тех, кто живет не на одну голую зарплату, а имеет сбережения в банках, корпоративные или государственные ценные бумаги и в случае форс-мажорных обстоятельств не останется без средств к существованию.
Но это все в развитых цивилизованных странах. Наша же страна относится к развивающимся, и многие по старой советской привычке к среднему классу причисляют людей, имеющих дипломы о высшем образовании, но это, согласитесь, не одно и то же.
Явное имущественное неравенство порождает в обществе недовольство, зависть, чувство несправедливости. Выход народы часто находят в свержении существующей, ставшей ненавистной, власти; в ХХI веке мир захлестнула эпидемия цветных локальных революций, их, как известно, не избежала и наша страна.
Сильные (читай богатые), владеющие огромными природными ресурсами и капиталами, задумались: кто будет покупать то, что мы производим? Нищее население? Но ему сначала надо предоставить такую возможность. Мы помним, как блестяще из последнего жуткого финансового кризиса вышел наш сосед Китайская Народная Республика. Там государство вкупе с местными банкирами и крупными производственными компаниями, объединив усилия, предоставили всем нуждающимся льготные потребительские кредиты.
Полки магазинов вмиг опустошились, китайцы с удовольствием приобретали современную бытовую технику, электронику, обзаводились телевизорами и холодильниками нового поколения. Во многих семьях появились автомашины, китайцы смогли значительно улучшить жилищные условия, обучить детей в престижных вузах. Ожидаемых в экономике застоя и ремиссии удалось избежать. Заводы и фабрики не остановились, рабочие получали заработную плату, рассчитывались с кредитами, В те времена поднебесную называли «китайским чудом», очередным «азиатским тигром» или чем-то подобным, восхищались мудростью руководителей страны, их счастливой интеграцией с частным сектором.
В европейских государствах (бывших странах народной демократии) пошли другим путем: так, в Польше, чтобы гарантировать своим компаниям наличие заказов на год вперед, то есть сбыт произведенной продукции, поляки предложили развивающимся странам, в частности Кыргызстану, так называемые связанные кредиты. Тоже льготные.
Получив деньги, кыргызские фермеры обязаны были закупать оборудование для своих хозяйств только польского происхождения, пользоваться посадочным материалом и удобрениями, привезенными из этой европейской страны, в которой жители легко пережили очередной мировой кризис. Их экономика продолжала бесперебойно работать, дети ходили в школу, а летом имели возможность вместе с родителями путешествовать по интересным местам.
Россия — один из основных торговых партнеров Кыргызстана, надежно сидевшая до поры до времени на продаже углеводородного сырья, — с падением мировых цен на нефть вынуждена была срочно перестроиться, затянуть пояса, пересмотреть свои траты, быстрее развивать собственное производство; разговор даже шел об увеличении порога выхода на пенсию.
При этом богачи не на шутку обеспокоились: что же будет с их инвестициями? Принесут ли вложенные капиталы хорошую отдачу? И когда? Обратились к мировому опыту, в Организацию Объединенных Наций, в те ее институты, которые помогают систематическому устойчивому развитию на благо людей. Здесь в 2015 году завершился период достижения целей тысячелетия, сформировались новые цели — устойчивого развития на следующие пятнадцать лет.
Бизнес, чтобы удержаться на плаву, должен стать социально ответственным, то есть сознательно и добровольно отстегивать часть своей прибыли местному населению, участвовать в реализации государственных стратегий и программ устойчивого развития. Глобальный договор ООН — это инициатива, позволяющая частным компаниям соответствовать десяти всемирно признанным принципам, среди которых неукоснительное соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции.
Кыргызстан выбрали пилотной страной, в которой недавно прошли консультации по вовлечению частных компаний в выполнение поставленных задач, их вклада в реализацию будущего республики. В наш горный край съехались международные эксперты в области корпоративной социальной ответственности из Швейцарии, Казахстана, России, Турции, Армении.
Разговор шел о создании связки между бизнесом и гражданским сектором, именно неправительственным организациям народ делегирует полномочия защищать их право на достойную жизнь. Вспомним, сколько раз местное население, не обладая достоверной информацией, беспокоясь за свое здоровье, бойкотировало работу золоторудных месторождений на Иссык-Куле и в Таласской долине!
А ведь иностранные инвесторы многое делали для поддержки местных сообществ: в Джеты-Огузском районе Иссык-Кульской области канадская компания «Кумтор» создала специальный фонд, выделяла средства на обустройство школ, спортивных площадок, помогала жителям развивать бизнес, укреплять крестьянские и фермерские хозяйства.
В Таласской долине инвесторы тоже создавали благоприятные условия для развития местной инфраструктуры, обучали сельчан основам финансовой грамотности, предлагали микрокредиты на приемлемых условиях. Многие айыл окмоту, которые нашли общий язык с инвесторами, смогли установить с ними долгосрочный взаимовыгодный диалог, вышли из категории дотационных, их местные бюджеты исчисляются миллионами сомов, что позволило местным сообществам самостоятельно решать свои проблемы, выбирать приоритеты.
Общеизвестно, что бизнесмены всегда работают на спрос. Представители крупных и средних компаний, работающих в Кыргызстане не один год, не прочь делиться с неимущими: скажите только, что от нас требуется, кроме уплаты налогов? Неправительственные организации должны это знать и вовремя подсказать, где узкие места. Но когда чиновники, имея огромную дырку в республиканском бюджете, пытаются переложить на плечи бизнеса решение сугубо своих задач, предприниматели возмущаются: мы платим налоги! Используйте их рационально, на благо неимущих, инвалидов, многодетных семей, стариков и детей.
Есть ли меценаты, покровители культуры и искусства, компании, занимающиеся благотворительностью, спонсорством в нашем горном крае? Почему нам известны имена лишь отдельных небедных людей, поддерживающих в стране гуманистические традиции?
В различных командировках по регионам я часто видела в сельских домах культуры, библиотеках, школах, интернет-центрах и офисах айыл окмоту портреты тех, кто помогал в реализации местных проектов, предоставляя гранты и другую материальную помощь. Кыргызстанцы знают в глаза своих волонтеров, благодарны им за неоценимую помощь и поддержку, особенно в трудные периоды. Пробившиеся во власть кыргызстанцы, работающие в Бишкеке и Оше, обычно не теряют связи со своей малой родиной, регулярно отстегивают от своих личных сбережений определенные суммы, становясь добровольными спонсорами школьного питания, приобретения нового оборудования. Знакома с теми, кто самостоятельно оснастил аппаратурой компьютерные классы в Кочкорском районе Нарынской области.
Но знакома ли с такими предприятиями широкая общественность? Почему у нас всегда на устах «Кумтор Голд Компани», «Кока-Кола-Бишкек», «Шоро», общественный фонд ЮНИСОН, несколько частных мобильных операторов связи и, пожалуй, все?

Каждый праздник та или иная компания, как правило, приглашает к столу ветеранов, делает им нехилые подарки, многие компании жертвуют теплую одежду и продукты питания домам престарелых и интернатам, поддерживают стипендиями талантливых, подающих надежду студентов, полезные экономике открытия ученых, авторов незаурядных смелых идей.
Что это как не солидарная корпоративная ответственность бизнеса? У нас благодетели, меценаты очень уж скромны, таков национальный менталитет, — подумают одни. — Успешные фирмы боятся привлечь излишнее внимание налоговых инспекторов, начнутся бесчисленные проверки, к чему-нибудь да прицепятся, зачем самим накликать эти хлопоты?
И те, и другие не правы. Дело в том, что, по разным оценкам независимых экспертов, от 40 до 80% наших производств находятся в тени. Компании не скупятся на жертвенные подношения, все равно эти деньги пришлось бы отдать в бюджет, работая на свету, уплачивая все налоги. У нас доминирует не скрытая, «черная» бухгалтерия, а скорее «серая», когда компании регулярно отчисляют суммы в бюджет страны, но не в полном объеме. Таким образом приспособился работать с чиновниками наш бизнес. И все довольны.
Между тем можно цивилизованно делиться материальными ценностями, укрепляя бренд, репутацию и авторитет своего предприятия. Морального поощрения никто не отменял, ни при плановой экономике, ни тем более при рыночной: наоборот, меценатство, высокое качество выпускаемой продукции помогает ее сбывать, выигрывать жесткую конкуренцию.
Корпоративная социальная ответственность — всего лишь инструмент, позволяющий системно и эффективно обеспечивать баланс интересов инвесторов, страны и гражданского сектора. Это концепция, учитывающая интересы общества, производителей, поставщиков товаров и услуг и, разумеется, акционеров. А торговля и инвестиционная деятельность сегодня — это шанс развиваться устойчиво, широкомасштабно.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий