Main Menu

Гражданский бюджет Бишкека. Куда уходят деньги?

Городская, как впрочем, и республиканская казна — не раз и навсегда установленная догма. Обычно целевые показатели в течение года корректируются, цифры уточняются в связи с изменением экономической ситуации в стране, финансисты пытаются сбалансировать доходы и расходы, и это абсолютно нормально.

1     Помимо традиционных бюджетных слушаний мэрия столицы вот уже второй год издает Гражданский бюджет — документ, который в простой и доступной форме показывает весь сложный бюджетный мир Бишкека. Документ отвечает на вопросы: куда, на что и сколько денег тратится из казны, какие объекты и сферы являются приоритетными, как изменился механизм финансирования и т.д.
Презентация Гражданского городского бюджета 2015 года состоялась 22 сентября, во вторник, на круглом столе как пример прозрачности и подотчетности бюджетного процесса, которых требуют сегодня и правительство, и гражданское общество. Организаторы — Бишкекская мэрия и Институт политики развития.
Население все больше проникается пониманием того, что его голос, предложения, просьбы, критика не остаются без внимания властей. Это в свою очередь мотивирует жителей столицы, желающих превратить Бишкек в среду комфортного проживания, на разработку проектов экономического, социального, гуманитарного и культурного характера. Не случайно в Агентстве развития города скоро заработает новая структура — отдел по работе с гражданскими инициативами.
Тем не менее наряду с успехами и достижениями в этой сфере остается немало проблем, которыми и поделились с участниками круглого стола представители мэрии и городского кенеша градоначальник Кубанычбек Кулматов, председатель бюджетной комиссии Бишкекского городского кенеша Эрнис Докенов, посол Великобритании в Кыргызстане Робин Орд-Смит и председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова.
Разговор шел о программе социально-экономического развития столицы, о благоустройстве мегаполиса; говорили о том, как работа с жалобами горожан отражается на бюджетном процессе.
Заместитель директора Агентства развития Бишкека Динар Турдумалиева выступила с презентацией городского бюджета 2015 года, рассказала, какую он играет роль в развитии города. По ее словам, бюджет Бишкека — это деньги не органов власти, а всего городского сообщества — налоги с продаж, земельный, на недвижимость, патенты и неналоговые платежи. Все эти деньги стекаются в городскую казну, а депутаты Бишкекского кенеша решают, куда направить потоки средств в первую очередь, куда — во вторую. Но денег, обычно, на все не хватает, поэтому важно, чтобы средства шли в приоритетные области, обеспечивали стабильность исполнения базовых видов услуг.
Так уж у нас повелось: наибольшие объемы финансирования город направляет в социальную сферу — образование и здравоохранение — 54% всего бюджета города. Особенность столичного бюджета в том, что в соответствии с законодательством это — обязательства государственных, а не муниципальных органов власти: Министерства образования и науки, а также Министерства здравоохранения. Но в Бишкеке подобные расходы финансируются за счет городского бюджета, отвлекая солидные средства от исполнения прямых обязательств органов местного самоуправления: содержания и обслуживания автодорог, очистки территории от мусора, городского освещения, управления муниципальным транспортом и др.

ГОРОД ОТКРЫТЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ

     Из каких доходов состоит бюджет Бишкека? Львиную долю — 89% — составляют налоги, спецсредства — всего 5%, неналоговые доходы — 6%. Общегосударственные налоги расщепляются следующим образом: подоходный налог с продаж, а также за пользование недрами (исключение составляют добыча золота, нефти и газа), — 50 х 50%, а стоимость выдаваемых бизнесу патентов (включая сборы за обязательное патентирование, земельный налог, налог на имущество) в полном объеме уходят в муниципальную казну.
В текущем году    Бишкекский городской кенеш утвердил доходную часть бюджета столицы в размере 7 681 292,7 сома. Много это или мало? На территории муниципалитета собирается достаточно большой объем налогов, но непосредственно в бюджет Бишкека средств поступает несоизмеримо меньше, чем в республиканский. По словам Д. Турдумалиевой, с каждым годом доходов в столичном бюджете становится все больше, даже если не всегда удается выполнить план по их сбору.
Так, в текущем году по всем видам доходов запланировали рост, так как ожидали улучшения администрирования налогов. Темп роста доходов в сравнении с прошлым годом — почти 9%. Наибольший вклад в казну города внесли общегосударственные налоги: с продаж и подоходный. Сбор этих налогов зависит от того, сколько налогоплательщиков работает в столице, имея официальную регистрацию. Учитывая высокий уровень теневой экономики в Кыргызстане (около 50%), мы имеем значительные резервы, чтобы пополнить городскую казну. Дело за Государственной налоговой службой.
Доход от выдачи патентов занимает третье место по объему собираемых денежных средств. Добровольный патент платят те, которые не регистрируются как юридическое лицо, это обычно предприниматели, занимающиеся мелким бизнесом. Таких в Бишкеке около 100: строительные фирмы, сервисные предприятия, услуги такси, бытовой ремонт, продажа товаров народного потребления и продуктов питания. По обязательному патенту работают сауны, ломбарды, парикмахерские. Рост патентной платы в текущем году должен составить на 43 млн. сомов. Но год еще не завершился.
План по сбору земельного налога составляет более 166 млн. сомов, что на 5,5 млн. сомов больше предыдущего года.      Налог на земли несельскохозяйственного назначения, то есть участки, которые занимают базары, магазины, заводские корпуса, автозаправки и т.д., вылился в 129,5 млн. сомов. К примеру, площадь рыночного комплекса «Дордой» — более 50 гектаров, только с него можно снять свыше 40 млн. сомов! Но так ли происходит в действительности?
План по сбору налога на имущество — около 700 млн. сомов, гораздо больше предыдущего года. Представитель Агентства развития города привела пример: магазин площадью 100 квадратных метров, выстроенный из кирпича в 2010 году, должен ежегодно платить налог на недвижимость в размере 11 520 сомов. В последнее время значительно увеличились темпы строительства жилья и коммерческой недвижимости в Бишкеке, что способствует увеличению объема налога на недвижимость.
Эксперт высказала свои пожелания: необходимо навести порядок в сдаче в аренду городской недвижимости, повысить эффективность управления муниципальной собственностью.

РАСТУТ ДОХОДЫ,
УВЕЛИЧИВАЮТСЯ
РАСХОДЫ

     Что касается статей расходов, то здесь картина следующая: в развитие образовательных услуг Бишкек в текущем году направил 2 484 млн. сомов, ЖКХ — 1 930, здравоохранение — 1 680, социальную защиту 317, культуру и спорт — около 300 млн. в национальной валюте.
— Особенность расходной части столичного бюджета 2015 года — впервые за многие годы расходы на жилищно-коммунальное хозяйство стали вторым приоритетом в развитии столицы, опередив сферу медицины, это, конечно же, успех, — считает Д. Турдумалиева, подчеркивая, что городской бюджет, как и республиканский, обязан быть сбалансированным, то есть расходная часть, как и доходная, должна составлять 7 681 292 700 сомов.
К сожалению, практика исполнения бюджета города за последнее время показала, что ежегодный прирост доходов «съедают» сферы образования и медицины. К примеру, в 1015 году дополнительный прирост доходов в 606 млн. сомов можно было направить на решение наиболее важных городских проблем: покупку мусоро-уборочной техники, обновление и ремонт внутренних дорог, то есть решать проблемы местного значения.
Бишкек — единственный город, самый крупный мегаполис Кыргызстана, оплачивающий труд педагогов, работников здравоохранения, культуры, искусства, а также тренеров из муниципальной казны. Повышение окладов ожидали около 9 тысяч педагогов, приплюсуйте сюда директоров школ, завучей, бухгалтеров, выйдет приличная цифра — 15 тысяч работников образовательных учреждений, 12 тысяч медицинских, полторы тысячи работников культуры, искусства, еще и тренеры различных спортивных секций. Город просто вынужден искать дополнительные источники доходов.
Справедливо это или нет — вопрос риторический. Ведь деловая активность бизнеса в основном сосредоточена в столице, в карман городской мэрии поступают соответствующие налоги, другие обязательные взносы. Почему бы не поделиться с дотационными регионами?
Во времена правления экс-президента Курманбека Бакиева выхолостили почти все местные налоги. Из шестнадцати остались только два: налог на земельные участки и на имущество. Экс-руководитель страны по существу свел на нет возможность изыскивать на местах дополнительные доходы. У МСУ остался один путь: с протянутой рукой к правительству.
Самый капиталоемкий налог — с продаж — динамичный, растущий год от года, занимающий более трети всего объема местных налогов, перекочевал в общереспубликанскую казну. А ведь совсем недавно ее пополняли поступления от парковки авто, вывоза мусора, налоги отчисляли гостиницы, платить приходилось и за содержание домашних любимцев — собак, а также цветники и видеосалоны. Может кому-то покажется смешно, но это тоже были статьи муниципальных доходов.
Эксперты считают, что столичной казне не под силу самостоятельно справиться с возросшей нагрузкой на бюджет, проблему повышения зарплат следует решать за счет республиканских ресурсов.
Если вспомнить предыдущие годы, набирающую обороты децентрализацию, новый Налоговый кодекс, то изначально подразумевалось процентное расщепление большинства налогов, собранных в областях и районах, что позволяло регионам развиваться за счет своих собственных средств. Нынче решать местные проблемы опять придется в центре, а зачем? Подобное мы уже проходили.
Брошюру о бюджете Бишкека можно приобрести для собственного пользования. Ее подготовили сотрудники Института политики развития, а на свои средства выпустила мэрия Бишкека на кыргызском и русском языках тиражом 1 000 экземпляров. В небольшой брошюре содержится вся необходимая информация о доходах и расходах столицы. Из статей Гражданского бюджета можно узнать, по каким правилам распределяются деньги, куда они поступают в первую очередь. Сложная информация изложена простым языком, понятным даже людям, далеким от экономики и финансов. Это означает, что муниципалитет работает открыто и готов отчитаться за все городские финансы. Гражданский бюджет столицы издан в рамках проекта «Повышение уровня прозрачности и подотчетности бюджетного процесса Бишкека». Инициативу активно поддержали в британском министерстве по международному развитию. Партнер проекта — Агентство развития столицы.
Кубанычбек Кулматов призывает бишкекчан активнее участвовать в бюджетном процессе, совместными усилиями создавать комфортную среду для развития бизнеса, спорта, культуры и социальной инфраструктуры.

Галина Лунева.






Добавить комментарий