Main Menu

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ХЛЕБ

Короткометражный фильм кыргызского режиссера Чингиза Нарынова «Металлический хлеб» будет показан в конкурсной программе международного авторского  кинофестиваля документального кино «Артдокфест» в Москве. Сценарий фильма написал сам режиссер, а снимал он его вместе с оператором Павлом Соломко. Картина создана при поддержке французской компании СNС.

«Артдокфест» —  единственная в Москве, учрежденная в 2007 году Союзом кинематографистов России площадка, которая представляет самые яркие неформатные документальные картины всех жанров и направлений. Фестиваль проходит ежегодно в декабре. К участию в его конкурсной программе допускаются фильмы со всего мира, снятые на русском языке. Предпочтение отдается работам, авторы которых ставят перед собой задачу развития документального киноязыка и отказываются в творчестве от общепринятых приемов, шаблонов и штампов. Фестиваль ежегодно посещает около 20 тысяч зрителей. В этом году в его программе будут участвовать около 250 лент из 20 стран. Этот кинофорум является альтернативой тому телевизионному масса-медийному потоку, который обрушивается на публику со всех сторон.
Картина снималась на юге Кыргызстана в Майлу-Суу и рассказывает об одном дне жизни пенсионерки Татьяны Прокопенко, живущей в Майлу-Суу и многие годы проработавшей на знаменитом электроламповом заводе. Майлу-Суу (прежде Майли-Сай) появился на карте юга республики в 1945 году, когда началась разработка месторождения радиобарита. За 22 года двумя местными металлургическими заводами было добыто и обработано 10 тысяч тонн закиси-окиси урана, но в 60-е годы урановое производство закрыли. И тогда же вышло постановление правительства СССР о строительстве Майли-Сайского электролампового завода. В середине нулевых годов этот город был признан одним из самых загрязненных в мире.
Героиня картины в 2005 году была сокращена. И вот сейчас не старая еще женщина, получающая небольшую, в 5 тысяч сомов пенсию, вынуждена искать дополнительный заработок.
Кадры показывают нам раннее осеннее утро. Простоволосая женщина выходит из подъезда и куда-то бодро идет. На пути ей встречаются коровы, пасущиеся в заброшенных скверах и на городских мусорных свалках, часто возникающих на пути героини. Режиссер не показывает ее лицо, но камера внимательно «пишет» одежду Татьяны. Это удлиненное морковного цвета полупальто, коричневые брюки, старые пропыленные кроссовки, хозяйственная клеенчатая сумка в руках. Женщина, покинув городскую черту, внезапно оказывается в совсем нежизненной, какой-то серо-белой зоне, где повсюду что-то разбросано.
Татьяна продолжает быстро шагать по тропинке, а слева и справа  от нее бугорки и холмики непонятной той же серо-белой массы. Это мертвая зона и рабочее место героини. В ней расположена небольшая подсобка, где хранится орудие труда — крупная двузубая вилка, а также целофановый мешок. Женщина как бы растворяется в дымке, в которой то исчезает, то вновь появляется. И вот мы видим ее за работой, она что-то выискивает в серо-белой массе, похожей на соль. Но это не соль, а отходы производства электролампового  завода. Слышен звон перебираемой серо-бурой массы, из которой она выгребает что-то мелкое и легкое. Крупным планом камера «наезжает» на героиню, и зритель видит, что это свалка разбитых  и отбракованных электролампочек.
Татьяна отыскивает в них алюминиевые цоколи. Поработав, она садится покурить, и в это время режиссер заводит с ней разговор о ее прошлой и настоящей жизни. Оказывается, она собирает цоколи, чтобы сдать скупщикам. За килограмм женщина получает 25 сомов. Раньше ей платили только 20 сомов, недавно произошла приятная добавка к цене. Татьяна покупает буханку хлеба и идет домой. Ужинает она с завидным достоинством, хотя на столе лишь несколько бутербродов и термос с чаем. Теперь мы знаем, как дорого достается ей свежий хлеб, который образно можно назвать  «металлическим».
Мировая премьера данной интересной ленты состоялась в конце прошлого года на престижном международном кинофестивале документального кино в голландском Амстердаме.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий