Бюджет и деньги счет любят
Помнится, в преддверии ХХI века нам обещали, что все экономические проблемы останутся в прошлом, в наступающем столетии ждут только успехи.
По истечении 10 лет можно подвести кое-какие итоги. Увы, они не только обнадеживают, но и настораживают. Если и дальше сохранится складывающаяся тенденция в экономике республики, то ждут перспективы более чем тревожные.
Как известно, государственный бюджет является финансовой основой формирования благополучия страны. Правда, для этого требуется, во-первых, наращивать объемы бюджета, а во-вторых, рационально управлять доходами и расходами бюджета.
И школьнику ясно, что расходы бюджета по возможности должны обеспечиваться доходами. Во всяком случае, превышение расходов по отношению к доходам не может и не должно расти опережающими темпами.
Что происходит у нас в республике?
За 10-летний период — с 2001-го по 2010 год — доход бюджета республики вырос в 4,6 раза: с 12,5 до 58,0 млрд. сомов. Расход за это же время увеличился в 5,5 раза: с 12,2 до 68,8 млрд. сомов. Таким образом, расход бюджета в 2001 году был меньше дохода на 0,3 млрд. сомов, к 2010-му расход превысил доход бюджета на 10,8 млрд. сомов.
В 2001 году по отношению к ВВП республики доход бюджета составил 17,0%, расход — 16,6%. К 2010-му — 27,3%, тогда как расход — 32,4%.
Настораживает то, что за 10 лет объем ВВП страны вырос в 2,8 раза, а вот расходная часть бюджета — в 5,5. Если и дальше сохранится такая тенденция опережающих темпов расхода бюджета, то мы уткнемся в экономический тупик.
Как известно, валовой внутренний продукт республики используется на две экономико-социальные цели: накопление и потребление, или на социальные расходы. Для государства, если оно намерено экономически развиваться, приоритетом является рост накопительной доли ВВП, что позволит успешно решить экономические задачи и в конечном итоге повысить показатели потребления, успешнее решать социальные проблемы населения.
И вновь обратимся к цифрам.
В 2001 году объем ВВП республики составил 73,9 млрд. сомов, показатель накопления — 13,3 млрд., или 18,0% к ВВП. Объем же потребления равнялся 60,8 млрд. сомов, или 82,4% к ВВП. Таким образом, доля накопления и потребления составила 100,4% к ВВП республики.
К 2010 году объем ВВП составил 212,2 млрд. сомов, сумма накопления — 60,2 млрд. сомов, или 28,4% к ВВП, показатель же потребления — 218,3 млрд. сомов, или 102,9% к ВВП. Значит, величина потребления превысила ВВП республики, а сумма накопления и потребления составила 131,3%.
А теперь об очевидном. Когда страна на потребление направляет средства, как у нас, в 3,6 раза превышающие расходы на накопление, то перспективы экономики, увы, более чем проблематичны. Сложность такого положения в том, что у государства неизбежно растет зависимость от внешних и внутренних заимствований финансовых средств для обеспечения чрезмерно растущих объемов потребления. Таким образом оно неизбежно наращивает финансовый долг.
Наша беда не столько в том, что необоснованный рост показателя потребления ведет к увеличению государственного долга, сколько в том, что темпы роста объемов потребления превышают разумные пределы.
Мы оказались в парадоксальном положении: с ростом объемов потребления сверх-разумных пределов увеличивается государственный долг страны при весьма скромных экономических показателях. С другой стороны, объемы средств, направляемых на развитие экономики, не позволяют существенно улучшать производственную основу государства и тем самым развивать нашу экономику.
Если мы не способны развивать производственную основу государства, то и значительного роста показателя ВВП не произойдет. Следовательно, в ближайшее время нас ждут весьма невеселые дела в экономике.
Есть у страны еще одна проблема, сдерживающая возможности развития экономики, — использование денежной массы.
Что такое денежная масса для государства? Она служит инструментом регулирования инфляции, цен и тарифов, активизации производства и реализации товаров, удовлетворения покупательского спроса, активизации товарного предложения и роста объемов товарного рынка. Деньги обладают свойством воспроизводиться с каждым оборотом.
Как известно, полезность или опасность для государства денежной массы зависит от ее объема, числа оборота денег в течение хозяйственного года и масштабов их использования. Очевидно, экономике государства предпочтительнее, когда по возможности минимальный объем денежной массы совершает большее количество оборотов в течение хозяйственного года.
Что происходит у нас?
За 10 лет денежная масса республики с 8,4 млрд. сомов увеличилась до 69,2 млрд., или в 8,4 раза. За этот же период годовая денежная масса, образованная промышленным и сельскохозяйственным производством, инвестициями, торговлей и услугами, — со 140,9 млрд. сомов в 2001 году до 488,3 млрд., или в 3,4 раза. Следовательно, в 2001 году денежная масса республики в течение года подверглась 17,2 оборота, а в 2010-м — лишь семи.
Тенденция снижения этого показателя была заметна и в 2005 году, и через три года, и, как мы уже сказали, в 2010-м.
Вывод очевиден: во-первых, денежная масса используется малоэффективно в нашей экономике, что и приводит к снижению показателя ее оборачиваемости в течение года; во-вторых, не все потенциальные деньги используются в экономике. Это касается и денежных накоплений населения: примерно 10-15% от всей суммы денежной массы республики. Они хранятся в кубышках и практически выведены из оборота. Многие кыргызстанцы не доверяют банкам, не приобретают ценные бумаги, не вкладывают деньги в недвижимость, предпочитая хранить наличность у себя. Ну и еще одно замечание: текущий объем денежной массы явно превышает реальные потребности экономики республики.
Похоже на то, что пик политической активности, связанный с выборами президента, уже пройден. Так вот, теперь необходима такая же активность в экономике, особенно в 2012 году, который должен стать переломным в истории Кыргызстана. И начинать следует, как представляется, с регулирования расходов и доходов государственного бюджета, а также с оптимизации денежной массы республики и ее эффективного использования.
Эльдар САМИГУЛЛИН,
доктор экономических наук.
Related News
Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More