Main Menu

Учитель — проводник по лабиринтам жизни

Президент Алмазбек Атамбаев принял участие в III Республиканском съезде работников образования, состоявшемся в Кыргызской национальной филармонии им. Т. Сатылганова.

1     В начале мероприятия глава государства ознакомился с выставкой новых проектов в системе образования. Далее он выступил с речью и наградил лучших выпускников педагогических факультетов, получивших распределение в школы страны, сертификатами на 50 тысяч сомов.
«Я очень рад сегодняшней встрече с вами, возможности увидеть лучших представителей самой важной и самой светлой профессии в мире», —  поприветствовал собравшихся Алмазбек Атамбаев. По его словам, на учителя возложена важнейшая миссия — стать первым после родителей проводником по лабиринтам жизни. Именно через образование перед детьми открываются двери к свету знаний, выковываются характеры и приобретаются навыки, формируются первые представления о добре и зле. Все это затем влияет на устремления и мечты каждого человека, фактически определяет его жизнь, программирует место в мире и очень часто — всю последующую жизнь. А в конечном итоге в масштабах страны школы и вузы закладывают позитивную или негативную энергию в развитие общества, определяют будущее всего государства.
1     — Вот почему в современном мире наибольших успехов достигают страны с сильной и развитой системой образования! Поэтому отстают в развитии государства, где ей уделяется второстепенное внимание или система образования неэффективна и коррумпированна, — отметил глава государства.
2     Он подчеркнул, что Кыргызстан переживает один из самых тяжелых,  но вместе с тем один из самых ярких этапов своего развития. И внутри страны, и в отношениях с внешним миром много нерешенных проблем. Очень трудно еще живется многим нашим гражданам. Но благодаря Апрельской революции республика избежала деградации и в последние годы с большими усилиями, но твердо и последовательно идет вперед, укрепляет государственность, развивает инфраструктуру, реализует крупные экономические проекты, борется с коррупцией, выстраивает отношения с другими странами.
— Со значительными усилиями мы достигли стабильности, но она хрупка. Еще есть много желающих раскачать, расшатать страну. Они хотят любым путем вернуться во власть. У кыргызстанцев появилась надежда на лучшую жизнь, но ее надо закреплять каждодневным трудом. В связи с этим одна из важнейших задач — воспитание нового гражданина Кыргызстана. Каждый из нас видит, какие замечательные и чрезвычайно способные дети растут в семьях кыргызстанцев. И не только мы сами, но и наши гости отмечают, насколько патриотично настроена молодежь страны. Но для того, чтобы эти позитивные тенденции дали  нужные для наших детей и страны результаты, надо много работать, — сказал Алмазбек Атамбаев.
4     Стране трбуется современная и эффективная модель системы образования, учитывающая реалии и имеющийся опыт, отметил глава государства. Модель, сохраняющая и развивающая традиции воспитания, которые веками складывались у народа, уважение к старшим, навыки коллективизма, отношение к труду как к общественному благу. Также надо сохранить светский характер образования.
Конечно, положение в этой сфере вызывает противоречивые чувства. Государство имеет ограниченные ресурсы, но оно последовательно увеличивает расходы на образование. Один пример — за последние пять лет они возросли с 12,5 млрд. до 25,4 млрд. сомов в год. Больше, чем в два раза. Это 23,4%, или четвертая часть от всего объема республиканского бюджета.
— Ни одна страна в мире не вкладывает такой процент бюджетных средств в образование. Но я уверен, что мы правильно поступаем — нужно и дальше наращивать финансирование образования. У нас нет нефти и газа. Наше главное богатство — люди. 3     И мы должны инвестировать в развитие человеческого потенциала, то есть в образование. Свыше 36% населения — дети в возрасте до 17 лет. Это будущее Кыргызстана! И на это денег жалеть нельзя! — подчеркнул Президент.
По его словам, в то же время остается злободневным вопрос о том, насколько эффективно расходуются выделяемые средства. Согласно исследованиям Всемирного банка, система образования Кыргызстана является одной из самых дорогих в Восточной Европе и Средней Азии. Бюджетные ресурсы до сих пор тратятся бессистемно, на увеличение количественных, а не качественных показателей. При этом сегодня около 80 тысяч детей не посещают школу или посещают только частично. В этом недавно публично призналось само Министерство образования и науки.
— Вдумайтесь в эти цифры! Задачу по воспитанию нового поколения граждан все институты перекладывают друг на друга: школа — на  семью, семья — на общество, — общество на средства массовой информации и так далее. И, к сожалению, часто получается так, что духовность остается забытой, что скрывать — за годы независимости школе приходилось выживать. Была создана система коммерческих взаимоотношений. И наши граждане все больше выражают недовольство качеством образования. Правительство принимает определенные меры,  но они должны быть, видимо, более решительными и системными, — добавил Алмазбек Атамбаев.
Систему образования следует построить так, чтобы раскрылись таланты детей, а устремления воплощались в реальные дела. И государству нужно очень внимательно подумать и найти необходимые средства для помощи школе и учителю. Чтобы эти вопросы не повторялись из года в год, все проблемы школ и учителей надо решить. Эта задача государственной важности.
1     — Четыре года назад вы стали первыми, для кого я начал искать деньги для повышения заработной платы. К сожалению, чиновники министерства недостаточно эффективно выполнили тогда мое поручение. В итоге, когда подняли зарплату другим категориям бюджетников, учителя вновь оказались в числе ущемленных.  Поэтому в прошлом году вновь поставили задачу — изыскать возможности и помочь учителям, — напомнил президент.
Он добавил, что в целом на повышение зарплаты учителям в этом году дополнительно планируется выделить 2,2 млрд. сомов, в 2016-м сумма составит около 6,6 млрд. сомов. Для республиканского бюджета это серьезная нагрузка. За ближайшие два года планируется полностью решить проблемы реконструкции всех аварийных школ и строительства новых образовательных учреждений там, где необходимо. Глава государства обещал, что лично проконтролирует эти вопросы.
— За два года нам надо их снять. Затягивать больше нельзя. Думаю, что правительство активно работает и справится с данными задачами. Да, это серьезные нагрузки на бюджет, значит, надо больше работать, — сказал глава государства.
В этом году вводятся в действие крупные предприятия на месторождениях Талдыбулак Левобережный, Бозымчак. Скорей всего, заработает и Джеруй, другие предприятия. Положительные сдвиги в экономике и меры по борьбе с коррупцией позволят и дальше улучшать финансирование сферы образования. После того как полностью приведут в порядок здания школ, нужно обеспечить их современным оборудованием.
«Я прошу правительство специально рассмотреть вопросы оздоровления и отдыха учителей. Думаю, и будущий Жогорку Кенеш поддержит предложение о целенаправленном выделении им значительной части Фонда оздоровления трудящихся», — сказал Атамбаев. Он поручил правительству решить вопрос с жилищной ипотекой для учителей как в городах, так и в селах, органам местного самоуправления — пересмотреть программы оказания помощи учителям и школам.
Президент добавил, что несколько лет назад только около 17% студентов педагогических факультетов приходили на работу в школу после окончания университета. Сегодня этот показатель вырос до 30%, что также крайне недостаточно. Это говорит о том, что слабо еще поддерживают учительство на местах.
Для того чтобы педагог соответствовал запросам общества, нужно уйти от ситуации, когда эта специальность рассматривается абитуриентами как непрестижная. Наоборот, она должна стать интересна для наиболее подготовленных выпускников школ.
Алмазбек Атамбаев  выразил сожаление о том, что вузы страны массово набирают и обучают за счет бюджета абитуриентов по специальностям, в которых государство не нуждается. Зато в них легко учиться студентам, которым нужны не знания, а просто дипломы о высшем образовании. Затем папы и мамы, родичи пристраивают их на теплые денежные места в различных ведомствах и инспекциях.
— Скажу прямо: общество, в котором диплом высшего учебного заведения — ценность сам по себе и является средством  для получения «хлебной» должности, в котором не важны уровень и качество образования, это общество без будущего! И нам надо прекратить штамповать такие дипломы. —  заявил Президент.
Выстоять в жесткой международной экономической конкуренции стране помогут только те, кто может создавать новые товары и технологии, писать компьютерные программы, участвовать в инженерных изысканиях и разрабатывать новые экономические теории, писать новые законы.
— Мы обязаны в первую  очередь ценить не диплом, а квалификацию, качество образования, — заметил глава государства, отметив, что в этом году снова оказалось мало желающих поступать на факультеты, где надо знать физику, химию, математику.      Но именно специальности с естественнонаучным и инженерным образованием обеспечивают продвижение к прогрессу любой стране мира, ведь сегодня на дворе век информатики и высоких технологий.
В этой связи Алмазбек Атамбаев поручил Министерству образования и науки и правительству  пересмотреть политику по так называемым бюджетным местам в вузах. Выделять их нужно только на подготовку нужных стране специалистов с техническим образованием, в сферах, связанных с исполнением прямых обязательств государства, — педагогике и медицине. И отдавать тем вузам, которые могут гарантировать соответствующий уровень и качество образования.
Министерство уже со следующего года должно ввести обязательность  заключения договора между вузом и студентом-бюджетником о возвратном характере бюджетного гранта в случае отказа от работы по направлению.
Президент особо остановился на вопросе обучения государственному языку в русскоязычных школах.
— Если мы хотим, чтобы всем нашим детям в будущем комфортно жилось в Кыргызстане, надо сделать все, чтобы до окончания школы они овладели госязыком как минимум на бытовом уровне. К сожалению, сегодня качество обучения оставляет желать лучшего. А если сказать прямо, то идет сплошной брак. Стыдно за таких учителей! Или надо учить, или не браться не за свое дело. Так будет честнее.
А. Атамбаев подчеркнул, что каждые директор школы, учитель должны осознавать, что обучение госязыку является задачей государственной важности! В первую очередь потому, что это забота о будущем детей, во-вторых, знание госязыка и истории страны формирует в гражданах чувство принадлежности к единому народу, понимание того, что у всех нас одна Родина, одно Отечество, помогает детям осознать, что они могут стать счастливыми только в своей стране — в Кыргызстане!
Учитель — очень высокое звание. Учителем называли Иисуса Христа. Муалим,  учитель — так обращались к пророку Мухаммеду. Будущее каждого ребенка во многом зависит от того, кто станет его учителем в школе. А будущее страны зависит от того, какими вырастут наши дети.
— Дорогие учителя! Я прошу вас помнить об этом всегда! Относитесь с душой и сердцем к работе, каждому ребенку! — заключил Алмазбек Атамбаев.
Следующей слово взяла министр образования и науки Эльвира Сариева. Она рассказала о достижениях в дошкольном образовании. «Мы все время говорили, что всего 18% детей имеют доступ к дошкольному образованию. Эта проблема решена. С 1 сентября вводится 480-часовая программа «Наристе». Это значит, что 100% детей от пяти до семи лет пройдут полную дошкольную подготовку в течение года на базе не только школ, но и детских садов. Программу также интегрируем в частные детские сады, чтобы подготовка была комплексной».
Далее министр подняла вопрос инфраструктуры, напомнив, что при помощи Генеральной прокуратуры 72% приватизированных детских садов возвращены на баланс государства. Внесены изменения в законодательство, где отменяются сроки исковой давности. Значительное достижение и то, что местные органы власти стали открывать детсады под натиском родителей. Так, в этом году заработал 161 садик. В следующем планируем добиться такого же числа», — отметила Э. Сариева.
Еще одним важным моментом она назвала облегчение лицензирования, которое привело к увеличению количества детских садов на 52%.
Затем министр сообщила, о намеченном возвращении категорий для педагогов, что будет мотивировать их наряду с зарплатой. Базовое повышение зарплаты — это только первый шаг к повышению статуса учителей. Параллельно категории фиксируются в образцах подготовки в вузах. «То есть мы по ним обучаем наших будущих педагогов и проводим оценку всех учителей с января 2016-го. Три категории поддержим финансово, чтобы появилась прямая мотивация для качественной работы», — пояснила министр.
Далее она коснулась темы аварийных школ. Правительство приняло государственную программу «Безопасные школы и детские сады», предполагающую ежегодный ремонт или строительство учебных заведений. Так, до 2024 года ежегодно как минимум 200 зданий школ и 80 детских садов капитально реконструют или заново отстроят. «Уже в этом году мы введем 66 школ. Это очень высокий показатель, если учесть, что раньше в среднем строилось 35-37», — подытожила Э. Сариева.
Съезду предшествовала августовская методическая учеба, в рамках которой более 20 тысяч педагогов всех областей обсудили ключевые вопросы методики преподавания и воспитания.
В задачу III съезда входило подведение итогов развития системы  образования за время, прошедшее со II съезда (2008 г.), и определение вектора развития системы образования на 2015-2016-й и последующие годы.
После пленарных выступлений, на съезде начали свою работу 11 секций, объединенных в 5 блоков. Участниками сессий стали воспитатели и заведующие дошкольных образовательных организаций, учителя и директора общеобразовательных школ, педагоги начальных профессиональных, средне-профессиональных и высших учебных заведений.
«Съезд — это замечательная возможностью обменяться опытом с коллегами и обсудить острые вопросы. Будем надеяться, что и результаты двухдневной насыщенной работы не заставят себя ждать», — поделилась впечатлениями Галина Волкова, участница сессии.
На одной из секций учителя обсудили современные направления  развития учебных заведений, вопросы улучшения качества профессионального обучения путем независимой сертификации выпускников и переход к независимой аккредитации.
Они определили дальнейшие шаги в реализации независимой сертификации выпускников как части работы по повышению качества образования, рассмотрели пути и направления работы в сфере социального партнерства, определяющего перспективное развитие начального профтехобразования.
На заседании другой секции работники школьной сферы учились  планировать, организовывать, руководить и контролировать дела в своей сфере.
Помимо презентаций и обсуждений, состоялся тренинг по лидерству и управлению школой. По итогам практического задания учителя внесли предложения и комментарии.

Аида ШИРИНОВА.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий