Main Menu

«За бортом» школы

Проблему равного доступа детей к образованию обсудила Президент Роза Отунбаева на совещании с министрами: образования — Канатом Садыковым и соцзащиты — Айгуль Рыскуловой, представителем Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Джонатаном Вейтчем, депутатами Жогорку Кенеша, мэром Бишкека, представителями других заинтересованных структур.

Открывая встречу, глава государства отметила, что данные, представленные  ЮНИСЕФ, тревожны: треть кыргызстанских детей школьного возраста не посещает занятия.
— Нас беспокоит, что будет с ними, с обществом, какое у нас будущее, — отметила Роза Исаковна.
На эту проблему нужно обратить самое пристальное внимание. Не менее серьезно следует проанализировать и качество образования. Президент напомнила о результатах исследования PISA, которые стали неутешительным «диагнозом» нашей системы обучения.
Джонатан Вейтч, предваряя презентацию «Дети, не посещающие школу», выразил надежду, что данные, полученные представляемой им организацией, помогут разработать меры для устранения проблемы.
В презентации были кратко изложены сведения, добытые в ходе исследований на глобальном и местном уровнях. При их подготовке  специалисты основывались на статистике, предоставленной госструктурами, ответах опрошенных родителей и ребят.
Прозвучали следующие цифры. Не посещают занятия почти 29 тысяч детей в возрасте от 7 до 15 лет. Из них 43% — девочки, 57% — мальчики, 63% — сельские жители и 37% — городские. Причины — финансовые трудности (39%), нежелание (15%), семейные проблемы (14%), работа (8%). Что касается нежелания, то связано оно в числе других факторов и с грубым отношением учителей (так заявляли дети). Большая часть работающей детворы занята на базаре (71%), остальные — в поле (12%) или помогают по дому (6,5%).
Стоит отметить, что ОО «Межкультурное образование» при поддержке ЮНИСЕФ в прошлом году после конфликта провело в Оше, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях исследование. Его респонденты называли причинами пропуска занятий и межэтническую напряженность, страх за безопасность детей. Потому в числе рекомендаций по улучшению ситуации прозвучали и такие ответы, как «не смешивать узбекские и кыргызские школы», «нужны стабильность и безопасность в стране».
Что касается других предложений, то они связаны с материальным положением семей, образовательных учреждений, улучшением в них морально-психологического климата. Это и бесплатное обучение (хотя таковое гарантировано Конституцией, постоянные поборы то на учебники, то на ремонт, то в школьный фонд хорошо известны), организация здорового питания, отмена школьной формы (за которую нужно платить), близость школ или подвоз до них, улучшение их оснащения  (учебники, парты, спортинвентарь и т.д.), лучшее отношение педагогов, безопасность, бесплатное медицинское обслуживание школьников (открытие медпунктов, профилактические осмотры), возможность инклюзивного обучения. Прозвучало и заявление о трудности школьных программ.
Вообще, оба исследования выявили, что всего около десятка процентов родителей  обеспокоены пропуском занятий чадами. А 74% семей ответили, что никто не предложил им никакой помощи для возвращения ребятни в школы.
Министр образования и науки Канат Садыков обратил также внимание присутствующих на такой аспект, как пропуск по причине нездоровья. Из 29 тысяч не посещающих уроки ребят 23 тысячи являются лицами с ограниченными возможностями здоровья. А инклюзивным образованием охвачены только 7 тысяч из них.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий