Main Menu

Жизнь после жизни

Каждый человек проживает одну единственную жизнь. А рассказывать о ней можно на тысячу ладов. Проблемы возникают сразу. С чего начать? С даты рождения? Впервые на свет появляется маленький, кричащий, беспомощный комочек. Есть ли в мире фея, которая наделит новорожденного его будущими достоинствами, предопределит его судьбу?

1     Человек — уникальная, неповторимая личность — формируется годами начиная с детства и подчас до самой смерти. Личностью не рождаются, а становятся… Так-то оно так, но, как новая ветвь векового дерева, каждый из нас связан с прошлым своего рода, своих предков. От них переходят к нам и внешние признаки, и душевные склонности, и пороки, и таланты. Ветвь сохраняет нерасторжимое родство с деревом. Выходит, будущий человек предшествует в своих предках, они веками накапливают те внешние и внутренние качества, которые затем перейдут к новорожденному и в какой-то степени скажутся на его судьбе. Это родовое древо предков. Оно — и та самая фея, и злая волшебница одновременно, которая стоит у изголовья любого младенца. Но все-таки она бессильна загодя определить будущее человека, в конце концов вершить свою судьбу придется ему самому.
Многое решается для человека в те моменты, когда ему требуется выбрать приспосабливаться ли к превратностям судьбы или строить свою жизнь по высоким идеалам разума и добра, преодолевая трудности? Некоторым из тех, кто выбирает путь преодоления, суждено еще возродиться уже за чертой личного существования. Со временем, иногда через сотни лет, их начинают заново узнавать, понимать, воссоздавать. Прожитая ими жизнь становится достоянием живущих, вплетается в ткань современности и уходит в будущее. Такая жизнь после жизни дарована Алымкулу Джакшылыкову — первому председателю Ревкома и Исполкома Советов Сокулукской волости, впоследствии члену Центрального исполнительного комитета Киргизской АССР. Посвященная ему новая книга Зайнидина Курманова не случайно названа «Дело» Алымкула Джакшылыкова: преступление, которого не было». Достоинством изданой работы является то, что на строго достоверной основе исторических фактов повествуется, как шло формирование личности Алымкула Джакшылыкова, излагаются его основные дела, направленные на создание основ кыргызской государственности.

Ход прошлых поколений 

     Каждый человек  впитывает в себя воздух эпохи. Он формируется под влиянием семьи и близких, услышанных разговоров и многого другого. Не каждому суждено мыслить самостоятельно, искать новое и находить свой путь в мире. Как сказал величайший мыслитель XX века Владимир Вернадский, «человеческая личность, как все в окружающем нас мире, не есть случайность, а создана долгим ходом прошлых поколений». В жизни Алымкула Джакшылыкова заметно проявились духовные качества, возникшие под влиянием наследственности: мужество, любознательность, сила воли и доброта, высокое чувство собственного достоинства и уважение к окружающим. Достаточно вспомнить его предка Жоочалыша, отца Сартбая и, пожалуй, известных родственников Байтика Канаева и Узбека Бошкоева из могущественного племени солто рода Чаа. Этот многочисленный род знаменит батырами и политиками, которые вели борьбу с внешними врагами за свободу кыргызского народа. Алымкул Джакшылыков также состоял в близком родстве с отцами-основателями кыргызской государственности — Абдыкеримом Сыдыковым и Иманалы Айдарбековым.
Книги нередко пишутся по принципу строительства канала. Сначала точно намечается трасса, до деталей разрабатывается проект. Затем делается канал. И, наконец, он заполняется водой. «Русло» книги, посвященное жизни Алымкула Джакшылыкова, не было автором определено заранее. Многие вопросы, затронутые в ней доктором исторических наук Зайнидином Курмановым, не имели загодя известных ответов. Часть вопросов до сих пор ему не ясна. К жизни такого человека, как Алымкул Джакшылыков, политолог Курманов подходит словно к горному массиву. Тут нельзя удовлетвориться описаниями внешних предметов и событий.

Выход в жизнь и политику

     Остается надежда выявить нечто самое главное, определяющее жизнь Алымкула Джакшылыкова. Впрочем, об этом мы знаем с его собственных слов. Он посвятил себя поиску правды: «Я чист и честен перед советской властью, перед своим народом, все равно есть правда». На этом пути он не был первым. Недаром подобные темы называют вечными. В семье Джакшылыковых обсуждались «вечные» вопросы о смысле жизни, об отношении к ближнему, о добре, правде, счастье, справедливости, любви. Рапия апа — мать Алымкула — предложила ему следующие правила жизни: «работай как можно больше, потребляй на себя как можно меньше, на чужие нужды смотри, как на свои, и просящему у тебя дай!». Это не просто обмен мнениями, деловитые вещания истин. Вечные вопросы, волновавшие их, не могут иметь единственно верных и безукоризненных решений на все случаи жизни для всех исторических эпох и человеческих личностей. Но это совершенно не значит, будто и незачем решать неразрешимые задачи.
Для Алымкула самой важной представляется возможность организовать жизнь по-своему, быть самостоятельным. Этого невозможно достичь, не развивая свой ум, не приобретая знания. Но для чего все это? Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим. Таковы основные позиции его жизненной программы. Однако наметить для себя подобный план жизни несравненно легче, чем осуществить его. Кому бы не хотелось быть умственно развитым, иметь глубокие знания, оригинальный самостоятельный ум и приносить окружающим больше пользы? Многих участников создания колхозов Алымкул спас от высылки во время борьбы с кулачеством, а отдельных — от необоснованных наветов и обвинений, заключения и неминуемой смерти.
Безусловно, настоящего мужчину характеризует высокая ответственность за самого себя, за свои мысли и поступки. Но еще больше мужества, твердости и доброты требует ответственность за других. О твердом и доброжелательном характере Джакшылыкова упомянул его земляк Ж. Саткеев: «Чтобы перевести на оседлый образ жизни вчерашних кочевников, он построил 50 домов и поселил в них людей бесплатно».

Волшебная власть любви 

2     Со своей будущей женой Аксаамай Алымкул познакомился в русско-туземной школе. Он часто провожал ее вечерами, и они разговаривали обо всем на свете. Но главное, что сближало их, — простота и искренность в обращении, вера в высокие идеалы. Они подружились. Алымкул понял, что им надо всегда быть вместе, связать свои жизни. Для него отношение к женщине определяется прежде всего взаимным уважением, доверием, единством интересов. Счастливая и одновременно трагическая семейная жизнь Алымкула и Аксаамай могла бы служить доказательством того, что дружба — самое прочное основание супружества.
Для человека любовь проявляется по-разному в разные годы жизни. Да и сама суть любви многообразна. Это, конечно, вовсе не только чувство между мужчиной и женщиной, хотя именно оно вспыхивает с исключительной силой — порой разрушительной, порой созидательной. Алымкулу была близка и понятна не умом, так сердцем волшебная власть любви, приказывающей человеку: «Дерзай! Созидай! Твори!».
Для него, молодого мужчины, физически здорового, рассудительного, доброго, несколько скрытного, но искренне увлекающегося и способного на сильные переживания, любовь была чувством светлым и радостным. Ему была необходима верная спутница жизни. Ее он выбрал, ощутив в ней родственную душу. Не сходную, нет, именно родственную, благожелательную, отзывчивую. Для Алымкула совершенно ясен жизненный путь, по которому следует идти: «Это будет деятельность общественная и политическая… в сильной степени идейная и рабочая жизнь, связанная с установлением советской власти, развитием экономики, строительством колхозов, открытием первых культурных центров и школ». Он предлагает Аксаамай быть вместе в этой жизни, видя в этом силу и значение семьи. Чувство должно не вспыхивать и гаснуть, а гореть, освещая не отдельные минуты существования, а долгие годы и десятилетия жизни.
Семья без детей представлялась ему неполноценной. Она никогда не обременяла Алымкула. Она помогла ему работать. Он стал любящим отцом десяти детей. Даже в нежности его к жене был оттенок отцовский. Аксаамай была верным помощником. Целью своей жизни она поставила воспитание достойных людей. Алымкул и Аксаамай приняли на воспитание в свою семью и поставили на ноги еще девятерых детей близких родственников, оставшихся без родителей. А когда они переехали во Фрунзе, по месту работы Алымкула они опять подобрали 9 сирот, но уже из разных местностей, куда Алымкул часто выезжал верхом на лошади по командировкам.
Великое счастье — ощущение жизни большой семьи, осмысление жизни как удивительного дара судьбы, слившего воедино страдания и радости, надежды и любовь, деяния и созерцание… Это был громадный мир Алымкула и Аксаамай, связанный взаимной верой, любовью и чувством ответственности к жизни. Подчеркиваем — ответственности к жизни!
Может быть, по привычке, как в былые времена, а может быть, в надежде, что Алымкул вернется после ареста и вместе будут воспитывать детей, Аксаамай апа в 1946 году удочерила 6-месячную девочку. Сегодня она кандидат географических наук, доцент, руководитель отдела аспирантуры и докторантуры КГУ имени Ж. Баласагына.
В эти дни число внуков, правнуков и праправнуков Алымкула и Аксаамай с невестками и зятьями превышает более ста человек. Среди них много ученых и государственных служащих, предпринимателей и преподавателей, врачей и военных, спортсменов и артистов. А среди тех, кто достиг 22-летнего возраста, нет ни одного безработного или без высшего образования.      Вот такая сегодня у Алымкула и Аксаамай большая, счастливая и образованная семья.
Значит, действительно в постоянном обновлении суть жизни? И любовь, влекущая  друг к другу два быстротечно живущих создания, дарована природой им — смертным — как величайшее благо. И наслаждение любовью — связующая сила бесчисленных поколений, не позволяющая прерваться чудесной ткани жизни.

Поиск правды

     Джакшылыков — человек трагической судьбы. Он не приспосабливался к изменчивым влияниям времени, но сам воздействовал на свое окружение, выбирал и изменял его согласно своим идеалам. Он жил ярко, радуясь и страдая, более страдая за других, чем за себя, жил напряженно, порой на пределе сил, порой на краю гибели, боясь не смерти (она неизбежна!), а тусклой, трусливой полужизни. В ночь с 30 октября на 1 ноября 1937 г. Алымкула Джакшылыкова арестовали.
Последние свои дни в тюрьме он провел спокойно, не жаловался и не выказывал своих страданий, у него сильно болел желудок от объявленной голодовки, и тяжелело дыхание из-за отека легких. Он всегда без малейшего страха думал о смерти.

Но разлука с самым близким человеком оказалось ужасным испытанием. Он, как всегда бывает в таких случаях, даже когда несчастье ожидается, оказался беспомощным и одиноким перед огромным миром. Много раз переживал он утрату родных людей, но никогда не задумывался над тем, как будет жить без Аксаамай. Двадцать лет совместной жизни! Они не всегда были вместе, его командировки продолжались порой неделями, а то и месяцами, однако в разлуке он не чувствовал себя одиноким. Своими переживаниями и мыслями он постоянно делился с женой. Посещая культурные места Ташкента и Москвы, обдумывал увиденное и услышанное не только для себя, но и так, чтобы потом можно было рассказать обо всем Аксаамай. Всегда ощущал ее рядом, близкую и родную душу. И вот разом, неожиданно, навсегда — один… Он продолжает много думать и порой забывает, что остался один, что Аксаамай нет с ним. Привычно хочется поделится с ней своими мыслями. И однажды ночью, когда из соседней камеры тюрьмы донесется шум, он спросит: «Аксаамай, это ты?». И вдруг вспомнит, что ее нет. Он вновь и вновь думает о Аксаамай, и она остается с ним — в его воображении, в его мыслях до последнего дня, до последней минуты его жизни.
Алымкул не похож на героя, бросающего вызов смерти. Он ее просто не замечает. Он ведет себя как обычно. И в этой обычности, может быть, больше героизма, чем в отчаянной решимости сознательно рискующего жизнью.
Понимание и восприятие человеком смерти решительно меняется с годами. Она страшна для юного существа только еще вступившего на жизненный путь. Кто полно прожил, тому прощаться с жизнью, быть может, грустно, но не трагично. Иное у того, кто жил вполсилы, кто не дожил свою жизнь — не по годам, а по насыщенности бытия мыслью, чувствами, трудом. Он открывает для себя провалы в прошлом — несделанное, непонятное, непрочувствованное… Наконец, возврата нет, а впереди — зияющая бездна, вечная пропасть небытия. 14 января 1938 года Алымкула Джакшылыкова расстреляли.
Осталось ему — бессмертие. Он умер, как бы сказать, для самого себя. Для нас и для будущих поколений он продолжает жить. Он остается с нами, его мысль жива и современна. Она принадлежит не только истории, но и всему нашему обществу. Поиск правды помог Аксаамай и ее многочисленным детям, и всем нам полнее и лучше жить, жить по-человечески, жить свободно.
Так в чем же правда? Правда — в поисках, в неудовлетворенности и сомнениях, в стремлении жить напряженно и насыщенно, правда — в жажде справедливости, правда — в вере светлым идеалам свободы, разума, добра.
У каждого человека есть свои ориентиры в жизни. Одни просты и доступны, и, достигнув их, человек сникает. Есть ориентиры ложные, а то и вовсе бессмысленные. Есть существование на авось, как сложится судьба. Но есть люди, выбирающие себе, труднодоступные ориентиры, недостижимые для других. С такими ориентирами постоянно сверял свой жизненный путь Алымкул Джакшылыков.
Поиски правды — путь без конца. Это не цель, а направление. Выбирая его, никто не застрахован от бед, невзгод, несчастий. И все таки только на пути преодоления, а не приспособления человек может ощутить удовлетворение от прочувствованного, продуманного, созданного. И никакие неудачи не омрачают этого ощущения. Жизнь, устремленная к высоким идеалам, всегда будет счастливой.

Калыс ИШИМКАНОВ.






Добавить комментарий