Main Menu

На границе Баткенского края обнаружена авиабомба

Очередное напоминание о трагических событиях 1999-2000 годов найдено 4 июля на участке пограничной заставы «Коргон». Авиабомба обнаружена  в местности Орукзар Баткенского района в ходе разведывательно-поисковых действий сводной группой офицеров Центрального аппарата Государственной пограничной службы.

Эхо минувшей войны 

13     Последняя находка вновь актуализировала вопрос усиления мер по обеспечению безопасности на юге республики, где ущелья до сих пор хранят смертоносные свидетельства так называемой горной войны, как называют на Западе события пятнадцатилетней давности в Баткенской области, когда наши силовики выбивали оттуда боевиков «Исламского движения Узбекистана».
Среди горных отрогов труднодоступной местности хранится еще немало подобных «сюрпризов». Поэтому властные структуры КР должны быть бдительными, продолжая начатую работу по минимизации рисков, дабы исключить жертвы среди населения.
К примеру, на основании приказа начальника Генерального штаба ВС КР №164 от 2 августа 2014 года была создана рабочая группа, которая проводит разъяснительные мероприятия среди населения Баткенской области по мерам безопасности и о правилах поведения при обнаружении взрывоопасных предметов.
А чуть позже, 10 сентября, на полигоне «Ала-Тоо» (учебный центр войсковой части №73809 возле поселка Жетиген) для военнослужащих был проведен недельный спецтренинг в соответствии с Протоколом о сотрудничестве между Минобороны КР и программой Международного трастового фонда «Усиление человеческой безопасности». Участвовали как зарубежные эксперты, так и офицеры Генштаба Вооруженных сил КР. Саперами были отработаны меры по уничтожению излишков боезапасов, демилитаризации различными технологиями, порядок действий инженерно-саперной группы по обезвреживанию самодельных взрывчатых устройств и предметов.

Тайные арсеналы боевиков 

     Появление полтора десятка лет назад Баткенской области площадью почти 18 тысяч километров и числом свыше 440 тысяч душ должно было усилить общий административный контроль в регионе и на границах с сопредельными республиками. Но, увы и ах… Дошло до того, что, не сумев за все эти годы укрепить потенциал области, депутат ЖК Назарали Арипов предлагал вообще расформировать ее, при этом Баткенский и Ляйлякский районы перевести в прямое подчинение правительству. А нардеп Курмантай Абдиев высказался за присоединение Кадамджайского района к Ошской области.
Одна из острейших проблем — наличие в баткенских горах скрытых арсеналов, которые бородачи из ИДУ надеялись вытащить из тайников и пустить в ход при новых рейдах, а также остатков вооружения кыргызской армии после боевых операций.
Однажды мне довелось самому участвовать вместе со спецгруппой Баткенского УВД в двухдневных поисках схрона. Ранее находки обнаруживались ими в местностях Кишемиш, Итияз, Капа и т.д.
Предыстория нашего рейда была такова. В августе 2001 года, получив оперативную информацию от своих источников об обнаружении очередного схрона, сотрудник ГУУР МВД Асылбек Шагамурзаев с коллегами прибыли на место и вскрыли его. На свет извлекли груду китайских патронов от АКМ, батарею минометных снарядов и гранатомет «Муха». В том месте оставалась еще пара схронов. Но из-за разыгравшейся непогоды повторное восхождение решено было отложить на следующий год. К сожалению, судьба распорядилась иначе — 15 февраля 2002 года майор Шагамурзаев, преследуя подозреваемого преступника на автомашине, разбился. Нашей задачей было завершить поиски, начатые офицером, и тем самым отдать дань его памяти.

Взрыв разнес все в клочья… 

24     Мы взяли полные рожки к Калашникову, несколько обойм к пистолетам Стечкина и Макарова, камуфляж, спальные мешки, сухпаек, заполнили баки двух автомашин «Нива». Путь неблизкий — на перевал Бель и дальше, где высота от 3 000 метров и выше. Цель — район урочищ Суук-Сурлук и Чаар-Таш.
Наконец добираемся до стоянки чабанов, ночуем там и с утра начинаем поиски. В искомой точке находим развороченную яму со следами гари. Осколки снарядов впиваются в подошвы кроссовок. Выяснилось, что местные жители, опасаясь того, что до тайника доберутся его закордонные хозяева, обложили схрон сухостоем и… подпалили. Взрыв разнес все в клочья. Теперь одна воронка да остатки металла вокруг.
Проблема в том, что местные не всегда сообщают пограничникам или в милицию о своих находках. Нередко охотники-мергенчи попросту курочат снаряды и патроны в поисках пороха — штуки в горах весьма дефицитной.
В местности Орунбашы бывшая сельская учительница Марал-эже жаловалась: «По всей округе то и дело натыкаешься на непонятные железки с военной маркировкой. Боимся к ним детей подпускать. Вдруг взорвется? Пару таких болванок я уже выбросила в речку».
Спускаемся к реке Кенеш. Через полчаса поисков выуживаем ствол зенитного снаряда с хвостовым оперением, затем еще несколько подобных снарядов, у некоторых сохранились стабилизаторы…
Через полчаса двое местных пацанов указали нам еще одну лощину, где лежат «во-о-от такие штуки», и развели руки во всю ширину.
Становится понятно, что для прочески местности и обезвреживания всех потенциально опасных боезарядов сил нашей спецгруппы явно недостаточно. Потребуются профессиональные саперы, миноискатели, щупы. Ведь по большому счету находка схрона — это превентивное и негласное разоружение бандформирований.
Между тем стало смеркаться. Погрузив наиболее ценные вещдоки в багажник, мы двигаемся в обратный путь. Несмотря на усталость, все были удовлетворены. Мы завершили часть дела, начатого майором Асылбеком Шагамурзаевым…
А вот один из примеров года нынешнего. 11 марта в ущелье Согот Кадамджайского района бойцы Айдаркенского погранотряда обнаружили 125-миллиметровый артиллерийский снаряд. Хорошо еще, что смертельная находка не разорвалась в руках сельчан близлежащего айыла Божой, ведь его жители часто ходят в это ущелье. От греха подальше саперы уничтожили боеприпас на месте.

Канат Ибраев.
Фото WWW.






Добавить комментарий