Main Menu

Парламент: от печали до радости

Минул почти год после выборов в Жогорку Кенеш. Парламент вовсю работает, и уже можно подвести некоторые итоги, озвучить выводы.

Количество = качество?
Торага Ахматбек Келдибеков на своих пресс-конференциях больше упирает на количество принятых законов и других документов. Мол, депутаты этого созыва работают намного эффективнее, чем их предшественники, перевыполняют план. Однако означает ли это количество на самом деле качество?
Недавно в Кыргызстане побывал представитель таджикского законодательного органа Лютфилло Саидмуродов и озвучил информацию, которая должна была заставить наших народных избранников задуматься: даже небольшое повышение качества законотворческой деятельности позволяет существенно улучшить экономические показатели. Ощутил ли на себе каждый гражданин позитивные изменения в экономической ситуации? По словам постоянного координатора системы ООН в Кыргызстане Александра Аванесова, рост цен на продовольствие в нашей стране в 2010 году составил 27% и стал самым высоким в Центральной Азии.
Мы  далеки от заблуждения, что народные избранники — волшебники, у которых есть рецепты и возможность делать чудеса. Но хотим отметить, что у Жогорку Кенеша нет стратегии, программы: сначала поработать над комплексом законопроектов, добиться каких-то целей, а уже потом и о других побеспокоиться. К примеру, так ли жизненно важны были поправки в Закон «Об оружии», согласно которым спикер наделяется правом награждения именным оружием?
Помнится, ранее представители гражданского общества указывали, что депутаты инициируют законопроекты, какие им только вздумается. На  деле нехватки каких-либо проектов не наблюдается, наоборот, их даже слишком много. Благо есть Интернет и прочие источники, всегда можно «содрать» текст закона какой-нибудь другой страны (например, проект закона «О порядке проведения семейных обычаев, традиций, обрядов и праздничных торжеств в Кыргызской Республике», предлагавшийся Каныбеком Осмоналиевым, списан с таджикского аналога), слегка изменить и тут же вынести на обсуждение  — так создается видимость бурной законотворческой деятельности.
И потом, как принимаются документы? Тридцать нардепов голосуют, бегая по рядам и нажимая кнопки за коллег. Именно так, например, в свое время принимался Закон «Об ОТРК». Отдельным парламентариям, так рвавшимся в Жогорку Кенеш, абсолютно безразлична суть принимаемых документов, то есть судьба страны и народа, ведь они позволяют себе периодически пропускать заседания. И не несут при этом никакого наказания. Потому что, даже если в зале сидят тридцать депутатов, зарегистрированы 100-112. Конечно, члены палаты могут прийти, зарегистрироваться и уйти слушать заседание по радио в кабинете. И, как утверждают некоторые народные избранники, совершенно необязательно каждому голосовать собственноручно: мол, мы представляем фракцию, а значит, можем выражать свое мнение фракционно. Почему бы тогда законодательно не разрешить принимать проекты только делегированным представителям депутатских объединений? То есть  при нынешнем раскладе в парламенте голосовать должны пятеро, и трое из них — уже большинство. Такая вот получается логика…
По действующему регламенту голосование одним депутатом за другого по доверенности допускается только при наличии уважительных причин и письменного заявления. Как известно, недавно палата приняла новый вариант регламента, регулирующего деятельность Жогорку Кенеша. Как пояснил в интервью председатель Комитета по Регламенту ЖК и этике госслужащих Курмантай Абдиев, теперь законодателям  запрещено голосовать друг за друга. Если депутат в командировке, его голос останется неучтенным, но проголосовать за него коллега по доверенности не может. Если нардеп болеет, но в состоянии ходить, то он может прийти, проголосовать, а потом опять уехать.
Кроме того, ужесточаются штрафные санкции. Так, если по старому регламенту спикер может за необоснованное отсутствие депутата на заседании удержать одну двадцать вторую часть зарплаты, то по новому удерживается одна десятая часть заработной платы.

Экономия
Жогорку Кенеш неоднократно подвергался критике за большие расходы. Но сами его члены напоминали: мы теперь живем в иной политической системе, где законодательный орган играет новую важную роль — потому и возросли расходы.
В этом году на свое содержание законодательный орган попросил 1 миллиард сомов. А в следующем намерен потратить почти столько же: 747 миллионов сомов. Так заявил на минувшей неделе торага Ахматбек Келдибеков. По его словам, часть денег, где-то 435 миллионов, пойдет на заработную плату. Упомянул он и возросшие цены на бензин, в связи с чем увеличились транспортные расходы, на коммунальные услуги.
Когда депутаты только приступали к работе, некоторые фракции пообещали отказаться от квартир, машин и даже консультантов. Но, как выяснилось недавно, никто своих обещаний не выполнил. Спикер сообщил, что ему не поступило ни одного заявления об отказе от помощников и привилегий.
Но парламентарии все же внимают критике и собираются попытаться экономить. Решили снизить заработную плату и создать рабочую комиссию по сокращению штатной численности и оптимизации структуры аппарата, Управделами ЖК. Аппаратчиков лишили надбавок, это подтвердил «СК» руководитель пресс-службы ЖК Шайырбек Маматокторов.
Справедливость сохранена: депутаты тоже будут вынуждены потуже затянуть пояса. Как сообщил нам депутат Равшан Жээнбеков, пока неизвестно, какие именно будут изменения.
Словом, парламентарии демонстрируют понимание нелучших времен в стране и дефицита бюджета. Вот только решили преобразовать «Пятый канал» в парламентский несмотря на то, что это потребует расходов в размере 300 млн. сомов.

Алия МОЛДАЛИЕВА
(Продолжение следует)






Добавить комментарий