Main Menu

Кыргызстанским экспортерам есть что предъявить на рынки ЕАЭС

В столице Кыргызстана  прошел четвертый по счету за последние пять лет кыргызско-казахский бизнес-форум.   

3     На сей раз в Бишкек прибыли представители 26 крупных и средних  компаний пищевой, строительной, машиностроительной, энергетической, химической и фармацевтической  отраслей Казахстана. С кыргызской стороны выразили заинтересованность более 100 предприятий. Статистика демонстрирует постоянный рост числа контрактов, объемов торговых операций,  взаимное расширение рынков сбыта товаров  двух стран. В 2014 году, по сравнению с форумом-2013,  экспорт казахских товаров в Кыргызстан вырос на 4,2%, как отметили казахские партнеры.  Казахстан  устойчиво держит третье место во внешнем товарообороте Кыргызстана.
4     В Кыргызстане курирует организацию подобных форумов, а также процесс налаживания  и укрепления торгово-экономического партнерства Торгово-промышленная палата КР,  а в соседней братской стране — представительство АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX Invest  в г. Алматы, которое продвигает казахстанские товары на ближние рынки. Профильными вопросами продвижения в соседней стране занимается именно это агентство, но не ТПП РК.
Директор казахского представительства KAZNEX Invest Сабит Нарбаев отметил, что цель подобных форумов — создание диалоговых контактов для сотрудничества с партнерами, а также помощь казахским предприятиям в поиске партнеров и рынков сбыта, продвижении  товаров до конечных потребителей.  «Вступление Кыргызстана в ЕАЭС  снимает торговые барьеры, расширяет возможности экспорта и импорта. Правительства наших стран делали много усилий в этом векторе в двустороннем формате, а отныне —  и в пятистороннем формате, чтобы  ускорить наращивание торгово-экономических связей. Так давайте воспользуемся этими возможностями, чтобы укрепить партнерство!» — призвал С. Нарбаев и сообщил, что с этого года в Бишкеке открывается представительство  Нацагентства KAZNEX Invest. Местные бизнесмены уже могут обращаться в ТПП, и это представительство с любыми вопросами по налаживанию взаимных связей, с конкретными сведениями поможет.
2     В рамках форума бизнесмены встречались с представителями профильных министерств и ведомств,  мэрии Бишкека, коммерческих банков, но главное — напрямую налаживали партнерские связи прямо в зале проведения мероприятия.  На этот раз спектр сотрудничества широк как никогда —  производство муки, халвы, макаронных изделий, а также разных стройматериалов, светофоров,  металлоизделий,  листовой стали, металлочерепицы, минеральных и органоудобрений, алюминиевых профилей, лакокрасок, охлаждающих жидкостей для автомашин, производств грузовиков «Хюндай», запчастей к ним и т.д.
К сожалению, на подобных бизнес-форумах, часто проходящих в Кыргызстане (не только  с Казахстаном, но и с Турцией, Китаем, Россией и  иными странами), цели обеих сторон совпадают: все ищут рынки сбыта для собственной продукции, ее продвижения. Но вот вопрос о создании совместных предприятий, производств стоит не так уж часто. По мнению С. Нарбаева, «все регулируется рыночными механизмами — на уровне бизнеса. В мире  все более укрепляется тенденция — локализация ряда производств в странах, куда экспортируется товар. У нас есть заинтересованность в сбыте товаров на кыргызской территории, у вас тоже — на казахской, а такие бизнес-встречи дают возможности для взаимодоговоренностей  по реализации продукции посредством дистрибьюторства  предприятий двух стран.  В конечном итоге все регулируют спрос и предложение, а также условия, объемы рынка, объемы продаж того или иного вида товара, конкуренция из третьих стран, помимо членов ЕАЭС. С учетом этого предприниматели и решают, что выгоднее — создание СП либо   прямые поставки товаров на соседние рынки».
Вице-президент ТПП КР Рима Апасова отметила: «Бизнес-форум с казахскими партнерами проходит уже четвертый раз. Представители 26 казахских компаний ищут новые рынки. Кыргызские производители и дистрибьюторы, участники форума, также выходят  на рынки ЕАЭС с хорошим товаром — текстилем (швейная и трикотажная подотрасли), меховой, молочной и колбасной продукцией, овощами и фруктами. Кроме того, на рынке Центральной Азии имеют хороший спрос и иные изделия — радиаторы, стройматериалы и т.д. Объем товарооборота с Казахстаном  в прошлом году составил 1,056 млрд. долларов. Надеемся, что с вхождением в ЕАЭС товары Кыргызстана будут успешно конкурировать на рынке  стран-участниц союза. Для этого отечественным бизнесменам предстоит держаться в «струе» новых технологий, эффективного менеджмента,  современных способов продвижения товаров».
Говорит З. Акбагышева, лидер Конгресса женщин (КЖК): «В Кыргызстане сейчас действует 26 бизнес-инкубаторов, созданных в регионах с 2003 года при  содействии Конгресса женщин республики. Это многопрофильные малые производства. К сожалению, большинство из них находится в режиме самовыживаемости. Чего удалось добиться за эти годы в развитии именно «женского»  бизнеса? Отмечу, что Кыргызстан стал лидером среди многих стран мира в сфере женской  бизнес-инкубации. 85 процентов руководителей  таких малых предприятий -женщины. Эксперты КЖК стали обучающими тренерами по бизнес-инкубации в Таджикистане, Туркменистане. В отличие от нас и перечисленных стран, в Казахстане правительство постоянно выделяет кредиты и гранты на развитие бизнес-инкубаторов.
1     КЖК,  являясь членом Торгово-промышленной палаты, вовлечен в  вопросы наращивания экспорта, участвует в деловых встречах. Мы направляем молодых менеджеров на  краткосрочные обучающие курсы в Германию, Турцию, готовим современных управленцев бизнесом. Такие встречи нам очень нужны. В части конкретных планов, думаю, предложения казахских производителей стройматериалов — кровли,  металлопрофиля и др. — могут заинтересовать наших бизнесменов в создании СП.  Может быть, это будут и пищевые производства. Хотя главное для нас — поддержать собственных производителей».
Ольга Мартынова, представитель Аламудунского региона, подчеркивает перспективность района и всей Чуйской области  для казахского бизнеса: «В районе и области значительная часть посевных площадей занята под производство зерновой пшеницы, овощей и фруктов, цветов. Мы ищем возможности подсказать предпринимателям нашего пригородного региона, куда приложить свои силы и деньги, и  среди приоритетов — пищевая и строительная отрасли».
А по мнению Азамата Ризаева, представителя предприятия по производству 17 видов макаронных изделий,   такая продукция всегда будет пользоваться высоким спросом. И   среди целей ОсОО — расширение ассортимента, рост объемов (уже сейчас малое предприятие, где трудится не более 30 человек, выпускает в год свыше 100 тысяч тонн изделий).
В ходе проведенного форума, как сообщили в ТПП КР и KAZNEX Invest,  его  участники заключили  конкретные договоры о сотрудничестве на сумму свыше 5 миллионов долларов. А казахская компания  «Жылдыз Кенан» намерена открыть в Кыргызстане свое представительство.

Елена МЕШКОВА.  
Фото автора. 

 






Добавить комментарий