Кыргызстанским экспортерам есть что предъявить на рынки ЕАЭС
В столице Кыргызстана прошел четвертый по счету за последние пять лет кыргызско-казахский бизнес-форум.
На сей раз в Бишкек прибыли представители 26 крупных и средних компаний пищевой, строительной, машиностроительной, энергетической, химической и фармацевтической отраслей Казахстана. С кыргызской стороны выразили заинтересованность более 100 предприятий. Статистика демонстрирует постоянный рост числа контрактов, объемов торговых операций, взаимное расширение рынков сбыта товаров двух стран. В 2014 году, по сравнению с форумом-2013, экспорт казахских товаров в Кыргызстан вырос на 4,2%, как отметили казахские партнеры. Казахстан устойчиво держит третье место во внешнем товарообороте Кыргызстана.
В Кыргызстане курирует организацию подобных форумов, а также процесс налаживания и укрепления торгово-экономического партнерства Торгово-промышленная палата КР, а в соседней братской стране — представительство АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX Invest в г. Алматы, которое продвигает казахстанские товары на ближние рынки. Профильными вопросами продвижения в соседней стране занимается именно это агентство, но не ТПП РК.
Директор казахского представительства KAZNEX Invest Сабит Нарбаев отметил, что цель подобных форумов — создание диалоговых контактов для сотрудничества с партнерами, а также помощь казахским предприятиям в поиске партнеров и рынков сбыта, продвижении товаров до конечных потребителей. «Вступление Кыргызстана в ЕАЭС снимает торговые барьеры, расширяет возможности экспорта и импорта. Правительства наших стран делали много усилий в этом векторе в двустороннем формате, а отныне — и в пятистороннем формате, чтобы ускорить наращивание торгово-экономических связей. Так давайте воспользуемся этими возможностями, чтобы укрепить партнерство!» — призвал С. Нарбаев и сообщил, что с этого года в Бишкеке открывается представительство Нацагентства KAZNEX Invest. Местные бизнесмены уже могут обращаться в ТПП, и это представительство с любыми вопросами по налаживанию взаимных связей, с конкретными сведениями поможет.
В рамках форума бизнесмены встречались с представителями профильных министерств и ведомств, мэрии Бишкека, коммерческих банков, но главное — напрямую налаживали партнерские связи прямо в зале проведения мероприятия. На этот раз спектр сотрудничества широк как никогда — производство муки, халвы, макаронных изделий, а также разных стройматериалов, светофоров, металлоизделий, листовой стали, металлочерепицы, минеральных и органоудобрений, алюминиевых профилей, лакокрасок, охлаждающих жидкостей для автомашин, производств грузовиков «Хюндай», запчастей к ним и т.д.
К сожалению, на подобных бизнес-форумах, часто проходящих в Кыргызстане (не только с Казахстаном, но и с Турцией, Китаем, Россией и иными странами), цели обеих сторон совпадают: все ищут рынки сбыта для собственной продукции, ее продвижения. Но вот вопрос о создании совместных предприятий, производств стоит не так уж часто. По мнению С. Нарбаева, «все регулируется рыночными механизмами — на уровне бизнеса. В мире все более укрепляется тенденция — локализация ряда производств в странах, куда экспортируется товар. У нас есть заинтересованность в сбыте товаров на кыргызской территории, у вас тоже — на казахской, а такие бизнес-встречи дают возможности для взаимодоговоренностей по реализации продукции посредством дистрибьюторства предприятий двух стран. В конечном итоге все регулируют спрос и предложение, а также условия, объемы рынка, объемы продаж того или иного вида товара, конкуренция из третьих стран, помимо членов ЕАЭС. С учетом этого предприниматели и решают, что выгоднее — создание СП либо прямые поставки товаров на соседние рынки».
Вице-президент ТПП КР Рима Апасова отметила: «Бизнес-форум с казахскими партнерами проходит уже четвертый раз. Представители 26 казахских компаний ищут новые рынки. Кыргызские производители и дистрибьюторы, участники форума, также выходят на рынки ЕАЭС с хорошим товаром — текстилем (швейная и трикотажная подотрасли), меховой, молочной и колбасной продукцией, овощами и фруктами. Кроме того, на рынке Центральной Азии имеют хороший спрос и иные изделия — радиаторы, стройматериалы и т.д. Объем товарооборота с Казахстаном в прошлом году составил 1,056 млрд. долларов. Надеемся, что с вхождением в ЕАЭС товары Кыргызстана будут успешно конкурировать на рынке стран-участниц союза. Для этого отечественным бизнесменам предстоит держаться в «струе» новых технологий, эффективного менеджмента, современных способов продвижения товаров».
Говорит З. Акбагышева, лидер Конгресса женщин (КЖК): «В Кыргызстане сейчас действует 26 бизнес-инкубаторов, созданных в регионах с 2003 года при содействии Конгресса женщин республики. Это многопрофильные малые производства. К сожалению, большинство из них находится в режиме самовыживаемости. Чего удалось добиться за эти годы в развитии именно «женского» бизнеса? Отмечу, что Кыргызстан стал лидером среди многих стран мира в сфере женской бизнес-инкубации. 85 процентов руководителей таких малых предприятий -женщины. Эксперты КЖК стали обучающими тренерами по бизнес-инкубации в Таджикистане, Туркменистане. В отличие от нас и перечисленных стран, в Казахстане правительство постоянно выделяет кредиты и гранты на развитие бизнес-инкубаторов.
КЖК, являясь членом Торгово-промышленной палаты, вовлечен в вопросы наращивания экспорта, участвует в деловых встречах. Мы направляем молодых менеджеров на краткосрочные обучающие курсы в Германию, Турцию, готовим современных управленцев бизнесом. Такие встречи нам очень нужны. В части конкретных планов, думаю, предложения казахских производителей стройматериалов — кровли, металлопрофиля и др. — могут заинтересовать наших бизнесменов в создании СП. Может быть, это будут и пищевые производства. Хотя главное для нас — поддержать собственных производителей».
Ольга Мартынова, представитель Аламудунского региона, подчеркивает перспективность района и всей Чуйской области для казахского бизнеса: «В районе и области значительная часть посевных площадей занята под производство зерновой пшеницы, овощей и фруктов, цветов. Мы ищем возможности подсказать предпринимателям нашего пригородного региона, куда приложить свои силы и деньги, и среди приоритетов — пищевая и строительная отрасли».
А по мнению Азамата Ризаева, представителя предприятия по производству 17 видов макаронных изделий, такая продукция всегда будет пользоваться высоким спросом. И среди целей ОсОО — расширение ассортимента, рост объемов (уже сейчас малое предприятие, где трудится не более 30 человек, выпускает в год свыше 100 тысяч тонн изделий).
В ходе проведенного форума, как сообщили в ТПП КР и KAZNEX Invest, его участники заключили конкретные договоры о сотрудничестве на сумму свыше 5 миллионов долларов. А казахская компания «Жылдыз Кенан» намерена открыть в Кыргызстане свое представительство.
Related News
Голод не страшен
В Кыргызстане запасы продовольственных товаров первой необходимости имеются в достаточном количестве. Об этом сообщил заместительRead More
Совместили приятное с полезным
Завершился рабочий визит Президента Садыра Жапарова в Санкт-Петербург, где он принял участие в неформальной встречеRead More