Main Menu

Марксисты и Айтматов

Может быть счастлив лишь тот, кто сохранит свои мораль и духовность, воспитывая в этой манере детей.      

     Взяться за перо меня заставил Указ Президента Алмазбека Атамбаева, которым он объявил 2015-й Годом укрепления национальной экономики. Вопрос повышения в обществе значимости и престижа рабочих профессий актуален как никогда. В теории государство должно опираться на производственников. На практике даже в нынешнем правительстве, обязанном способствовать устойчивому развитию экономики, ответственные посты занимают бывшие челночники и коммерсанты.
Еще Карл Маркс в своем фундаментальном произведении  «Капитал» писал: «Рабочие при капитализме не владеют средствами производства, живут только за счет продажи своей рабочей силы, обречены на нищету, подвергаются самой жестокой эксплуатации». Об этом труде, защищающем  пролетариат и раскрывающем секреты присвоения результатов этого труда владельцами заводов и фабрик, подруга, жена и соратница философа писала: «Если бы только рабочие имели представление о жертвах, которые пришлось принести для завершения этого труда, написанного лишь для них и в защиту их интересов…».
Идея социализма, охватившая весь мир как пламя, создала великую державу Советский Союз, установив власть рабочих и крестьян. «Буквально в одночасье она была разрушена до основания, что расценено прогрессивным миром как величайшая трагедия XX века», — сожалел о гибели самого прогрессивного в истории человечества общества Турдакун Усубалиев, более двадцати лет возглавлявший Киргизскую ССР.
О развале великой советской державы в минорном тоне размышлял и Чингиз Айтматов: «Много думаю о разных вещах в своей жизни, о жизни общества, которое переживает поразительные изменения. Все ценное, что было, оказалось выброшенным, как хлам».
Патриарх кыргызской и русской литературы всегда обращал свой взор на тружеников, считая их центром и опорой Вселенной. Его художественные персонажи Бостон, Едигей, Дуйшен  доказывали: на людях труда держится мир. О таких совестливых высоконравственных трудолюбцах с твердой жизненной позицией, единством слова и дела мечтали и великие учителя Иисус Христос и Сократ, боровшиеся, как и Айтматов, с  человеческими пороками. Бюрократизм и чванливость, несправедливость по отношению к простым труженикам — вот что обличал в своих произведениях писатель с мировым именем. Он легко и с удовольствием общался с народом, изучая его душу.
Вспоминается случай из жизни. В честь десятой годовщины  суверенного Кыргызстана была организована встреча Айтматова с поклонниками его творчества. В их числе оказался и я.
Не соблюдая очередности, показал мэтру свой труд «Бостон и я» и сказал: «Чингиз Торекулович! Я ваш живой персонаж, подражаю вашим героям, живу и работаю…». Он долго молчал, бегло просматривая мои записи, а потом ответил со смехом: «Ой, сиз чын эле Бостонго окшош экенсиз»…
В последнем романе «Когда падают горы» Айтматов описывает нынешнее общество. Утрачивают свою ценность классическая музыка, опера, балет, драма и литература — шоу-бизнес, нацеленный на широкие массы, вытеснил все. Разумеется, мэтр говорил не только о потере культурных ценностей, но и об упадке промышленного производства и сельского хозяйства — сердцевины экономики в аграрной стране. Под лозунгом «Кыргызстан — островок демократии» происходило непоправимое: были растасканы, разворованы, приватизированы за гроши крупные объекты, заводы, фабрики. Поступающие кредиты и гранты исчезали как вода в песке. За короткий срок многие дельцы-госчиновники обогатились за счет народного добра, стали миллионерами, а труженики, создававшие блага своими руками, по большей части остались ни с чем, многие мигрировали.
Пока мы разваливали страну, соседние государства, не испытывая особой эйфории от демократии, сохраняли рабочую силу, агропромышленный комплекс и бюджетообразующие предприятия. Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан приспосабливались к рыночной капиталистической системе, какие бы сложности ни возникали на пути.
Наша республика увязла во внешних займах, подпитка бюджета идет за счет зарубежных кредитов, размеры внешнего долга растут, а президент просит поддержки у дружественных государств, чтобы удержать Кыргызстан на плаву. Коррупционеры же без зазрения совести продолжают обворовывать страну. Например, Ахматбек Келдибеков, находясь под следствием, продолжал получать зарплату в размере более 1 миллиона сомов, а Курмантай Абдиев, не стесняясь, заявил с высокой трибуны, сколько он или его состоятельные коллеги могут заплатить за обед в ресторане.
«Разве 15 тысяч сомов ощутимая потеря для государства?» — цитировали местные СМИ нардепа, вступившегося за коллегу с фальшивым дипломом и классным чином. Когда нищие пенсионеры считают копейки, а мигранты, чтобы заработать на хлеб, бросают детей на произвол судьбы и уезжают на заработки за рубеж, такое заявление звучит кощунственно.
Говорят, вирус деградации поразил кыргызское общество еще во времена Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. Так ли это?      У любой медали есть обратная сторона.
В одном из интервью младшая дочь Акаева Саадат сказала: «Надеюсь, время расставит все по своим местам и мой атаке покорит новые вершины науки». Действительно, как писали в прессе, Аскару Акаеву удалось смоделировать будущее планеты до 2050 года. В декабре 2014-го первый президент Кыргызстана был выдвинут в Германии на соискание Нобелевской премии известными европейскими учеными во главе с  Герхардом Меншем. Будем справедливы. Это свидетельствует о том, что он, выходец из небольшой горной страны, сумел стать ученым мирового масштаба. Однако, будучи лидером государства, Акаев совершил немало серьезных ошибок, допустил к власти членов семейного клана, в результате чего развалил промышленность и экономику.
Второй беглец экс-президент Курманбек Бакиев в период своего царствования основал криминальную, коррупционную сеть.      Он, его сыновья и приближенные опустошили казну, перевели в зарубежные банки миллионы долларов. Если его предшественник приглашал со всего мира знаменитостей по линии сотрудничества в области культуры, то Бакиев, надев боксерскую перчатку, дал понять, что любого отправит в нокаут. Степень их вины, как и усугубляющейся деградации, должна определяться по-разному.
Чем в итоге аукнулась нам излишняя вседозволенность? Аморальностью, деградацией, разладом. «Карапайым эл, карапайым эл учун  иштейбиз», — делают двуличные заявления госчиновники. Но что на деле, так ли их волнует то, что творится на древней кыргызской земле?
Происходящее грозит исчезновением титульной нации. Малолетние дети, изнасилованные кровными родственниками, детоубийства и похищения, выкинутые в мусорные баки  младенцы… Милицейские сводки пестрят сведениями о бесчинствах, позорящих нашу нацию.
«Демократия без дисциплины — это хаос», — сказал однажды великий сын азербайджанского народа Гейдар Алиев. Разве можно поспорить с этим утверждением?
Безответственность и безнаказанность порождают порочную практику, когда баям и зажиточным за деньги дозволено все, а простому народу, действующему по совести и не преступающему закона, бюрократы создают множество препон. Две полярные прослойки общества: чиновники различного ранга, купающиеся в роскоши, и простые кыргызстанцы, соглашающиеся на любую работу, лишь бы заработать копеечку. Одни проедают 15 тысяч сомов за раз в ресторане, другие умудряются выживать на эти деньги в течение нескольких месяцев.  Можно ли остановить эту разрушительную тенденцию,  защитить права тружеников и оградить детей — наше будущее — от бед? В сложившейся ситуации власть не должна оставлять на потом проблемы народа.
Происходящее в стране наталкивает на мысль, что государство должно вернуться к матриархату. Более ответственные, духовные, нравственные и принципиальные женщины, в первую очередь матери. «Может спастись лишь тот, кто сохранит свои мораль и духовность, воспитывая в этой манере детей» — эта философская мысль подтверждает еще раз, что ответственность за моральное воспитание, духовность и здоровье детей должны взять на себя женщины.
Но вернемся к Указу Президента. Было бы нелишне для повышения престижа труда обязать губернаторов и акимов содействовать созданию профтехучилищ по разным отраслям экономики и одновременно усилить качество подготовки специалистов в технических вузах. В парламенте должны сидеть люди из регионов, не понаслышке знакомые с производством, лучшие из лучших в своем деле.
Конечно, успехи страны зависят не только от экономической мощи, но и от духовного, интеллектуального потенциала. Далеко ходить за теми, с кого можно и нужно брать пример, не надо — айтматовские персонажи научат добросовестно трудиться, быть честными и открытыми.
«Трудовые условия — материальные блага должны в конечном итоге найти свое выражение в гармоничном развитии человеческой личности», — говорил Чингиз Айтматов. И в этих словах истина.

Сатынды САМЫКБАЕВ.

 






Добавить комментарий