Main Menu

Кто же победит на выборах в Жогорку Кенеш осенью этого года?

Эксперт Керим Женишев представляет краткий анализ предвыборной ситуации в Кыргызстане на 2015 год

 

На кого можно делать реальные ставки в предвыборном тотализаторе  

1     Сотрудник аналитического центра «Перспектива» Керим Женишев уверен — предстоящая кампания по выборам депутатов кыргызского парламента станет непростой, хотя и прогнозируемой.
В гонке планирует принять участие более 50 политических партий, но фактически выйдут на стартовую позицию лишь 8-9 парторганизаций или блоков, имеющих шанс преодолеть 9-процентный  избирательный барьер. Это в первую очередь партии тех лидеров, которые ныне занимают  высокие посты в Жогорку Кенеше, правительстве, имеют своих представителей в Центризбиркоме, городских и областных избирательных комиссиях.
Пятерка лидеров сейчас выглядит так:  СДПК, объединенный блок «Ата Журт» — «Республика», «Ата Мекен» и «Ар-Намыс». Их возглавляют опытные политики, прошедшие не одну избирательную кампанию и обладающие солидными финансовыми ресурсами. Шестая партия, занявшая неплохие позиции в городских и районных кенешах, — это «Замандаш». Хотя надо признать, что с уходом влиятельной группы политиков во главе с С. Епифанцевым «Замандаш», похоже, стал абсолютно мононациональным объединением, лишившимся прежней приставки «Современник». Не исключено, что огромная часть русскоязычной части электората страны теперь начнет с надеждой ожидать возрождения прежде влиятельной партии «Содружество» под руководством ректора КРСУ В. Нифадьева.
Седьмым вариантом политологи называют неожиданный альянс олигарха Аскара Салымбекова и одного из глав Совета сотрудничества тюркоязычных государств Адахана Мадумарова. Их конгломерат получил название «Бутун Эмгек Кыргызстан», хотя ранее планировалось, что партия хозяина «Дордоя» объединится с «Онугуу-Прогресс» Б. Торобаева.
Не исключено, что в ближайшей перспективе с кем-нибудь сольется и партия «Бир Бол», так как в одиночку ей будет тяжело одолеть барьер в 9%.
2     Также эксперты считают, что определенные шансы есть у новой партии «Кучтуу Кыргызстан», которую после своей февральской отставки решила возглавить бывший генеральный прокурор Аида Салянова, ставшая весьма популярной оппозиционной фигурой, но не радикальных взглядов. Более мелкие партии могут начать с А. Саляновой переговоры о совместном блоковом выступлении.
Как бы там ни было, все эти партструктуры уже начали борьбу за лидеров общественного мнения, бизнесменов, чиновников, в целом за колеблющийся электорат с целью расширения своего влияния. Смычка некоторых из вышеперечисленных групп обусловлена стремлением их вожаков заручиться поддержкой голосующего населения в обеих частях республики, на севере и юге, ведь там доминантные фигуры имеют разный вес. Поэтому,  объединившись, они могут уравновесить свои шансы в электоральных сообществах и тем самым добиться успеха в важных для себя регионах.

Какие же выводы? 

     Нынешняя общественно-политическая ситуация в Кыргызстане  характеризуется как неоднозначная в связи с неопределенностью материального положения простых граждан при вхождении в ЕАЭС, ожидаемым ростом цен, продолжающейся инфляцией, нестабильностью валютного курса и т. д.
У многих наших граждан сегодняшние политические лидеры и возглавляемые ими группы не пользуются авторитетом, наблюдается апатия в ожиданиях.  Однако период выборов — это всегда возможность поправить свое экономическое положение, особенно в провинциях! Так, на городских  выборах в Оше многие агитаторы, если не большая их часть, работали сразу на несколько штабов.  Жители города приходили на  мероприятия всех партий, получали помощь от всех претендентов, но в итоге они голосовали лишь за «своих» кандидатов, исходя из дружественных, родственных или иных предпочтений.

 Говорить у нас любят многие, а вот сказать
по существу способны лишь единицы!  

В ходе предвыборного марафона кыргызстанцев ждут и лично-публичные выступления кандидатов в ЖК.  Однако  много ли вы знаете именитых политиков, умеющих словом и жестом зажечь аудиторию? Увы и ах, подавляющее большинство едва могут связать слова в умные фразы. А ведь если бы они не ленились и реально следили за своим статусом, давно могли овладеть азами ораторского мастерства, чтобы добиться популярности в обществе. Ну и остаться после этого в истории знатными чеченами, как издавна называют в Кыргызстане настоящих златоустов…

Теперь — о перспективах

     В Кыргызстане намечено открыть около 2 300 избирательных участков. Поэтому фактически на каждом из них партиям необходимо иметь как минимум одного избирателя, а то и несколько, плюс одного своего наблюдателя, одного члена УИК и  т.д.
Практически  каждой партии надо задействовать как минимум 10 000  человек по республике. Заработная плата каждого из них составит порядка 10 тысяч сомов. С учетом этого только на зарплату активистов партии предстоит потратить около 2 млн. долларов. Столько же составят затраты на содержание офисов, расходы на автомашины, компьютерную технику и многое, многое другое.
В круглую сумму  выльются расходы и на предлагаемые пиар-программы  и приглашенных по традиции из России, Казахстана и прочих государств политтехнологов и якобы профессиональных «спецов», что оценивается в 2-3 миллиона долларов.
«То есть минимальные траты составят около 5 млн. долларов. В целом же кампания каждой партии, особенно с учетом обесценивания нацвалюты США, может обойтись каждой партии от $7 до 10 миллионов», — заключил эксперт К. Женишев.

Кому PR-война как мать родна 

     Избирательная кампания уже началась и с каждой неделей  будет лишь набирать обороты. А значит, кыргызстанцев ждут очередные скандалы, информационные атаки  и черный PR.
Приходится признать — многие из тех, кто рвется на Олимп власти, не гнушаются никакими методами!

Почти 40 % кыргызстанцев пока не решили,
за кого будут голосовать на выборах в ЖК 

Недавно компания SIAR research & consulting совместно с агентством «Эксперт» опросила жителей Бишкека и оценила рейтинг политических партий, стремящихся войти в парламент.

Выяснилось, что большинство респондентов (38,2%) пока не определились с выбором, 18,5% опрошенных горожан выступают против всех партий в КР, и 10,8 % не собираются участвовать в выборах вообще.
В лидирующую тройку по числу голосов вошли СДПК (12,4%), «Республика» (6,4%) и «Ата Мекен» (6,1%). Что касается остальных («Ата-Журт», «Ар-Намыс»), то отмечается значительное снижение их рейтингов.

Грязные акции по компрометации 

     Есть у нас нечистоплотные деятели, гордо именующие себя  «политической элитой», но, увы, далекие от понятия настоящего истеблишмента. Ибо способы, применяемые ими в схватке за право стать у руля управления, просто вгоняют в ступор. Особенно это относится к их пониманию роли «паблик рилейшнз». Из всего арсенала этого весьма мощного по силе воздействия феномена они предпочитают самые крайние. Понятие «черного пиара»  давно и прочно вошло в лексикон кыргызского общества, а также в набор инструментов местных вождей всех мастей. История республики — яркое тому подтверждение…
Вспомним хотя бы эпопею 2010 года с избранием депутатов ЖК. Вроде бы  давление харизматичных персон на бюджетников, коллективы министерств и ведомств минимизировали. То есть пресловутый административный ресурс, который в прежние годы активно использовался чиновничьим лобби, уже не мог играть ключевую роль. Но зато стал широко применяться ресурс масс-медийный! Гонка сопровождалась невиданным количеством закулисных интриг, шумных разоблачений и митинговых страстей. А также  PR-прессингом со стороны конкурентов.
Например, тогда издали первый выпуск новой газеты с безобидным вроде названием «Айыл турмушу» («Сельская жизнь»). Хотя в выходных данных официально значился тираж 10 тысяч экземпляров, на самом деле типография отпечатала аж 220 тысяч штук. Но главное, данный  номер, по мнению экспертов, имел прямой политический заказ, поскольку там напечатали черный пиар, направленный сразу против четырех партий: «Ар-Намыса», «Ата-Журта», «Бутун Кыргызстана» и «Республики».
А в городе Оше зафиксировали иную провокацию: на сотовые телефоны избирателей узбекской национальности стали вдруг приходить угрожающие sms-сообщения. Мол, если они не проголосуют за указанную  политорганизацию, то подвергнутся насилию, представляете?!
В эфир запускались компрометирующие ролики, где отдельные лидеры якобы гарантировали в случае их победы снова привести к власти… беглого Курманбека Бакиева.
Противники же председателя социалистической партии «Ата Мекен» опять вытащили на свет некий видеосюжет, который прокрутили даже по известному каналу НТВ и изрядно потрепали этим  нервы главному социалисту.
А 6 октября описываемого года члены штаба «Ата Мекен» в Бишкеке хлопнули двух провокаторов, которые  распространяли порочащие их лидера и других кандидатов прокламации. Цветные буклеты, кстати, имели тираж 100 тысяч экземпляров. По словам задержанных, парня и девушки, им обещали заплатить по 500 сомов за это.
Отличилась и одна из малоизвестных партий, которая высмеивала агитаторов из конкурирующих групп и их предвыборные программы с помощью… комиксов.
Уже тогда высказывались рекомендации ЖК усовершенствовать наконец-то законодательство, чтобы дать точную, понятную формулировку политической рекламе, установить ясные и всеми выполняемые правила.

Это все  мощно,  лишь когда  правомочно

     Надо признать, что в итоге всего этого у многих сограждан сложилось не очень позитивное отношение к public relations. Однако эта весьма популярная во всем мире коммуникационная дисциплина может выполнять и положительные функции.
Область PR-знаний многогранна и охватывает все стороны жизни общества. В том числе и политическую плоскость. Как поднять свой рейтинг? А добиться популярности у избирателей? Почему так важна идеология для масс? Что такое целевые группы и чего они от вас ждут? Насколько сложно установить информационные контакты с электоратом? Нужен ли вам имиджмейкер или спичрайтер? Возможно ли манипулировать мнением большинства? На эти и многие другие вопросы могут ответить специалисты в сфере PR.

На политманеже приемы все те же! 

     Анализируя методы предвыборной агитации и пропаганды, принятые в Кыргызстане, приходишь к выводу, что они, увы, не блещут разнообразием.
Все весьма тривиально: богатые штабы выписывают из-за бугра матерых политтехнологов и креативщиков; кто победнее — делают ставку на поддержку сородичей и подкуп избирателей. Но те и другие никогда не гнушаются запрещенными приемами в сфере PR-индустрии.
Льются, например (зачастую голословные), обвинения, что имярек связан с реваншистами-бакиевцами, мифическими третьими силами или этническими сепаратистами, зарубежными спецслужбами либо с бородачами-экстремистами…  А могут прямо заявить в лоб, мол, господин N — это трайбалист, ретроград или многоженец!
В остальном все традиционно: спекуляция на тему геостратегических векторов внешней политики, умиротворяющая риторика про север и юг, обещания начать борьбу с коррупцией, поднять зарплаты бюджетникам и урезать доходы чиновников, клятвы выбить гранты и привлечь инвестиции, взять под крыло экологию, гастарбайтеров, сирот, стариков и т.д. и т.п.

Поэтами рождаются, ораторами становятся 

     Порой на наши публичные персоны  без слез просто не взглянешь. Либо от бумажки с текстом не оторвешь, либо выступающий только открывает рот, как глаза публики уже закрываются.  Другие же чушь несут столь же гордо, словно победное знамя!
А между тем у жителей страны Ала-Тоо издавна развито искусство владения словом, особенно в отсутствие полноценной письменности. Это отмечали многие путешественники, посещавшие Тянь-Шань. До сих пор в каждом айыле есть свои сказители, участвующие в особых состязаниях, называемых айтыш. Дар крупного импровизатора исключительно высоко ценится народом. И эта любовь к слову передается из поколения в поколение.
Конечно, самым знаменитым шедевром устного народного творчества является эпос «Манас», который декламируют манасчы. Да еще как декламируют! Для исполнения полного текста требовалось иногда шесть месяцев. А еще, согласно легендам, когда прославленный акын XVIII века Келдибек Барыбоз уулу начинал свою повесть, то дрожала юрта и  поднимался страшный ураган…

Залог успеха — умение убеждать  

     Между тем, кроме манасчы, существовали и другие асы. Это ырчы (самодеятельные певцы), сынчы (своего рода философы), жомокчу (фольклористы), санжырачы (знатоки родов) и чечены.
Вот последние, пожалуй, наиболее соответствуют термину «оратор». Они виртуозно владели навыками красноречия и иносказания, строили собственные умозаключения, активно использовали элементы сатиры и юмора, знали множество поговорок. Среди чеченов разных общин даже состязания проходили, кто лучший.  Но главное — они имели огромное влияние на свои племена, были советниками глав родов, выступали в роли дипломатов, нередко разрешали спорные вопросы. Важные фигуры, согласитесь…
Эти чечены наверняка знали, что навыки живой речи можно обратить в весьма мощный инструмент воздействия и эффективного влияния, побуждающего слушателей к действиям, необходимым им.

Расширяя кругозор  

     Учить общественных деятелей Кыргызстана держаться на публике надо как можно раньше. И отрадно, что благодаря международным организациям такие проекты уже есть. Например, молодежные активисты проводят в различных регионах республики дебатные программы среди старшеклассников и студентов. Полученные знания развивают не только ораторское мастерство, но и в целом критическое мышление, расширяют кругозор, приучают вести дискуссии, в том числе политические, и отстаивать свою точку зрения.
Дебаты объединяют молодежь, создавая интеллектуальное свободное демократическое общество. Во многих школах Бишкека дебаты уже введены в процесс обучения, что показывает положительные результаты. В развитых странах мира практикуется их широкое распространение среди школ и университетов.
Действительно, чем ранее новое поколение начнет овладевать умением выступать, убеждать и получать ответную реакцию, тем легче ему будет в жизни. А именно: хорошо учиться, сдавать экзамены, проходить собеседования и взлетать по карьерной лестнице. Нынче мало, к примеру, иметь диплом престижного вуза, ибо специалист, который косноязычен, часто создает впечатление неквалифицированного. Это касается практически всех, так как мы всю жизнь общаемся, так уж устроено общество. Поэтому наибольших успехов всегда достигает тот, кто умеет хорошо говорить: оратор на голову выше остальных!
Процесс обучения включает такие темы, как использование речевого оружия в риторических дуэлях, увеличение словарного запаса и испытание личных качеств, методы манипуляции вниманием и стрессоустойчивость, умение отвечать на каверзные вопросы и побеждать в сложных переговорах. А также проводится работа с голосом, дикцией, преподается актерское мастерство и многое иное. Клиентов могут научить быть креативными и остроумными, проводить презентации, свободно, без страха, логично и внятно излагать свои мысли в любом кругу, убеждать в своей правоте соперников, вызывать симпатии слушателей…
Курсы ораторского мастерства, которых сегодня достаточно в Бишкеке, будут полезны для многих категорий, особенно политиков, мечтающих о депутатских значках.
Для многих успешных трибунов выступать перед людьми — это истинное удовольствие, экстрим, игра, интерес, вдохновение, страсть, стремление к власти и желание стать настоящим лидером. Берите с них пример!
От осенних выборов в Жогорку Кенеш граждане Кыргызстана ждут очень многого!
Всего в КР зарегистрировано более 190 партий,  по данным Минюста, но реально действующих — от силы два десятка…

Канат ИБРАЕВ.
Фото WWW.

 






Добавить комментарий