Main Menu

Кыял русской Ак-Байбиче

В Республиканской  библиотеке для детей и юношества им. К. Баялинова прошел вечер памяти известного этнографа Клавдии Ивановны Антипиной, посвященный 111-й годовщине со дня ее рождения.

3     Клавдия Антипина является крупнейшим знатоком культуры, традиций и быта кыргызского народа. Она  — автор многих научных трудов по истории и традициям национального ковроделия, узорного ткачества, вышивки и других видов декоративно-прикладного искусства, таких как «Быт колхозников селений Дархан  и Чичкан», «Народное искусство киргизов», «Народные сокровища Киргизии!», «Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов».
2     Собравшиеся почтить ее память — а это студенты Бишкекского  художественного училища, ученые, искусствоведы, дизайнеры,  среди которых руководитель общественной организации «Беш-Курон» Сапара Мамбетова, дизайнер Эмиль Телеков, кандидат исторических наук АН Аманту Жапаров,   художник Галина Турдиева, —  много говорили о вкладе К. Антипиной в  историю кыргызского  декоративно-прикладного искусства, о ее интересной и насыщенной жизни, о том, как она преодолела все трудности, связанные с репрессиями родных, нашла в Кыргызстане не только вторую родину, но и собственный путь в науке, истории, искусстве.
1     Она много ездила по Кыргызстану, посещая самые отдаленные уголки,  искала редкие произведения ковроткачества, вышивки,  курака, чеканки по металлу, тиснения кожи, резьбы по дереву.  Жители айылов всегда  с радостью встречали русскую Ак-Байбиче, как они ее прозвали. Ведь она  не только воспела в своих научных трудах тяжелый, но благородный труд кыргызской женщины, а еще и не дала  редким ремеслам кануть в забвение. По ее книгам сейчас учатся студенты художественных училищ и вузов. Художники и дизайнеры используют орнаменты, технику вышивки и курака в своих произведениях.
В   Историческои музее и Музее изобразительных искусств хранятся работы,       созданные руками мастеров объединения народных промыслов «Кыял», организатором которого  является Клавдия Ивановна.
Присутствующим показали фильм «Судьба»  о К. Антипиной, кстати, единственный фильм о ней, снятый режиссером Лилией Турусбековой.
6     Родилась Клавдия Ивановна в дворянской семье  в Саратовской губернии в 1904 году. Затем семья переезжает в Моршанск Тамбовской области. Здесь она окончила трудовую школу в 1922 году.  После этого едет в Москву для получения высшего образования, где  в 1927 году поступает в Московский государственный университет —  в Антропологический институт. Одновременно подрабатывает в издательствах. В 1931 году выходит замуж, а в 36-м  муж был репрессирован, а сама Антипина получает административное выселение в г. Фрунзе, куда отправилась вместе с сыном. В 1944 году с нее сняли положение высланной, но Клавдия Ивановна остается во Фрунзе, ставшим ей родным городом, и приходит работать в Музей  национальной культуры Киргизский ФАН СССР младшим научным сотрудником в отдел «Роспись».
5     Затем происходит судьбоносная встреча с  удивительными людьми, ученым, педагогом Николаем Дмитриевичем Черкасовым, который и предложил ей заниматься «своим делом» — работой по специальности, и  ученым, создавшим научную школу этнографии Кыргызстана, Саулом  Матвеевичем Абрамзоном.
4     Творческое наследие  Клавдии Ивановны Антипиной вошло в золотой фонд кыргызоведения. Научная деятельность русской Ак-Байбиче кыргызского народа продолжается другими учеными, пришедшими ей на смену. Еще много неразгаданных тайн в этнографических иссследованиях кыргызского народного искусства.

 Галина МИХАЙЛИНА,
Фото автора.

 

 






Добавить комментарий