Main Menu

По туртропе с… одышкой

В последнее время много говорят, пишут, спорят о том, состоялся ли туристический сезон. Одни говорят «да», другие, напротив,  утверждают, что сезон провален, как и в прошлом году.

Думаю, что и те, и другие в некотором роде правы. И ответа однозначного тут нет. От чего отталкиваться, что взять за  точку отсчета, с чем сравнивать?  Можно  «примериться», скажем, к Швейцарии или Китаю. Можно сравнивать  с тем, что было  при Советском Союзе или до первой мартовской революции 2005 года. Чаще всего  применяют сравнения с прошлым годом. В нашем случае это, конечно же, неприемлемо, поскольку 2010 год был совершенно провальным по понятным событиям.
В конце восьмидесятых годов прошлого века, во времена Союза, Киргизию посещало более двух миллионов туристов. Правда, иностранцев среди них было очень мало. По сути, это был внутренний туризм на огромных просторах единой страны. В начале девяностых, после распада Союза, туристский поток иссяк вовсе.  Где-то с 1993 года началось оживление, достигшее своего пика к 2004 году. В 2005-м, после мартовского переворота, вновь падение и новая спираль роста, которая достигла максимума в 2008-2009 годах.
Поэтому, по моему твердому убеждению, именно показатели этих лет следует брать за точку  отсчета, поскольку планка  тогдашних высот остается, увы, пока  недосягаемой. Не буду ссылаться на какие-либо статистические данные, в реальность которых я не верил и не верю до сих пор. Большой опыт работы в области туризма позволяет мне делать собственные заключения, весьма близкие к реальности.
Вернемся к прошедшему сезону. Должен сказать, что надежда на более оптимистические итоги все-таки была, потому как команда  наших туроператоров профессионально работала на европейских и азиатских ярмарках, активно использовала интернет-ресурсы, но ожидания в желаемом объеме не оправдались. Крупные зарубежные агентства, ранее обеспечивающие  стабильный поток туристов по Шелкому пути, значительно «сузили» интерес к Кыргызстану. Лишь к концу сезона этот самый массовых сегмент  отрасли активизировался, но за счет индивидуального туризма.
Возьму на себя смелость и скажу, что туризм в республике начиная с первого года независимости развивается  сам по себе. Взлеты, топтания на месте, падения — все, увы, зависит от политических, экономических и социальных деформаций.  Ни одна из многочисленных государственных административных структур не оказала какого-либо положительного влияния на процессы развития отрасли. Было  написано, утверждено   как минимум три концепции развития туризма,  на основе которых  разработаны программы. Сегодня содержание этих документов  напоминает фантастические очерки.
К сожалению, и в новейшей истории, начавшейся после  последней Апрельской революции, мало что изменилось. И это не может не беспокоить.
Сразу же после  известных событий  Ассоциация туроператов  республики направила  новому правительству план мероприятий по спасению туристического сезона. Одним из главных пунктов этого перечня  рекомендовалась отмена визы туристам целого ряда развитых стран,  являющихся основными потребителями нашего туристического продукта.
И что в результате? А ничего. Так и гуляет это предложение наряду с другими вот уже больше года из министерства в министерство по бесконечной кольцевой согласований.
Кстати, проблема виз — это не только препятствие для тех, кто хочет приехать к нам в Кыргызстан, но и для  наших граждан, мечтающих  путешествовать по  миру. Скажем, вы захотели поехать в страны Африки, Южной Америки, Австралию или, например, в Гвинею, и первый ваш вопрос: где и как получить визу? Ни зарубежных посольств, ни возможности получить визу по приезде для гражданина с кыргызским паспортом в большинстве  интересных с точки зрения туризма стран нет. Вот и приходится ехать в Турцию или Малайзию, поскольку туда виза не нужна. А ведь двадцать с лишним лет прошло после распада Союза. Серьезный упрек Министерству иностранных дел.
Есть и еще проблемы, казалось бы, решаемые  ведомственными постановлениями и указами. Они не возникли вчера.  И существуют с первого дня независимости  республики. Например, регистрация или пропуск в погранзону. В эпоху космических кораблей и Интернета  ждать заветной печати пограничника приходится порой больше месяца!
Теперь о подготовке кадров.  Тут сплошные вопросы. Где они, менеджеры, окончившие Академию туризма и еще с десяток факультетов коммерческих и государственных учебных заведений?  Где туроператоры, где гиды для экстремальных программ?  Гостиницы и отели в вечном поиске профессионалов (регистратура, повара, горничные). Где найти грамотного сотрудника со знанием английского языка, пониманием тонкостей сферы обслуживания?
Это всего лишь часть проблем. Они преследуют  отечественный туризм на протяжении всей новой истории. И каждый год перед началом сезона об этом говорят. За круглыми и квадратными столами вроде бы понимают, о чем идет речь. Но каждый год все повторяется снова, меняются лишь персоналии со стороны государственных структур. А стоит ли тогда говорить о серьезных проблемах, влияющих на туризм, о необходимости   увеличения международных авиарейсов, строительстве дорог, совершенствовании финансовых услуг, кредитовании, инвестициях…
Сейчас много говорят о том, нужна ли государственная структура управления   туризмом? Два года республика живет без нее, и практика показала, что суть не в том — есть такая структура  или нет. Туризм —  такая сфера, где сплетаются интересы чуть ли не всех существующих в стране ведомств.  Это международные отношения, финансы, транспорт, культура, спорт, безопасность, экология, образование, лечение и отдых, развлечения…
Как вычленить из структуры исполнительной власти туризм?  Здесь ответ простой: будут эффективно работать ведомства, будет и туризм на  высоте.
Страна вновь перед выбором. Новый президент, новое правительство,  новая структура… Найдется ли в их проектах и планах место туризму? Сможем ли мы продвинуть национальный туризм, обеспечить отрасль   рекламой на мировых рынках. Вопросы, вопросы…
Вернемся вновь к прошедшему сезону. Чаще всего, когда говорят о туризме, подразумевают озеро Иссык-Куль. Безусловно, это главный турпродукт страны, и наша «жемчужина» —  отдельный и большой разговор. Выскажу только одну мысль. Если в прошлые годы туризм на Иссык-Куле зависел в первую очередь от гостей из Казахстана,  Узбекистана и России, то теперь, как показали два последних года,  главными потребителями иссык-кульских предложений являются наши граждане. Это стало возможным в связи со значительным понижением цен на услуги туризма, которые наконец-то приходят в соответствие с уровнем сервиса. Уверен, что эта правильная тенденция сохранится на ближайшие  год-два и традиционно будет продолжать привлекать   наших отдыхающих и туристов из России и Казахстана.
Резюмируя все вышеизложенное, можно  сказать, что сезон состоялся, был лучше прошлогоднего, но хуже, чем в 2008-2009 годах.  В туризме нужно знать ориентиры, а чтобы  добраться до вершины, очень важно выбрать правильный путь.   Ориентир у нас есть.  Дело за выбором.

Сергей ДУДАШВИЛИ,
президент компании «Международный центр путешествий «Горы Азии».






Добавить комментарий