Main Menu

Приватизация: двигаться вперед

Приватизация в Кыргызстане началась в 1991 году и прошла четыре этапа, вплоть до 2015 года. В настоящее время доля частного сектора оценивается в 97%. Процесс перераспределения собственности позволил сформировать основу рыночной системы в стране. Сегодня можно подвести итоги приватизации  и дать объективную оценку сложившимся отношениям собственности. 

В процессе приватизации в Кыргызстане появилось огромное количество собственников, что способствовало развитию частного предпринимательства. Именно их рождение позволяет проводить модернизацию и идти в ногу со временем, то есть формировать класс предпринимателей. Мотив получения прибыли движет людьми и экономикой. Роль государства в корне меняется и сводится к минимуму, оно лишь косвенно влияет на экономику. Одновременно с этим правительству следует постоянно наблюдать за ситуацией на рынке и в случае объективной необходимости вмешиваться и национализировать, то есть возвращать ту или иную собственность государству.
В настоящее время отмечается нерациональное использование государственного имущества, доходы от которого минимальны. Проанализировав поступления в бюджет с момента обретения независимости, можем сделать вывод, что самый низкий вклад получен от аренды помещений и составляет около 1%. Значит,  надо частично реорганизовать такую собственность из-за ее неэффективности, передав в частные руки,  и тогда она может принести больше дохода в виде налогов и других отчислений в бюджет.
Кыргызстан практически потерял свое производство и превратился из аграрно-индустриальную в сервисно-аграрную республикой. Программа ПЕСАК нанесла самый большой удар по промышленности. Республика практически потеряла промышленное производство и до сих пор не может преодолеть экономическую планку докризисного 1989 года. Отчасти это связано со скоротечностью реформ и преобразований, то, что на Западе занимало десятилетия, в Кыргызстане произошло за годы. В процессе осуществления реформ было допущено и немало ошибок. История не терпит сослагательного наклонения, и мы должны двигаться вперед,  использовать полученный опыт с целью повышения экономической отдачи от использования собственности.
Сегодня существуют   малоэффективные отрасли, где государство имеет значительную долю. Все это замедляет развитие частнособственнических отношений и снижает экономическую эффективность. Перейдя полностью под контроль частника, такие предприятия и организации моментально преобразятся и смогут продуктивнее проявить себя на рынке. Государству надо  предоставить полную свободу предпринимательству, усилить защиту и охрану права частной собственности. Приватизируемые предприятия не должны находиться в рамках производства одной продукции, их необходимо в соответствии с требованиями рынка перепрофилировать или модернизировать. В настоящий момент следует стратегически важные и градообразующие предприятия и производства оставить под опекой государства, а все остальное передать в частные руки путем приватизации. Все это позволит усовершенствовать структуру собственности и сделать ее более эффективной.

Зарлык НАМАТОВ. 

 

 






Добавить комментарий