Main Menu

Последний рыцарь тамплиеров

6 февраля 1934 года газета «Советская Киргизия» сообщила о смерти своего сотрудника Николая Ивановича Проферансова, бывшего технического редактора Большой советской энциклопедии.

Извещение было напечатано с большим опозданием. Редактору газеты Писареву пришлось информировать о событии органы ОГПУ и получить разрешение на публикацию — Проферансов находился в нашем городе в ссылке и был поднадзорным.
11 сентября 1930 года в Москву на Лубянку свезли несколько десятков профессоров, театральных режиссеров и актеров, художников и музыкантов, педагогов, литераторов, студентов и даже…  домашних хозяек. Их обвиняли в том, что они являются рыцарями-тамплиерами — членами Ордена Света и врагами советской власти. Среди рыцарей выделялся редактор Большой советской энциклопедии Николай Проферансов (1885 — 12 марта 1934).
Он категорически отказался сотрудничать со следствием и сообщать что-либо о других людях, кроме себя, признавать существование ордена и его кружков. Обвинительное заключение против него фабриковалось только по показаниям других членов организации, которых он опекал и посвящал в орден.
Следователям было известно, что Проферансов — уроженец Бобруйска, сын оружейного мастера, литератор, с юных лет принимал участие в революционном движении, был членом военной организации РСДРП/б/, сидел в тюрьмах.
Где-то к 1912 году он отходит от материалистических идей и становится убежденным анархистом-мистиком. После революции — член Моссовета, редактор   газет «Советы» и «Солдат-гражданин», в начале 1920-х — ректор Народного университета в Пятигорске, работал в Москве в институте Маркса-Энгельса, заведовал отделом социалистического движения, был техническим редактором Большой советской энциклопедии.
Проферансов был самым компетентным лицом в орденских вопросах. К нему члены кружка ездили за советами, литературой и посвящением. Братства были построены на принципах Средневековья, вступление в организацию проходило при полнейшем соблюдении тайн ордена, а изменившему этой тайне, согласно уставу, грозила смерть. При посвящении в рыцарство членам кружка зачитывались лекции по истории и философии, рассказывалось несколько основополагающих орденских легенд, которые повествовали об устройстве различных «параллельных миров», о сотворении нашей Вселенной, о восстании ангелов против того демиурга, который создал наш мир, допустив в него зло. В одной из легенд говорилось об Атлантиде, населенной атлантами, в которых человеческое начало соединилось с началом ангельским, и этот таинственный союз помогал совершенствоваться другим жителям Земли. По легенде часть атлантов во время гибели Атлантиды спаслась и их потомки впоследствии жили в Древнем Египте в обширных подземных лабиринтах, передавая сокровенное знание посвященным, в том числе и египетским жрецам, у которых заимствовали свои предания древние гностики.
Идея рыцарства — нравственное самосовершенствование личности и воспитание в себе христианских добродетелей — раскрыта самим Проферансовым в другой легенде — «Сказание о Рыцаре», авторство которой ему и приписывается. Николай считал анархию идеальным обществом. Он отрицал собственность, государственную власть, стоял за экономическое равенство. Пропагандировал общечеловеческую солидарность и любовь к каждому человеку. «Рыцарь не желает власти ни себе, ни другим, он отрицает власть в самом ее принципе, считая ее одним из наиболее ярых проявлений сатанизма… Принцип власти противоречит принципу свободы», — писал Проферансов.
Мистическое восприятие мира и поиск идеального устройства общества были непосредственной реакцией на трагические события начала ХХ века — мировую и гражданскую войны, революцию, слом общественных устоев. В мире распада и разрушения, в мире крушения, казалось бы, всех ценностей философия, питаемая достижениями человеческого духа всех времен и всех культур, опиравшаяся на один из наиболее понятных для европейцев идеалов нравственной чистоты — рыцарство, заинтересовала и увлекла множество людей. В Ордене тамплиеров состояли такие известные деятели искусства, как Сергей Эйзенштейн, Юрий Завадский, Михаил Чехов, священник и богослов Павел Флоренский. У истоков Ордена Света стоял Аполлон Андреевич Карелин (1863-1926), более известный в своем кругу под эзотерическим именем рыцаря Сантея. Популярный писатель начинал как народник, позже перешел к эсерам, а к 1905 году окончательно сформировался как анархист. Члены организации отрицательно относились к советской власти, считая ее властью насилия и произвола, господством олигархии бандитов. Большевики, по их мнению, растоптали идеалы Октября, «предали», «задушили» революцию. Но, считали они, человечество продвигается вперед только в том случае и только тогда, когда перемены совершаются постепенно, путем восхождения с одной ступени на новую, высшую. Данный порядок вещей приводит в равновесие миры — мир человека и мир природы. Вот почему всякий раз, когда мир потрясает насилие, чинимое во имя перемен, все остается так, как было прежде, или даже хуже, чем прежде… И надо не разрушать окружающий мир «для всеобщего счастья», а подготовить к этому счастью человека, спросить, нужно ли ему такое разрушение? Со злом следует бороться, меняя не мир, а взгляд на этот мир, который гораздо лучше, чем порой представляется нам…
Обвинительное заключение по делу «контрреволюционной организации «Орден Света» определило участь арестованных. Решением коллегии ОГПУ от 13 марта 1931 года рыцари отправились по концлагерям, ссылкам и тюрьмам. Н. И. Проферансов получил 5 лет тюрьмы, часть срока ему была заменена спецпоселением.  Так он попал в столицу нашей республики и работал какое-то время в «Советской Киргизии».
Существование иных мыслей и иных миров неприемлемо для любых тоталитарных режимов. Вот почему репрессии 1930 года прежде всего обрушились на творческих людей, которые искали общения друг с другом, думали, обменивались мнениями. Но, пока жив человек, он будет стремиться к познанию, к свету.

Владимир ПЕТРОВ, краевед.






Добавить комментарий