Main Menu

Поднять бы качество «живого товара»

5 октября в нашей газете была опубликована статья  «Живой товар нынче в цене». Шел разговор о проблемах  племенного животноводства в республике.
Публикация  вызвала  интерес у специалистов,  и в почте редакции  появилось несколько откликов.
Вот что написал нам доктор сельскохозяйственных наук, профессор Алтыбай  Назаркулов.

“Начну, наверное, с овцеводства.   Так вот,  в системе комплекса мер по улучшению состояния отрасли племенная работа, или генетическое   улучшение овец, занимает особое место. Без генетического прогресса трудно  увеличить объем и улучшить качество продукции отрасли. Основная цель и задачи  племенного животнодства — сохранение и совершенствование генофонда существующих и создание внутрипородных  типов линий и семейств сельскохозяйственных животных, отвечающих требованиям внутреннего и внешнего рынка. Между тем за последние два  десятилетия поголовье всех пород овец сократилось в несколько раз.  Следовательно, во столько же раз сократились и генетические ресурсы овец.
О каком сохранении генофонда может идти речь, если более  94-96% овец представлены грубошерстными помесными животными, полученными за счет обратного скрещивания тонкорунных,  полутонкорунных и других пород с местными грубошерстными овцами.  Генофонд различных пород сохранился там, где овцы  разводятся в чистоте на племенных заводах и частично в фермерских хозяйствах. Но их единицы.
В вашей статье «Живой товар нынче в цене»  говорится о том, что племенное  животноводство республики представлено 153 хозяйствующими субъектами, получившими статус племенных. Но если обстоятельно разобраться, их будет значительно меньше — две трети где-то. Во многих так называемых племенных хозяйствах не проводятся  элементарные  работы, а это и ежегодная бонитировка овец,  и разделение их на классы, и определение живой массы,  и настриг шерсти…  Закупка племенных баранчиков с племенных заводов  не проводится годами. Поэтому продуктивность овец так называемых племенных ферм не отличается от товарных.
Упадок отрасли, я полагаю, связан с тем, что в условиях перехода к рыночной экономике мы не смогли выработать адекватной ее условиям маркетинговой стратегии. Так может, с нее и начать? Развал планового  хозяйства и единого рынка сбыта, остановка предприятий  перерабатывающей и легкой промышленности привели к тому, что мы стали  продавать шерсть и овчинно-меховое сырье за границу по бросовым ценам.  Главными покупателями являются Россия, Китай и Турция.
Но маркетинг прежде всего должен  ориентироваться на местный потребительский рынок, где спрос на  продукты того же овцеводства достаточно высок.  Тем более мы  располагаем большими экспертными  возможностями за счет мясо-сального овцеводства. Молодая баранина  должна поставляться за счет убоя 6-8-месячных ягнят.
В Западной Европе сейчас пользуются большим спросом  экологически чистые тушки молодняка с малым содержанием жира, но  богатые белком. Арабские страны, наоборот, интересуются тушками  курдючных ягнят с хорошими жировыми отложениями.
Так вот, для улучшения мясо-сальной продуктивности овец впервые в кооперативном хозяйстве «Айкол» и   других фермерских, крестьянских хозяйствах путем  скрещивания с гиссарской породой выведена айколская мясо-сальная порода. И нашим фермерам для улучшения мясной продуктивности  местных грубошерстных овец я бы посоветовал приобретать баранов этого хозяйства.
Теперь вот о чем. Доение овец нынче распространено во многих  европейских, азиатских и африканских странах. В общем мировом  производстве овечьего и козьего молока на долю Турции приходится 14,7 процента, Франции — 11,8, Италии — 8,9, Греции — 7,5 и Болгарии — 5,5 процента. В  некоторых странах производство овечьего молока занимает большой  удельный вес от общего производства молока. Так, например, в Турции — 70,0%, Сирии — 47,6, в Иране и Иордании — 39,6%. В странах бывшего СССР производством овечьего молока занимаются Армения, Азербайджан, Украина и республики Северного Кавказа.
В нашей республике, где в основном разводят грубошерстных овец и  коз, есть большие возможности для производства молока.  Однако никто — ни органы власти, ни инертные по натуре крестьяне — не желает поставить производство молока на поток. А ведь по качеству и питательности овечье и козье молоко  намного превышает молоко других животных, в том числе коров.  Тут больше и жирности, и калорийности, и сухих веществ, и белка… Такое молоко   лучше усваивается организмом человека.
В заключение хотел бы поблагодарить вашу газету и корреспондента Г. Луневу за поднятую проблему. Надо, надо писать о нашем животноводстве, которое, увы, в последние два  десятилетия явно сдало былые  высокие позиции”.

К печати подготовил
В. ВИЛИН.






Добавить комментарий