Поднять бы качество «живого товара»
5 октября в нашей газете была опубликована статья «Живой товар нынче в цене». Шел разговор о проблемах племенного животноводства в республике.
Публикация вызвала интерес у специалистов, и в почте редакции появилось несколько откликов.
Вот что написал нам доктор сельскохозяйственных наук, профессор Алтыбай Назаркулов.
“Начну, наверное, с овцеводства. Так вот, в системе комплекса мер по улучшению состояния отрасли племенная работа, или генетическое улучшение овец, занимает особое место. Без генетического прогресса трудно увеличить объем и улучшить качество продукции отрасли. Основная цель и задачи племенного животнодства — сохранение и совершенствование генофонда существующих и создание внутрипородных типов линий и семейств сельскохозяйственных животных, отвечающих требованиям внутреннего и внешнего рынка. Между тем за последние два десятилетия поголовье всех пород овец сократилось в несколько раз. Следовательно, во столько же раз сократились и генетические ресурсы овец.
О каком сохранении генофонда может идти речь, если более 94-96% овец представлены грубошерстными помесными животными, полученными за счет обратного скрещивания тонкорунных, полутонкорунных и других пород с местными грубошерстными овцами. Генофонд различных пород сохранился там, где овцы разводятся в чистоте на племенных заводах и частично в фермерских хозяйствах. Но их единицы.
В вашей статье «Живой товар нынче в цене» говорится о том, что племенное животноводство республики представлено 153 хозяйствующими субъектами, получившими статус племенных. Но если обстоятельно разобраться, их будет значительно меньше — две трети где-то. Во многих так называемых племенных хозяйствах не проводятся элементарные работы, а это и ежегодная бонитировка овец, и разделение их на классы, и определение живой массы, и настриг шерсти… Закупка племенных баранчиков с племенных заводов не проводится годами. Поэтому продуктивность овец так называемых племенных ферм не отличается от товарных.
Упадок отрасли, я полагаю, связан с тем, что в условиях перехода к рыночной экономике мы не смогли выработать адекватной ее условиям маркетинговой стратегии. Так может, с нее и начать? Развал планового хозяйства и единого рынка сбыта, остановка предприятий перерабатывающей и легкой промышленности привели к тому, что мы стали продавать шерсть и овчинно-меховое сырье за границу по бросовым ценам. Главными покупателями являются Россия, Китай и Турция.
Но маркетинг прежде всего должен ориентироваться на местный потребительский рынок, где спрос на продукты того же овцеводства достаточно высок. Тем более мы располагаем большими экспертными возможностями за счет мясо-сального овцеводства. Молодая баранина должна поставляться за счет убоя 6-8-месячных ягнят.
В Западной Европе сейчас пользуются большим спросом экологически чистые тушки молодняка с малым содержанием жира, но богатые белком. Арабские страны, наоборот, интересуются тушками курдючных ягнят с хорошими жировыми отложениями.
Так вот, для улучшения мясо-сальной продуктивности овец впервые в кооперативном хозяйстве «Айкол» и других фермерских, крестьянских хозяйствах путем скрещивания с гиссарской породой выведена айколская мясо-сальная порода. И нашим фермерам для улучшения мясной продуктивности местных грубошерстных овец я бы посоветовал приобретать баранов этого хозяйства.
Теперь вот о чем. Доение овец нынче распространено во многих европейских, азиатских и африканских странах. В общем мировом производстве овечьего и козьего молока на долю Турции приходится 14,7 процента, Франции — 11,8, Италии — 8,9, Греции — 7,5 и Болгарии — 5,5 процента. В некоторых странах производство овечьего молока занимает большой удельный вес от общего производства молока. Так, например, в Турции — 70,0%, Сирии — 47,6, в Иране и Иордании — 39,6%. В странах бывшего СССР производством овечьего молока занимаются Армения, Азербайджан, Украина и республики Северного Кавказа.
В нашей республике, где в основном разводят грубошерстных овец и коз, есть большие возможности для производства молока. Однако никто — ни органы власти, ни инертные по натуре крестьяне — не желает поставить производство молока на поток. А ведь по качеству и питательности овечье и козье молоко намного превышает молоко других животных, в том числе коров. Тут больше и жирности, и калорийности, и сухих веществ, и белка… Такое молоко лучше усваивается организмом человека.
В заключение хотел бы поблагодарить вашу газету и корреспондента Г. Луневу за поднятую проблему. Надо, надо писать о нашем животноводстве, которое, увы, в последние два десятилетия явно сдало былые высокие позиции”.
К печати подготовил
В. ВИЛИН.
Related News
Электронный счёт минус теневой оборот
С начала года субъекты предпринимательства выписали более 9,2 млн. электронных счетов-фактур (ЭСФ) на сумму оборотаRead More