Main Menu

Недра, где деньги лежат

Можно сказать без преувеличения, что  горнодобывающая  промышленность  для экономики нашей страны  — жизненно важная, стратегическая отрасль, на нее возлагается столько надежд!

Высокогорные регионы у нас  сплошь дотационные, финансовые дела в глубинке можно будет поправить  с помощью  отчислений  горнодобывающих компаний, совершенствуя  межбюджетные отношения. Однако нам не везет  с инвесторами. То они не выполняют взятые на себя обязательства, то перепродают полученные на разработку и добычу полезных ископаемых лицензии. Правительство  наводит здесь порядок.
Если взять добычу золота — на желтый  металл цены  стабильно высокие, — то, кроме самого крупного  рудника «Кумтор»,  так ничего  у нас и не заработало. Более того, при отсутствии открытости,  достоверной информации местное население в штыки принимает  иностранных инвесторов, видит в них    врагов, портящих  экологию родных мест. Не исключено, что ими кто-то ловко манипулирует в корыстных целях. Дело даже дошло до открытого противостояния, разгрома  геологического лагеря.
Если бы люди  ощущали  конкретную пользу, выгоду от пребывания  зарубежных инвесторов на их территориях,  они, скорее всего, вели бы себя по-другому, возможно, стали бы  союзниками геологов. А  главное,  почувствовав  изменения в лучшую сторону,  лидеры местных сообществ  самостоятельно  прекратили бы безобразия на их территориях, приструнили дебоширов.
Поэтому  в Жогорку Кенеше  инициировали проект  «О внесении изменений  и дополнений  в Закон «О неналоговых платежах». Цель благая —  законодательно закрепить  установленный государством вид платежа, вносимый в обязательном порядке недропользователем на развитие и содержание  инфраструктуры местного значения.
Инвестировать в разработку   полезных ископаемых может, конечно, и отечественный предприниматель. Он тоже обязан  ежемесячно отчислять 2% от выручки местному бюджету, независимо от того, в каком городе  зарегистрировал свой бизнес. Порядок зачисления средств, сроки,  отчетность  определит правительство.
Но, прежде чем вынести проект закона на   парламентские слушания, его инициатор —  депутат Жогорку Кенеша, председатель Комитета   по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Исхак  Пирматов —  обратился в  Международный деловой совет.  Обсуждение  проходило бурно, остро.
Дискуссию вели  председатель правления  МДС Хью  МакКиннон и  руководитель  Комитета по  минеральным ресурсам  Международного делового совета Джулиан  Еваночко.
Сразу встал вопрос: почему   инвестор должен отчислять от прибыли  в местную казну 2%, когда   известный всем “Кумтор”  в рамках соглашения “Центерры” с правительством  регулярно пополняет  фонд местного развития   1%? Где экономическое обоснование  расчета платежа?
Члены  МДС считают, что в случае  введения обязательных платежей  паритет с “Центеррой”  необходим.
— Очень важный момент — отсутствие механизма работы данной инициативы, —   комментирует член Комитета МДС  по  минеральным ресурсам Кубан  Ашыркулов. — В справке-обосновании, подготовленной  господином      И. Пирматовым,  говорится, что проект закона преследует следующую цель:  «…снять социальную напряженность в регионах, в которых  осуществляется добыча полезных ископаемых, чтобы  местное население  всячески содействовало  поиску и добыче  золота,  редких и цветных металлов и т.д.».
Возникает вопрос: а сможем ли достичь декларируемых целей, если  неизвестно, каким образом будет приниматься решение о распределении  денег? К тому же   неясно,  существует ли  доверие  людей  к МСУ, районным кенешам. И где будет находиться этот общественный фонд — у райадминистрации?
Горнорудные компании готовы  отчислять  часть своего дохода  в местную казну, но они требуют взамен гарантии  неприкосновенности их деятельности. Но кто им это сможет обеспечить? У нас, конечно,  есть соответствующий закон об охране  частной собственности, но как он работает —  всем известно.     Поэтому представители бизнеса   хотят, чтобы  государство и местные органы власти  ответственно относились к выполнению своих обязанностей.
Свое  мнение высказала и   член МДС,  одна из известнейших в республике  специалистов-аудиторов  Елена Морозова. По ее словам,  законопроект сырой,  детали не прописаны;  чтобы такой закон заработал, требуются  дополнительные  гражданско-правовые документы. И потом,  на какой счет будут перечисляться деньги?  Как бухгалтер станет отчитываться при проверке  Счетной палаты? Где инструкции?
Существует Закон  «Об основах бюджетного права»,  следует с ним считаться. Если средства горнодобывающих компаний будут перечислены в местную казну, то нужно внести изменения и в этот документ. А Закон «О неналоговых платежах» в том виде, в  котором существует сегодня,  вообще не работает.
Горячо спорили о том,  что  перечисленные  средства могут  оказаться выше  местных бюджетов, и тогда это благо для регионов. Но сначала надо дать возможность  инвесторам  работать,  строить обогатительные фабрики, а потом уже считать  прибыль. Ведь   мы теряем  колоссальные деньги от  простоя  рудников.
Представитель «Кумтор оперейтинг  компани» Рысбек  Токтогул поделился  опытом  создания и работы  Фонда  развития Иссык-Кульской области. Его-то и решили взять за  основу.
А  предложенный  депутатами Жогорку Кенеша  законопроект, актуальность и важность которого неоспоримы, решено доработать. Предложения, высказанные  на «круглом столе», организованном  Международным деловым советом, направят  в рабочую группу экспертов, созданную правительством.  Там как раз проводят анализ текущего законодательства, разрабатывают политику  в горнорудной отрасли.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий