Main Menu

Радио и телевидение: тверже голос!

Двадцать лет — срок небольшой, но если мы поведем речь о такой структуре, как Гостелерадио, то разговор будет о важном и ответственном  для нашей республики. Давайте  оглянемся назад и вспомним вехи развития радио и телевидения.

Скажем честно:  советское время было временем прогресса РТ. Наши дикторы, журналисты, режиссеры, инженеры стажировались в Москве, Ленинграде, Риге, Саратове. В 1980 году поехала на повышение  квалификации и я. В Ташкенте преподавали известные московские педагоги, такие, как Муратов и др. Мы постигали школу мастерства и торопились домой, начать работать интересно, по-новому.
С первых лет независимости  у нас  на Гостелерадио начались  преобразования. Бывший председатель Асанбек Токомбаев руководил нами  свыше 23 лет, и при нем мы  пережили время расцвета нашего радио и  телевидения. За годы независимости у нас сменились одиннадцать руководителей, президентов, гендиректоров. Один за  другим уходили и приходили вице-президенты и замдиректора.  Некоторые из них работали по году, а кто и по три месяца. И ими, конечно же,  принимались не всегда обдуманные решения.
На радио уволили многих высокообразованных дикторов с прекрасными голосовыми данными. В эфир стали выходить  неподготовленные журналисты. Нужно было научить азам  дикторского мастерства и ведущего, организовать хотя бы краткосрочные  курсы. Но этим заняться было некому.
Помню, сколько было жалоб, звонков от слушателей: мол, кого посадили к  микрофону? В то время я работала на эфире старшим редактором и выполняла  обязанности  выпускающей…
С большими трудностями мы достроили  аппаратно-студийный комплекс телевидения «АСК». Полностью он был сдан в эксплуатацию в 1995 году.
Для студий телевидения постоянно нужны панорамы — это «одежда» студий, полотна, окрашенные в пастельные тона, пропитанные огнезащитным  составом, вакуумные отпечатки, костюмы для дикторов, ведущих, выступающих в передачах телевидения.  Раньше все это заказывалось начальниками  цехов в Москве.
Последние же 20 лет это проблема проблем.
Да, помощь россиян была неоценимой. Между прочим, на заре  становления у нас телевидения  в 1958 году, кроме  своих новостных программ, пополнение фильмотеки в основном шло за счет Госфильмофонда Москвы — документальные фильмы, познавательные и  художественные телефильмы, концертные номера, мультфильмы… На таких программах воспитывались многие, читая мировую и русскую классику,  и из того поколения  вышли  высокие профессионалы. Позже стали выходить собственные работы  «Кыргызфильма» и «Кыргызтелефильма», свои местные программы.
Сейчас же мы обеспечиваем себя посредством каких-либо грантов или накопившихся доходов, приобретаем  необходимое на средства из госбюджета страны.
Долгие годы у нас не было компьютеров, новых диктофонов, журналисты со стажем ходили на записи со старыми тяжелыми репортерами. Многое, многое можно вспомнить:  и хорошее, и, увы, безрадостное.
В 2005 году КТР стало называться Гостелерадиовещательной компанией во главе  с гендиректором К. Молдокасымовым. Он показал себя  толковым руководителем, хорошим  организатором. Это при его руководстве  и по инициативе известного журналиста Абды Сатарова радио и телевидение были оснащены современными техническими средствами, отвечающими мировым стандартам. Сатаров тогда возглавлял информационно-аналитическую редакцию «Ала-Тоо». И журналистов, операторов тогда оснастили компьютерами. Сейчас монтаж и запись — только компьютерные. Сегодня, слава Богу, журналисты не ходят с громоздкими репортерами. Впрочем, некоторым пришлось таскать репортеры и работать с ними до 2009 года.
В  2007 году нашему телерадиовещанию был присвоен статус  «национальный». В том же году гендиректором становится М. Эшимканов. Многие журналисты, режиссеры, звукорежиссеры были уволены. Кто-то уехал из  страны, кто-то судился с новым шефом. Позже некоторые были восстановлены.
Новое руководство закрыло газету КТР «Обо», в которой печатались многие  нужные нам материалы.  Эту газету за дешевизну покупали малоимущие. Вот сейчас к юбилею радио мы могли бы писать о наших достойных сотрудниках. Но, увы.
При Эшимканове не было повышения   заработной платы сотрудникам,  оклады были мизерные. Например,  обозреватель получал 1 800 сомов, у редакторов, корреспондентов еще меньше.  Спасали премии и гонорары, но премий больше не было, а гонорары урезались.
После Эшимканова гендиректором стала К. Урумканова, она проработала на этом  посту всего три месяца.
Сегодня КТР стало Общественной  телерадиовещательной компанией, первым каналом во главе с К. Оторбаевым.
Какой бы статус ни принимало КТР, как бы часто ни менялось руководство, простые сотрудники стараются делать свою работу хорошо. Неизменным остается одно: роль радио и телевидения в системе СМИ огромна. Нужно оперативно и грамотно донести до слушателя, зрителя ту или иную информацию. А в этом  задействованы  журналисты,   корреспонденты, режиссеры, операторы, ведущие,  технические  работники, гримеры, костюмеры и др. Все мы должны найти друг с другом общий язык, раскрыть свой потенциал, сделать все, чтобы передача получилась на высоком уровне.
Обмен опытом, курсы повышения квалификации молодых кадров в престижных телерадиовещательных компаниях — это очень хорошо, и это было в советское время. Мы слушали хорошее радио, смотрели хорошее  телевидение, молодое поколение росло на таких программах. За годы независимости мы кое-что  обрели, но и многое потеряли. И задача радио- и тележурналистов более чем очевидна: вернуть потерянное, собеседовать с аудиторией только на понятном всем  языке… Конечно же, нужна и помощь правительства. Пожалуй, ни в одной  республике Содружества нет такого большого зазора между властью и ТР, как у нас. Радио и телевидение нуждаются в  помощи и должны получить ее.

С. КИЙИЗБАЕВА,
отличник КТР.






Добавить комментарий