Main Menu

Как “разгрузить” границу?

«Зеленый коридор» для пассажиров, следующих без грузов, появится на кыргызско-казахском контрольно-пропускном пункте «Ак-Жол», кроме того, его территория будет расширена. Об этом стало известно по окончании Второго заседания межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Жогорку Кенешем и Мажилисом парламента Казахстана, которое состоялось в четверг.

Участники заседания — депутаты и представители госорганов обеих стран — обсудили соглашения о порядке осуществления индивидуальной трудовой  деятельности граждан Кыргызстана в соседнем государстве, мерах доверия в районе границы, деятельности пограничных представителей и внесли поправки в соглашение о пунктах пропуска. Договорились провести следующее заседание весной 2012 года в Астане.
«Горячей» темой стало обсуждение ситуации, сложившейся в пункте пропуска «Ак-Жол». Мы уже сообщали в нашей газете, что со вступлением Казахстана в Таможенный союз на этом посту стали действовать новые правила. Граждане могут бесплатно проносить через границу только 50 килограммов багажа. Поэтому здесь появились люди, так называемые носильщики, предлагающие новую услугу — перенос груза по частям. Они пересекают границу несколько раз в день. При этом казахстанские таможенники и пограничники понимают, что фактически носильщики помогают предпринимателям обходить правила Таможенного союза и ввозить на его территорию китайский ширпотреб, но де-юре законы не нарушены. Вот они и придираются к наемным работникам под разными предлогами, чтобы только отбить у них охоту промышлять подобным образом. А те жалуются властям Кыргызстана.
Мажилисмен Ермуханбет Омаров даже назвал их контрабандистами и пояснил, что из-за них бюджет соседней страны (и весь ТС) терпит убытки. А его коллега Жанибек Карибжанов заявил, что существование носильщиков — придуманная кем-то схема. Между тем, отметим мы, проносимые ими товары попадают и на вещевые рынки Казахстана. Так что, если не будет таких вот контрабандистов,  челноки возместят свои затраты ценовыми надбавками и все это ударит по карманам покупателей из Алматы, Астаны и других городов и весей соседней республики.
Недовольство казахстанских таможенников и пограничников вызывает и отсутствие «солидарности» в борьбе с носильщиками со стороны кыргызстанских коллег. Дело в том, что переносчики поклажи через последних не проходят: они берут товары на складе, нелегально существующем под вывеской магазина Duty Free (беспошлинной торговли), расположенного аккурат между кыргызской и казахской зонами контроля и досмотра. Потому на заседании мажилисмены просили наших законодателей что-то с этим магазином сделать. Но, как поясняют те в ответ, по правилам в аэропортах, пунктах пересечения границы наземным транспортом и так далее должны существовать точки беспошлинной торговли. Во-вторых, частное лицо, арендующее помещение (на 49 лет), отказывается покидать столь выгодную территорию.
Но, как пообещал на пресс-конференции вице-спикер Жогорку Кенеша Асилбек Жээнбеков, кыргызстанские нардепы изучат вопрос.
Впрочем, казахстанцы готовы признать вину и своих стражей границы:
— Не надо говорить: «казахстанская сторона», «кыргызстанская сторона», обе виноваты, — заявил член Мажилиса РК Амангельды Момышев. — Из-за недостатков в работе таможенной и пограничной служб наши правительства «стукаются головами» и мы, депутаты, ссоримся,  потому что болеем каждый за свой народ.
Пока же стороны сообщили друг другу о планах перенаправления грузового транспорта в пункты пропуска — близ Токмока (с преобразованием его в круглосуточный) и новый «Ак-Тилек» (Кара-Суу, с казахстанской стороны), как только он будет достроен. На «Ак-Жоле» создадут «зеленый коридор», то есть возможность быстрого прохождения процедур пассажирами без грузов. Казахстанцы устроят со стороны Кордая 10 полос для автотранспорта, поставят еще четыре кабины для обслуживания граждан, ведется с ними  разговор и о строительстве нового моста. Одновременно кыргызстанские службы обсуждают вопрос выделения дополнительных площадей для расширения территории поста с администрацией Аламудунского района.
На пресс-конференции журналисты интересовались, изменит ли Казахстан сроки пребывания без регистрации наших граждан. На это глава делегации сопредельного государства Жанибек Карибжанов ответил, что Кыргызстану следует обсудить этот вопрос с другими странами-членами ТС: Россией и Беларусью.
На вопрос о том, почему соглашения, заключенные еще в 2001-м, 2003-м и 2009 годах, ратифицируются только сейчас, зампредседателя Мажилиса сказал, что процесс ратификации является непростым, требующим предварительного рассмотрения всеми министерствами и ведомствами. А свою точку зрения по поводу вступления Кыргызстана в Таможенный союз он выразил так:
— Есть регламент этого объединения, требования, процедуры. Любое государство, которое готово соблюдать их, пусть вступает. Мы — за.

Алия МОЛДАЛИЕВА.






Добавить комментарий