Main Menu

Где наши инженеры? Проблема подготовки технических кадров

Мы теряем профессионалов-конструкторов, перспективных менеджеров, компьютерщиков, строителей и промышленников. Если не принять кардинальных мер на правительственном уровне, нетрудно представить, что нас ожидает в ближайшем будущем.

Необходимы механизмы скорейшего перевода системы высшего технического образования на рыночные рельсы, что позволит устранить в какой-то мере существующие пробелы в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров. В последнее время в СМИ периодически затрагиваются вопросы, связанные с реформированием сферы высшего образования и науки.
Они — две стороны одной медали и сродни сиамским близнецам. Их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, особенно в области подготовки специалистов для основных секторов экономики.
Кыргызстану давно пора пересмотреть свои позиции к решению проблемы современного образования и реформы с учетом текущих и перспективных потребностей общества в высококвалифицированных специалистах, особенно технического профиля, дабы эффективно и оптимально использовать интеллектуальный человеческий ресурс для дальнейшего развития экономики республики. Реалии сегодняшнего дня требуют качественных преобразований в подготовке дипломированных кадров.
После приобретения независимости система высшего образования характеризовалась значительным ростом количества вузов, включая частные и различные филиалы. Сфера высшего образования превратилась в бизнес, оказание коммерческих услуг.
Широкая доступность к высшему образованию на контрактной основе при отсутствии интеллектуального, материально-технического потенциала во многих вузах страны привела к снижению качества подготовки специалистов с высшим образованием, их перепроизводству и перенасыщенности рынка труда невостребованными кадрами. В то же время отдельные вузы за счет коммерциализации не только сохранили себя, но и разрослись до невероятных размеров, даже добились экспорта знаний. Однако в погоне за финансовыми ресурсами, совершенно выпали из поля зрения исследовательские и проектные функции вузов, без которых невозможно говорить о новых знаниях, научных достижениях, их внедрении в учебный процесс, эффективной связи науки, производства и образования.
Сегодня подготовка кадров в основном сосредоточена на экономических, юридических и гуманитарных специальностях. По инженерно-техническим, определяющим индустриально-инновационное развитие страны на перспективу, таким как строительные, горно-геологические, информационно-телекоммуникационные, энергетические, технологические; транспортные и другие, обучаются не более одной четверти от общей массы студентов. Совсем не готовят специалистов для перерабатывающих, обогатительных, металлургических и химических отраслей промышленности, наблюдается резкое снижение выделяемых грантовых мест на остродефицитные специальности.
Высокий уровень качества высшего образования, годами наработанный во времена Советского Союза, разрушен. Большую часть студентов сегодня составляют контрактники. Кроме того, отдельные вузы, преследуя сиюминутную выгоду, пооткрывали одни и те же факультеты, к примеру «организация дорожного движения», однако это не решило проблему обеспеченности автоинспекций квалифицированными кадрами, а существующий на трассах бардак и поныне там.
В текущий момент при массе разных университетов непросто найти квалифицированных экономистов или юристов для работы в серьезных компаниях. Особенно это касается инженерно-технических специальностей. Те, кто при Союзе получил профессиональные навыки, сегодня на вес золота как на производстве, так и в управлении. Ибо квалифицированных кадров, на которых можно возложить ответственность, с каждым годом становится все меньше и меньше.
Система образования должна быть восприимчивой к инновационным технологиям, методам обучения. Их использование позволит добиваться сохранения компетентности и профессионализма специалистов, способных к свободной адаптации и ориентации в условиях всеобщей информатизации и глобализации общества. Необходимо больше внимания уделять международным связям, дающим возможность на основе взаимовыгодного сотрудничества приобретать передовой опыт.
В вузах нужны прежде всего структурные преобразования, предполагающие внутреннюю трансформацию всей системы образования, конечная цель — соответствие мировым тенденциям. Университетам необходимо придать автономность, гибкость, адаптировать их к требованиям рынка, чтобы они могли в условиях самодостаточности в финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсах адекватно реагировать на существующие и будущие вызовы процесса глобализации.
Сложившаяся ситуация в области нашего профессионального образования свидетельствует о необходимости кардинальных организационно-структурных преобразований. При этом использование административно-командных методов в управлении вузами не позволит выйти из системного кризиса. Механическое сокращение некоторых вузов, филиалов не дало желаемого эффекта, здесь нужны объективная аккредитация, переход на многоуровневую подготовку специалистов и т.п. Не может быть высокого качества образования без хорошей школьной подготовки, привития практических навыков и должного финансирования образовательных учреждений. Чтобы добиться эффективности в подготовке профессиональных кадров, нужно поднять прежде всего уровень школьного образования.
Подготовка и формирование гражданина, интеллектуального человека в стенах вуза — процесс сложный. Необходимо знать хотя бы ориентировочные потребности в специалистах на основе мониторинга производства. И еще. Многоуровневая система подготовки дипломированных кадров предполагает переход на выпуск бакалавров и магистров в стенах вуза. При этом учебные планы, по которым обучают студентов в колледжах и бакалавров в вузах, сильно отличаются между собой при почти одинаковых сроках обучения. Следует определиться, кого нам готовить: выпускников техникумов или кадры с высшим образованием? Но при отсутствии рынка труда не ждет ли нас их перепроизводство? Требуют корректировки некоторые положения законов в сфере образования и Трудовой кодекс.
Государство тратит огромные деньги на подготовку специалистов, многие из них из-за отсутствия достойной работы на родине покидают республику. Среди уезжающих много дипломированных специалистов. Создать условия, при которых выпускникам хотелось бы остаться дома, а не уезжать, Кыргызстан не может по целому ряду известных причин.      Теряя интеллектуальный потенциал, государство уменьшает свои шансы на нормальную жизнь и стабильное развитие. Профессионалы солидного возраста бьют тревогу: дело идет к пенсии, а заменить нас некем. Нет хороших кадров почти во всех отраслях производства, особенно большой дефицит в инженерах.
Решение проблемы видится в скорейшей модернизации вузов технического профиля, переходе производств к наукоемким процессам, применении информационно-коммуникационных технологий при сохранении лучших традиций высшей школы прошлых лет.
Модернизация университетов должна идти по пути создания инновационных вузов, построенных не только на принципах обучения и получения теоретических знаний, но и проведения широкомасштабных исследований, разработок, проектов и внедрения новых технологий, предназначенных для реального сектора экономики. Именно при таком варианте существующая научно-техническая база даст определенную отдачу, а со временем превратится в научно-производственный полигон для проведения НИОКР и внедрения новых технологий в производство. Откроются широкие возможности для научной коммерциализации завершенных разработок, привлечения к ним сотрудников и студентов, проявляющих повышенный интерес к практическим навыкам, творческой деятельности. Из-за отсутствия современной исследовательской базы, широкомасштабных исследований в стенах вузов наблюдается спад интереса перспективной молодежи к науке. Отсутствуют профессионалы-исследователи, все меньше ученых делают служебную карьеру.
Вместе с тем возрастающее влияние образования и науки становится все более очевидным. Научный анализ и прогноз давно стали необходимымы в принятии государственных решений по крупным национальным проектам. В отдельных вузах сконцентрированы интеллектуальные и материальные ресурсы, там, помимо качественной подготовки специалистов с высшим образованием, могут на должном уровне проводить серьезные исследования, разумеется, при наличии заказов. Одному вузу, конечно, самостоятельно не справиться с такими задачами, необходимо кооперироваться с другими научными и проектными учреждениями для совместного проведения исследований, эффективного использования научно-материальной базы кафедр и лабораторий, проведения конференций, издания учебников, пособий и монографий. Коммерциализация результатов научных разработок требует новых форм организации образования и науки на основе совместных структур с Национальной академией наук Кыргызстана и отраслевых НИИ. Образование и наука должны развиваться во взаимосвязи с процессами, протекающими в экономике страны. Только тогда будет реальная отдача от выпускников вузов. Реформа в области образования и науки должна быть продуманной и взвешенной во избежание негативных последствий скоропалительных решений. Развитие международных связей, соглашения и договоры с ведущими научно-образовательными центрами, членство в различных научных и учебных ассоциациях, совместные исследования несомненно повысят качественный уровень инженерного образования в стране, поднимут его результативность.

А. АСАНОВ, д.т.н., профессор.
Подготовила Галина ЛУНЕВА.

 

 






Добавить комментарий