Main Menu

РУКА РУКУ МОЕТ

После опубликования материала «Не по Сеньке шапка» («СК» от 27 мая с.г.), в котором озвучены решение Комитета по правопорядку, законности и борьбе с коррупцией Жогорку Кенеша направить его  правительству для принятия конкретных мер к председателю ГСИН  за допущенные им многочисленные нарушения, а также позиция спецпрокурора, неожиданно для всех вставшего на защиту Ш. Байзакова, в этом ведомстве в оперативном порядке созвали собрание. На него пригласили офицеров, вынесших сор из избы, ветеранов УИС, членов  правительственной комиссии, осуществлявших проверку жалоб и заявлений, представителей аппарата правительства и др.
Проанализировав состав собрания, в коллективе поняли, что заведующий отделом аппарата правительства
М. Бекенов сделает попытку свести на нет решение профильного комитета Жогорку Кенеша и Ш. Байзаков снова избежит ответственности. Так оно и случилось.
С просьбой прокомментировать ситуацию в ГСИН мы обратились к члену правительственной комиссии Эрнесту ИСАЕВУ, который справку о проверке нарушений  Ш. Байзаковым законности, подготовленную правительством, не подписал и направил премьер-министру свое особое мнение.


— Эрнест Исаевич, мы в прошлой публикации рассказали о причинах, по которым вы представленную заместителем отдела аппарата правительства К. Токобаевым справку не подписали. Сегодня хотелось бы узнать, что на самом деле творится в ГСИН?
— В справках, подготовленных профильным комитетом Жогорку Кенеша и правительством, отражены только те факты, о которых в своих заявлениях упоминали офицеры начальствующего состава. В основном они касались незаконных увольнений, приема на работу ряда лиц, присвоения званий, невыполнения судебных решений о выплате единовременных пособий, за вынужденный прогул, использования бюджетных средств, находящихся на спецсчете.
Подготовленная справка очерчивала действия Байзакова однобоко и несколько размыто. На мой взгляд, к проверке существующих проблем нужно  было подходить более глубоко, но зрить в корень не позволили, а ведь именно с приходом Байзакова начали действовать разработанные им коррупционные схемы хищения государственной собственности. В подтверждение приведу такие примеры.
12 марта 2011 г. начальник ИК-8 А. Каримов демонтировал и продал два отопительных котла из котельной офицерского городка с. Петровка, в придачу прихватил 500 метров толстостенных труб отопления диаметром 100 мм. Его не остановили ни пикет местных жителей, пытавшихся помешать вывозу котлов и труб, ни прибывшие по их вызову стражи порядка, которым он сообщил о якобы указании Байзакова. Деньги от продажи государственного имущества по сегодняшний день не поступили ни в кассу ГСИН, ни в кассу учреждения № 8.
А в начале апреля на заседании правительства Байзаков с блеском защитил Перспективы развития ГСИН, столпом которых является проект Национальной стратегии развития пенитенциарной системы на 2011-2015 годы «Умут-2». По его словам, ежегодно  приобретается уголь в количестве 4 тысяч тонн на 8 млн. сомов. Потребление угля можно сократить на четверть при условии установки водяного отопления жилых секций исправительных учреждений. Переход на водяное отопление потребует бюджетных средств в размере 6,5 млн. сомов только на стоимость материала. Эта сумма за два года покроется за счет ежегодной экономии угля на 2 млн. 670 тыс. сомов.
При этом он никак не прокомментировал демонтаж и продажу отопительных котлов и труб. Этой темой  наверняка заинтересуется прокуратура.
— Зато спецпрокуратура «хлопнула» одного из начальников колоний за воровство производимого  на территории  учреждения кирпича…
—  Кстати, на апрельском заседании правительства Байзаков доложил, что в УИС функционируют  четыре совместных предприятия по производству кирпича. И даже красочную  фотографию со штабелями готовой продукции представил. Эти предприятия в свое время открыли китайские инвесторы. Действительно, кирпич производили до прихода Байзакова. Но уже в его бытность председателем ГСИН инвесторы начали сворачивать  свою деятельность. И вот почему.
Теперь уже этот факт установлен, я могу говорить о нем открыто.  По поручению начальника   ИК-8, все того же Каримова, были   изъяты паспорта у перепуганных китайских инвесторов. Он, по их показаниям, вымогал у них         200 тысяч сомов. Они были вынуждены обратиться в государственные и правоохранительные органы. В ходе оперативных мероприятий паспорта китайских граждан обнаружили в сейфе Каримова. В настоящее время  УБОПК МВД КР ведет расследование по данному факту.
Инвесторы решили закрыть завод и распродают тяжелую технику. На стадии стагнации и кирпичный завод также китайских инвесторов в ИК-3. Но Байзаков опять ни в чем не виноват, в инвестиционной непривлекательности службы виноваты его подчиненные. Но ведь они действуют с ведома, согласия и по указанию Байзакова.
— Почему сошло с рук незаконное изъятие паспортов у иностранцев?
— Один из сотрудников в разное время работал заместителем начальника по оперативной работе в ИК-31, ИК-8. В отношении него возбуждалось несколько уголовных дел за мошенничество, его увольняли   из органов УИС по отрицательным мотивам. В нарушение распоряжения первого вице-премьер-министра не принимать на службу новых сотрудников в период реорганизации ГСИН председатель в аттестационном порядке восстановил его в должности и звании. Спрашивается, для чего Байзакову кадры с подмоченной репутацией? Не для того ли, что ими легко управлять и манипулировать? Они идут на все, чтобы угодить своему благодетелю. Таких он за уши вытаскивает, когда они вляпываются в дурно пахнущие истории.
Это не единственный случай, когда Байзакову распоряжения и постановления правительства не указ. Вот, например, в соответствии с  распоряжением премьер-министра № 122 от 18 февраля 2011 года все назначения на должности начальников учреждений и других структурных подразделений службы производятся по согласованию с аппаратом премьера. Но ни премьер, ни его аппарат ни сном ни духом не ведают о том, что только в мае Байзаков назначил: А. Асанова, который в 2009 г. был освобожден от занимаемой должности на основании служебного расследования, — на должность начальника СИЗО-50  Оша;  М. Сейдалиева — на должность начальника штаба ДИН;      С. Рысалиева — на  должность начальника Управления уголовно-исполнительных инспекций ГСИН. Список можно продолжать и продолжать…
— Кого еще по-отечески опекает Байзаков?
— Заместителя начальника Уголовно-исполнительных инспекций Т. Асанбаева, например, которому в январе 2010 г. объявлено о неполном служебном соответствии за ненадлежащее исполнение постановлений правительства, приказов, распоряжений, требований и контрольных поручений руководства службы, допущение грубых нарушений своих функциональных обязанностей. Три женщины-офицера обратились к председателю службы с письменной просьбой защитить и оградить их от сексуальных домогательств начальника. И что же?  По итогам разбирательства  с Асанбаева  досрочно сняли указанное взыскание и подготовили представление о назначении на должность начальника финансового управления ГСИН (опять же без согласования с правительством). А поскольку оскорбленные Асанбаевым женщины недовольны столь неадекватным его поведению решением, Байзаков и его  первый зам  К. Качкыналиев вынуждают заявителей уволиться с работы добровольно, в противном случае грозят сокращением и увольнением в ходе реорганизации.
Качкыналиев, к слову, повторяет все беззакония своего «патрона»: то залез в функции председателя и незаконно уволил начальника ИК-2 Р. Боронбаева, а поводом стало его южное происхождение, то присвоил себе полномочия начальника Департамента исполнения наказаний и издал приказ о создании тендерной комиссии. Кстати, по тендерам, объявленным Качкыналиевым, возбуждены уголовные дела и служба втянута в судебные тяжбы.
Такое складывается впечатление, что Байзаков и его приближенные понятия не имеют о законе. Посмотришь на все их безобразия — страшно становится…
— Эрнест Исаевич, вернемся к незаконному расходованию службой бюджетных денег.
— В 2010 году службе выделили 10 млн. сомов по статье бюджета «капитальный ремонт». Деньги давно израсходовали, но как и на что — неизвестно, начальники ПМК и отдела капитального строительства не представляют отчеты и акты сверок выполненных работ, по которым списываются денежные средства.
Никто в коллективе не сомневается, что из 25 млн., выделенных на строительство спецучреждения в с. Жанги-Жер, несколько миллионов сомов осели в карманах ведомственных чиновников. Эти деньги находились на счету ДИН. По мере строительства, согласно актам сверки выполненных работ, департамент должен переводить деньги субподрядчикам. Однако по устному приказу Байзакова их перегнали на счет ПМК, а та в свою очередь, не получив актов сверки выполненных работ,  перегоняет на счета субподрядчиков. Строительство в ступоре, Байзаков слезно просит правительство  выделить дополнительное финансирование.
Демонстрируя страницы 22-23 Перспектив развития ГСИН на заседании правительства, он подчеркивает, что бюджет УИС Азербайджана на 2010 г. составил       80 млн. евро, Грузии — 110 млн. евро,  а Кыргызстана — всего-то 1 млн. евро! Дескать, равняйтесь хотя бы на отсталый Азербайджан, дайте денег на реорганизацию, да побольше, а мы уж их освоим, не сомневайтесь…
Счетная палата, проводившая проверку  финансовой деятельности службы, необходимость отыскать пропавшие миллионы поставила в прямую зависимость от реорганизации ГСИН. Тут не надо быть экспертом, чтобы не  увидеть, что текст акта проверки буквально нашпигован «идеями» Байзакова.
— Он говорит то о реорганизации, то о реформировании…
— Вы верно подметили: Байзаков реорганизацию от реформирования не отличает, в его понятии это одно и то же. Со ссылкой на постановление правительства «Об образовании комиссии по оптимизации государственного управления Кыргызской Республики» от 11 февраля 2011 года № 41 и пункт 36 плана «Экономика и безопасность»  он в марте с.г. поручил начальнику управления кадров уведомить коллективы структурных подразделений о предстоящих реорганизации  и сокращении штатов органов и учреждений службы.
Кто-то безропотно подписал уведомление, а кто-то задумался: почему уведомление без даты, почему о реорганизации и предстоящем сокращении  уведомляет не руководитель? Кто будет отвечать в случае незаконности увольнения сотрудников? Что  гласит пункт 36 плана «Экономика и безопасность»?
Читаем первый документ. Комиссия создана в целях проведения анализа действующей системы государственного управления, выработки предложений по ее оптимизации и совершенствованию, а также разработке предложений по оптимальной структуре исполнительной власти, даче заключения о целесообразности создания, реорганизации и ликвидации государственных органов до внесения соответствующего проекта решения на рассмотрение правительства.  Свою работу она должна завершить к 1 октября 2011 года.
Возникает вопрос: если комиссия завершит свою работу только осенью и неизвестно, попадет ли ГСИН под ее рекомендации, то с какой стати Байзаков за полгода объявил о реорганизации службы, грозя недовольным сокращением? Ответы найдете выше.
Читаем второй документ — План мероприятий «Экономика и безопасность» на 2011 год по реализации программы правительства, направленной на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране,  создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, сокращение расходов республиканского бюджета и сохранение социальных обязательств перед населением. Пункт 36 гласит: увеличить доходы от аренды зданий и сооружений; сократить транспортные расходы на обслуживание госаппарата; сократить штатную численность министерств и ведомств на 10%; сократить затраты министерств и ведомств по статье «прочие расходы». Срок исполнения — апрель 2011 г. Речи о реорганизации в этом пункте плана и в помине нет.
— Получается, Байзаков пустил пыль в глаза, прикрывшись официальными документами?
— Называйте это как хотите, но я убежден, он преследует далеко идущие цели. И помогают ему в этом  в аппарате правительства…
— И спецпрокуратура, которая не находит его действия незаконными…

Беседовала Айрин ТЕМИР.
(Продолжение
в следующем номере).






Добавить комментарий