Main Menu

Там, где звучит романс…

Бесплатные общедоступные концерты классической музыки, организуемые Кыргызской национальной консерваторией, давно уже стали привычным явлением в  культурной жизни нашего города. Назовем только два последних: концерт из цикла «Там, где звучит романс…» и выступление лауреата международного конкурса — камерного хора консерватории. Оба были не только интересны и содержательны, но и продемонстрировали высокий профессионализм участников. 

2     «Там, где звучит романс…» был посвящен творчеству Петра Ильича Чайковского, 175-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Известно, что композитор обращался к жанру романса на протяжении всего своего творческого пути и написал ни много ни мало 102 романса. И каких — один только «День ли царит», блестяще спетый Саяном Исиным в завершение вечера, чего стоит!
На концерте, продолжавшемся около полутора часов, прозвучало двадцать пять романсов — разных по образному содержанию, эмоционально-стилистической окраске и жанровой принадлежности сочинений. Это своеобразная антология романсового наследия Чайковского, дающая ясное представление о творчестве композитора в данном направлении. Скажу сразу, концерт имел успех у слушателей, более того — каждый спетый романс вызывал бурную реакцию зала.
В чем же причина такого успеха? Конечно в певцах и певицах, а это лауреаты международных конкурсов, студенты, ассистенты-стажеры, выпускники консерватории, многие из них ныне солисты оперы и филармонии, причем молодые и щедро одаренные природой. Именно они смогли донести до слушателя всю красоту и глубину содержания вокальных миниатюр великого русского композитора.
Безусловно, все вокалисты, выступившие на концерте, заслуживают похвалы, но всё же особо хочется отметить Заиру Раимбекову («Скажи, о чем в тиши ветвей…», «Кабы знала я…» и др.), Эльнуру Самарбекову («Забыть так скоро…», «Ни слова, о друг мой…»), Саяна Исина («То было раннею весной…», «Закатилось солнце…»). Очень приятное впечатление также оставили выступления Таира Бейшеева («Средь шумного бала…»), Дмитрия Черных («Благословляю вас, леса…», «Смерть»), Муслима Абдулина («Первое свидание»), Алисы Вырышевой («Отчего»), Азизы Мамат кызы («Весна»). Успех солистов в полной мере разделила концертмейстер, преподаватель Кыргызской национальной консерватории  Айбарчын Добулбекова.
1     Но были и те, кто не выступал на сцене, однако без их кропотливой повседневной работы концерт вряд ли состоялся бы. Разумеется, речь идет о преподавателях кафедры сольного пения консерватории, вложивших много сил, энергии и душевного тепла в подготовку молодых специалистов. Единственный упрек в адрес устроителей концерта —  микрофоны.      Об этом уже столько говорили и писали: оперные голоса не нуждаются в усилении — оно только портит качество звучания.
Теперь о хоровом концерте. В нем приняли участие лауреат международного конкурса (2011, Казахстан) Камерный хор консерватории и Чуйский камерный оркестр п/у главного дирижера Рахатбека Осмоналиева. В первом отделении хор выступал a cappella, т.е. без сопровождения. Кстати, если вы хотите узнать, как звучит хор и каковы его исполнительские возможности, послушайте его без сопровождения: только в таком виде он покажет, на что способен, а все слабые места, например чистота строя, будут тут же слышны. К чести концертанта скажем, что испытание он выдержал — хор звучал стройно, выразительно, рельефно. Наиболее ярко это проявилось при исполнении довольно сложного в техническом и образном отношении хорового концерта №3   Д. Бортнянского «Радостью светлый день встречаю» и хора Г. Свиридова «Ясные поля». Руководителю коллектива — хормейстеру Юлии Остапенко удалось добиться удивительно гармоничного, богатого тембровыми красками звучания. Чувствовалось, что была проделана большая репетиционная работа. Единственно, чего порой не хватало, так это низкой басовой педали, но это уже не вина хормейстера (просто в хоре было мало низких мужских голосов).
Явным успехом концерта можно считать исполнение национального репертуара — хоровых пьес С. Юсупова «Кыз-бала» и М. Бегалиева «Ата-Мекен» (в сопровождении фортепиано), прозвучавших с большим эмоциональным подъемом и вдохновением (солист Нурбек Суйманалиев).
3     Студенческий коллектив постоянно радует слушателей исполнением ранее не звучавших в Кыргызстане произведений. В их числе «Торжественная месса» Ф. Листа, «Реквием» Г. Форе, «Немецкий реквием» Й. Брамса. Вот и сейчас репертуар коллектива обогатился новым произведением — Мессой соль мажор    Ф. Шуберта для хора с оркестром в шести частях. Насколько прекрасно это талантливое и редко исполняемое сочинение, мы смогли убедиться в завершающей части концерта, когда к хору присоединился Чуйский камерный оркестр. Шуберт — великий мелодист, и благодаря этому его музыка легко воспринимается слушателями, особенно, если пение наполнено глубоким чувством, идущим как бы от самого сердца. Здесь отличились не только хористы, но и вокалисты — солисты Кыргызского театра оперы и балета Оксана Шутова, Сталбек Жунушалиев и Таир Бейшеев.
Исполнение мессы произвело глубокое впечатление, и достигнуто это было не только мастерством артистов хора, но и прекрасным ансамблем, когда хор, солисты, оркестр звучали как единое целое. Заслуга в этом принадлежит всем участникам концерта, и прежде всего художественному руководителю хора, заслуженному деятелю культуры республики, профессору КНК Айнагуль Мураталиевой; лауреату международного конкурса хормейстеру Юлии Остапенко; главному дирижеру Чуйского камерного оркестра, заслуженному деятелю культуры КР Рахатбеку Осмоналиеву и концертмейстеру Людмиле Дмитрищенко.

Андрей КУЗНЕЦОВ,
музыковед, заслуженный деятель культуры республики.

 






Добавить комментарий