Монумент стоит. Разговоры продолжаются…
Новая скульптура Манаса на главной площади Бишкека — объект нескончаемых споров. Кто-то видит копию скульптуры князя Юрия Долгорукого, кто-то подметил некыргызское, европеизированное лицо у нового изваяния. Да, действительно, есть какое-то общевизуальное сходство со всемирно известной скульптурой князя Долгорукого. Это очевидно. Правы и те, кто увидел «некыргызское» лицо.
В появлении на главной площади монумента Манаса некоторые видят… политическую подоплеку. Если это на самом деле так, то давайте вспомним очевидную истину: искусство и политика — категории практически несовместимые. Когда искусство становится инструментом политического заказа, оно дает малохудожественные результаты. Этому в истории достаточно много примеров.
Конечно, на любой аргумент можно найти контраргумент, но одно бесспорно: у нового монумента отсутствует оригинальность. В ней нет отличительных особенностей эпического, мифологического образа Манаса, т. е. не выявлена идентичность эпического героя. Новый монументальный облик Манаса не идентифицирован и не индивидуализирован, поэтому, если убрать надпись на постаменте и написать имя любого другого эпического героя, то оно с легкостью воспримется как данность. А ведь как раз-таки Манаса спутать с другими героями кыргызских эпосов невозможно. Он наделен мощным тотемическим образом.
Сзади у Манаса вид шестидесяти львов,
Спереди у Манаса вид огнедышащего
дракона,
В правом боку у Манаса синий тигр
с коротким хвостом рычит,
В левом боку у Манаса пятнистая
пантера готовится к прыжку…
Эти образные характеристики Манаса сопровождали его со дня рождения и всю жизнь. Именно эти грозные тотемические образы часто становились залогом его побед. Увидев нечеловеческую грозную силу Манаса, враги в ужасе бежали.
Видим ли мы эту образную индивидуальность Манаса в новой скульптуре? Конечно нет. Еще раз повторю: можно убрать надпись на постаменте, и скульптура легко станет изображением любого другого эпического героя или исторического батыра.
В плане идентифицированной индивидуализации образа Манаса наш известный скульптор Тургунбай Садыков очень точно нашел дракона, опоясывающего Манаса, и посадил Ак-Кула на его гриву (кстати, это тоже мастерская находка скульптора). На мой взгляд, именно скульптура Манаса у Национальной филармонии наиболее удачно идентифицируется с образом эпического героя. Мне кажется, слегка изменив скульптурный комплекс Т. Садыкова, добавив туда тотемические штрихи, можно было перенести и поставить именно эту скульптуру на главной площади. Я когда-то писал об этом.
Манас для нас — святой и сакральный образ. Он не должен быть одним из многочисленных кыргызских батыров.
Давайте подумаем и об этом…
Жаныш КУЛМАМБЕТОВ,
заслуженный деятель культуры, лауреат Международной премии Айтматова.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More