Main Menu

Школа Черкасова — школа любознательных

Добрую память оставили после себя школьные учителя, которые, не жалея своих сил, создавали краеведческие кружки и музеи, воспитывали юных географов и историков, закладывая в молодые сердца любовь к родному краю. Это учителя с большой буквы: Н. Черкасов, Ю. Голендухин,   В. Гапоненко, Р. Рысакова, М. Тур, М. Синусов,   В. Лапко, О. Соронбаев…
Список можно долго продолжать. Мне посчастливилось встретиться со многими из них. Но самым первым был Николай Дмитриевич Черкасов.


В детстве я искал какой-нибудь “бродячий” кружок, и таковым при Дворце пионеров города Фрунзе оказался историко-археологический, в то время возглавляемый большим энтузиастом Лидией Васильевной Шевченко. Мы знакомились с историческими памятниками нашего города, изучали его окрестности, исследуя средневековые городища, такие, как Кузнечная крепость, Ключевское, Покровское, Кара-Джигач, наскальные рисунки Чумышских скал.
В 1953 году несколько кружковцев Дворца пионеров стали участниками летнего похода по северному побережью Иссык-Куля. Это путешествие  от Чолпон-Аты до Чоктала было организовано учителем истории СШ № 10 Николаем Дмитриевичем Черкасовым. И его воспитанники составляли основное ядро экспедиции. Оказалось, что и наш кружок был создан Николаем Дмитриевичем, а  Лидия Шевченко была его ученицей. И поэтому мы, теперь ее кружковцы, попали в экспедицию к Черкасову.
Земля Кыргызстана богата многими памятниками материальной и духовной культуры. И Николай Дмитриевич научил нас видеть под размытыми земляными холмами руины древних поселений или курганы — захоронения кочевников. На валунах и скалах мы находили едва видимые надписи с загадочными письменами и рисунки с изображениями животных и сцен из жизни доисторического человека. Учитель приводил нас к стоящим тогда еще на своих местах каменным бабам, к полуразрушенным стенам старых гумбезов… Мы поклонялись  памяти предков.
Но самой главной задачей нашей экспедиции было       изучение наскальных рисунков. Николай Дмитриевич  увлекался петроглифами, и мы помогали ему собирать уникальную коллекцию древних изображений,  копировали наскальные рисунки с многочисленных валунов, оставленных селевыми потоками и ледниками в предгорных частях Иссык-Кульского побережья. Тушью на кальку, промасленную для лучшей прозрачности, мы срисовывали то, что было изображено древними художниками: сцены охоты, ритуальные пляски, фантастических животных. Многое исчезло вместе с осыпавшимся вековым пустынным загаром или стерто современными надписями.
Одно имя — Ш А К Е Н — помню и сегодня. Пять полуметровых букв имени этого современного Герострата были выбиты поверх каменной картины древнего художника и уничтожили ее. Лишь на сохранившихся фрагментах угадывались танцующие фигуры людей в масках различных животных — ритуальная пляска древнего племени.
Нами были сделаны сотни калек наскальной живописи. К сожалению, Н.  Черкасову не удалось эту коллекцию обработать, и я думал, что она вообще утеряна. Это было бы большой утратой, учитывая, что значительная часть рисунков вместе с валунами и скалами уничтожена наступающей на природу и человечество цивилизацией. Но недавно видел у историка Светланы Михайловны Громовой архив Черкасова и подготовленные к печати рукописи исследователя. Хочется верить, что эти материалы будут опубликованы. Какая-то часть калек находится у Радия Нурмаметова — сотрудника Иссык-Кульского историко-культурного музея-заповедника в Чолпон-Ате.
Николаем Дмитриевичем был создан один из первых школьных исторических музеев в Киргизии, который после его смерти  растащили, и только неподъемные каменные бабы и сегодня еще стоят у фасада школы №10, храня память о большом подвижнике. Значимость работ музея отмечена в монографии «Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины», где известный археолог Петр Никитович Кожемяко пишет: «В течение ряда лет археологический кружок средней школы №10 ведет наблюдения за Кузнечной крепостью. Им собран обширный керамический материал, относящийся к VIII-X вв.».
Таким образом, еще в середине 50-х годов прошлого века школьники под руководством Черкасова установили возраст нашего города — 1200 лет. Но городская администрация и официальная наука еще не доросли до признания этого открытия.
Много людей прошло через школу Черкасова. Из моего поколения вспоминаю Эрика Сафаргалиева, работавшего в детском экскурсионном бюро, Бориса Кочнева,  выдающегося специалиста по археологии и нумизматике средневековой Средней Азии. И мои коллеги-геологи свои первые походы начинали с Черкасовым. В 1940-х годах это был Владислав Тольский, в 1960-х — Иван Малухин. Свою профессию они избрали, потому что любовь к природе, интерес к родному краю  зародились у них в общении с замечательным учителем и человеком. 29 октября Николаю Дмитриевичу Черкасову исполнилось бы 110 лет.

Владимир ПЕТРОВ,
краевед.






Добавить комментарий