Кыргызстан — Китай: соседи и партнеры
В последние годы постоянной темой в Кыргызстане является расширение отношений с КНР. Как метко выразился недавно министр экономики кыргызского правительства Темир Сариев, «наш мир с расширением возможностей инфраструктуры становится очень маленьким и совсем хрупким, поэтому надо очень беречь нашу планету, и только широкое региональное сотрудничество дает импульс к развитию». Кыргызско-китайский вектор взаимодействия, без сомнения, один из главных для экономики нашей страны.
Институт ЦАРЭС открыт
Напомним, что в ноябре 2014 года в столице Кыргызстана прошла 13-я Министерская конференция Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). В эту масштабную организацию входят 10 стран: Афганистан, Азербайджан, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также многосторонние институты-партнеры: АБР, ЕБРР, МВФ, ВБ, ИБР и ПРООН. Министры ЦАРЭС обсудили в Бишкеке развитие региональных экономических коридоров и инициативу «Коридор Алматы — Бишкек», поспорили, насколько весомы уже достигнутые результаты в транспорте, энергетике, содействии торговле и гармонизации торговой политики за последние 13 лет. На повестке дня — реализация программы ЦАРЭС-2020.
В рамках проведения этого форума впервые за 20 лет сотрудничества Кыргызстан посетил президент Азиатского банка развития Такехико Накао. АБР помогает Кыргызстану, который в 1994 году, раньше всех стран СНГ, стал партнером банка в осуществлении многоаспектной программы реформ, главное в которых — сокращение бедности и инклюзивный экономический рост. За эти годы Кыргызстан получил по этой линии 1,3 млрд. долларов в виде кредитов и займов (причем ставки по кредитам составляют всего 1%). Деньги поступают на совершенствование инфраструктуры — автодорог, информационный сектор, энергетику, сферу образования, на наращивание потенциала, в финансовый сектор, сферу регулирования и информирования, а также на улучшение инвестиционного климата. Бесспорно, роль АБР высока в осуществлении рыночных реформ и развитии золотодобывающего сектора, что очень важно для снижения уровня бедности в Кыргызстане.
Отвечая на вопрос о роли Китая в регионе с точки зрения АБР, Т. Накао тогда подчеркнул: «Роль Китая неоспорима. Эта страна — двигатель роста в регионе, очень важный двигатель, и это влияет на все стороны жизни стран объединения. КНР демонстрирует модель быстрого экономического роста и способы для такого роста, открытость экономики. Мы ожидаем, что Китай будет вести себя очень ответственно и продолжать играть большую роль в регионе. Страны АБР поддерживают выдвинутую руководством Китая важнейшую инициативу создания Экономического пояса Великого Шелкового пути с участием стран Центральной и Юго-Восточной Азии».
В марте 2015 года в г. Урумчи (СУАР КНР) открылся Институт ЦАРЭС, создание которого страны-члены объединения обсуждали в предыдущем году. Директором этой структуры на ближайшие два года назначен Кубат Умурзаков, известный в Кыргызстане экономист стратегического плана.
Евразийский контимост между Китаем и Европой
В декабре 2014 года кыргызскую столицу посетил член КПК Чжоу Ли, подчеркнувший важность инициативы создания Экономического пояса ВШП для региона: «Традиционно уже две тысячи лет назад главными статьями экспорта Китая стали шелк, чай, фарфор. На первый взгляд это чистая торговля, но на самом деле это развитие отношений между странами. Древний и обновленный Великий Шелковый путь — дорога дружбы и взаимопонимания на основе четырех принципов ВШП: мир, стабильность, развитие, процветание».
Отметим, что в конце 2014 года глава КНР Си Цзиньпин сообщил о намерении Китая выделить 40 млрд. долларов США для формирования Фонда Экономического пояса ВШП, которые пойдут на инфраструктурные и другие проекты стран этой траектории. В ближайшие пять лет объем внешних инвестиций КНР предположительно составит 1 трлн. 250 млрд. долларов.
Посол КНР в КР Ци Даюй подчеркивает, что Китай намерен и дальше поддерживать инициативы кыргызского правительства, в том числе в реализации Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы, и в целом ряде масштабных проектов — строительстве автодороги север — юг, реконструкции ТЭЦ в Бишкеке, строительстве нитки газопровода Центральная Азия — Китай, реконструкции столичных автомагистралей.
Кроме того, он отметил: «В 2014 году руководство КНР решило создать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и выделить 100 млрд. долларов США в его уставной капитал. Председатель Си Цзиньпин на недавнем саммите глав стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Пекине сделал акцент на необходимости совместного взаимозависимого роста стран огромного региона».
Отметим, что новый экономический коридор должен охватить пространство от Тихого океана до Балтийского моря и сформировать экономическую зону с масштабным рынком, охватывающим более 30 стран евразийского континента с населением свыше 3 млрд. человек. Ее цель — создание единой инфраструктуры транспорта и коммуникаций, стимулирование процесса либерализации торговли, расширение контактов между людьми.
Китай готов создать в Бишкеке центр логистики
Китайские инвесторы намерены создать в столице Кыргызстана логистический центр. Эту тему обсудили вице-премьер кыргызского правительства Валерий Диль с директором китайской компании высоких технологий Уо Фенгом. Делегация инвесторов предложила правительству республики рассмотреть проект создания выставочно-торгового центра, который способен стать своего рода СЭЗ с безвизовым или упрощенным визовым режимом. Там предприниматели смогут осмотреть товары из Китая, заключить договоры о поставках и заказать товар, получение которого в течение трех-четырех дней гарантируют китайские партнеры. Часть продукции планируется производить на месте, в Бишкеке.
«Бизнесмены Кыргызстана сэкономят время и деньги, пользуясь услугами этого технопарка, им не придется разыскивать в городах Китая нужный товар. Притом услугами центра логистики могут воспользоваться и бизнесмены стран СНГ, Ближнего Востока. По проекту будет создано четыре центра: по обмену товаров, по платежам, по складированию продукции и собственно технопарк», — сообщил Уо Фенг.
Теперь дело за малым — поиском необходимой площадки под центр — около 20 га.
Когда будет долгожданная железная дорога?
О проекте создания железнодорожной магистрали по территории Кыргызстана от узбекского Андижана до китайской территории в Кыргызстане говорят уже пару десятков лет. В начале 2000-х проект начал приобретать реальные очертания — кыргызские и китайские партнеры, определенные правительствами двух стран, составили и обсудили предварительный проект ТЭО будущей дороги. Но справедливости ради следует напомнить, что реализацию проекта во многом затормозили факторы политической нестабильности, имевшие место в 2005-м и 2010 годах. Кроме того, партнеры пока не могут прийти к общему мнению по уточненной траектории. Ряд горных участков потребует проведения дорогостоящих тоннелей, поэтому часть авторов проекта предлагает дорогу несколько удлинить и пустить в обход некоторых сложных участков почти 250-километровой магистрали.
О преимуществах создания этой дороги в Кыргызстане знает почти все население. Это и расширение торгово-экономического оборота, и тысячи рабочих мест по обслуживанию дороги и прилегающих коммуникаций, и существенное пополнение госказны средствами от оплаты транзита товаров из Европы в Китай через кыргызскую территорию.
Недавно Президент КР Алмазбек Атамбаев с министром транспорта и коммуникаций правительства республики Калыкбеком Султановым и гендиректором госпредприятия «Кыргыз темир жолу» («Кыргызские железные дороги») Аргынбеком Малабаевым в очередной раз обсудили различные варианты проекта возведения этой железнодорожной магистрали. Глава государства подчеркнул, что окончательный маршрут должен быть взаимовыгоден и Кыргызстану, и Китаю.
Правда, Кыргызстану предстоит еще раз убедить китайских партнеров, что железная дорога по нашей территории — крайне взаимовыгодный проект, несмотря на активизацию автомагистрали по казахской территории.
Елена МЕШКОВА.
Related News
Электронный счёт минус теневой оборот
С начала года субъекты предпринимательства выписали более 9,2 млн. электронных счетов-фактур (ЭСФ) на сумму оборотаRead More