Main Menu

Сквозь года и эпохи

     Поэту, прозаику и переводчику произведений кыргызской прозы и поэзии Евгению Колесникову 80 лет.

Я невольно вспоминаю о нашей первой встрече. Это было в 56-м году прошлого века. Литкружок КГУ, руководимый нашим любимым доцентом Е. К. Озмителем, первокурсник Женя Колесников, краснея от волнения, глуховатым голосом читает свои стихи. Не помню, о чем они были. Но запомнились его рифмы: «нету мук — и пойти тебе не к кому», в благозвучии  столь разнообразных словосочетаний слышалось профессиональное новаторство. Но тогда критиковали мы своих кружковцев весьма жестоко, хвалили скупо.
Много лет спустя с Евгением Колесниковым, что говорится, в рабочем порядке мы встретились уже в ранге известных писателей. В 1969 году Евгений Григорьевич редактировал мой сборник «Чужое счастье», куда вошла и драматическая новелла «Дуэль», шедшая на сценах многих театров Союза и    зарубежья. В это время начались какие-то конфликты между первым и третьим секретарями ЦК Компартии Киргизии. Службистам была дана команда искать и найти на секретаря по коммунистической идеологии компромат. И здесь, как это бывало, вновь забулькала черная зависть. «Заботливые» аксакалы помчались к партруководству: «Как волчонка ни корми, он никогда не будет охранять стадо. Чингиз Айтматов и Мар Байджиев в обиде за своих репрессированных отцов и в своих произведениях смакуют негативные стороны советской действительности. Чем занимается идеологический отдел нашего ЦК?», — вопрошал на партактиве парторг Минкультуры. Принять какие-то меры против Ч. Айтматова не могли. Он, как могучий лайнер, ушел в открытое море. Его «друзья», задрав штаны, бегали по берегу, кричали, махали руками, угрожали. Но великий мастер, не меняя галса, дрейфовал на просторах мирового океана. И тогда эти «друзья» набросились на меня.
— Для М. Байджиева счастье советского человека — чужое счастье, о чем свидетельствует название его книги, — докладывал на комитете старший редактор госиздательства. — В книге есть буржуазно-националистическая пропаганда!
Под напором недоброжелателей директор и главред издательства признались, что прошляпили мои «идеологические вылазки», поклялись, что больше такого не будет. Но против такой несправедливости  возразил мой редактор Евгений Колесников.
— Нет. Я не согласен. Это клевета! — решительно заявил он.
— Вы не согласны с партийным решением? — спросил председатель.
— Я беспартийный! — отрезал Колесников.
В итоге директор и главред получили выговор, редактора Е. Колесникова уволили, книгу «Чужое счастье» решили изъять из обращения. Пьесу «Дуэль» сняли с репертуара театров за то, что главный герой был капитаном атомной подлодки, потерпевшей крушение.
— Не надо было возражать, Женя! Из-за моей писанины ты потерял работу. А 20 тысяч «Чужого счастья» уже давно ушли в народ! — сказал я.
— А почему я должен соглашаться с этими политпроститутками?! Они же сами уговорили меня прийти к ним редактором! — покраснел Евгений.
Спустя время  фильм «Чужое счастье», снятый в Ташкенте, получил первый приз на Всесоюзном кинофестивале, по пьесе «Дуэль» по заказу ЦТ создали киноленту «Ливень» с Наташей Варлей в главной роли. В исполнении актеров Московского театра им. Вахтангова вышел на экраны телефильм «Мы — мужчины», в нашей столице в русском театре поставили мою новую пьесу «Поезд дальнего следования». Меня утвердили собкором московской «Литературной газеты», а Евгения Колесникова приняли в редакцию журнала «Литературный Кыргызстан».
Да вот беда! После смерти Л.И. Брежнева в партверхах Кыргызстана вновь начались внутривидовые столкновения. Службистов вновь обязали искать идеологический компромат теперь уже на секретаря ЦК КПК К. Кулматова. И опять: «Ба! Знакомые все лица!». Инсценировку Ч. Айтматова обвинили в том, что в степях Казахстана не могут найти места для могилы старика — необъятные просторы заняты атомно-ядерным полигоном, а в пьесе М. Байджиева «Поезд дальнего следования» по вагонам шастает полупьяный пассажир и никак не может выяснить, куда идет поезд. В журнале «ЛК» под редакцией Е. Колесникова прошла статья с цитатой о том, что по Конституции СССР каждая союзная республика имеет право на самоопределение. Вышеназванные спектакли раздолбали в партгазетах, сняли с репертуара, министру культуры объявили выговор. Попало за публикацию Е. Колесникову и редакции журнала «ЛК».
Прошли годы, и все опасения «сыновей врагов народа» подтвердились. В Тихом океане потерпела крушение советская атомная подлодка. В Чернобыле произошла страшная катастрофа. Президенты России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще развалили «Союз нерушимый республик свободных». Согласно статье Конституции, процитированной в журнале «Лит. Кыргызстан», каждая республика «самоопределилась»…
Беда была в том, что власть имущие, вместо того чтобы гасить тлеющий пожар, наказывали тех, кто сообщал о будущем растлении. Что поделаешь?! Такова была наша «се-ля-ви»! Я рад и счастлив, что распотрошилась диктатура партии большевиков, но у меня ностальгия о дружбе и братстве наших народов. И теперь президенты СНГ пытаются восстановить былое экономическое и оборонное единство. Дай-то Бог!
Вот такие события пережили мы с Евгением Колесниковым за прожитые 80 лет. Держись, мой друг! Береги свое здоровье! Может, и доживем до восстановления былого единства!

Твой Мар БАЙДЖИЕВ.

 



« (Previous News)



Добавить комментарий