Main Menu

Воспоминания — род встречи. Посвящается памяти Елены Образцовой

     В эти дни весь цивилизованный мир скорбит об уходе от нас всемирно известной певицы, обладательницы редкого  меццо-сопрано Елены Образцовой. «Никто не вечен в мире, все уйдет. Но вечно имя доброе живет» — эти слова, принадлежащие поэту Саади, как нельзя точно соотносятся с судьбой  покинувшей этот мир  уникальной певицы.

1     Волею случая мне посчастливилось не просто познакомиться с этим чудесным человеком, но и неоднократно  встретиться с ней на нашей кыргызской земле.  Первые счастливые дни — а я их расцениваю именно так — пришлись на 1982 год. Тогда я работал директором Кыргызского государственного художественного училища имени С. Чуйкова. Меня пригласил к себе первый заместитель министра культуры Асанбек Стамов и, улыбаясь, спросил:
— А что ты  скажешь, если я предложу тебе поехать с нами  на твою родину — Иссык-Куль — сопровождать великую певицу Елену Васильевну Образцову?
— Если  это не сон, то с превеликой радостью принимаю ваше предложение, — ответил я.
— Тогда собирайся. Завтра утром  встречаемся  в министерстве.
На следующий день мы с народным артистом СССР, известным  дирижером Асанканом Джумахматовым подъехали  на гостевом автомобиле  «Чайка» ЦК  Компартии  к Госрезиденции «Ала-Арча».
Елена Васильевна прибыла в нашу республику вместе с семьей впервые по личному приглашению первого секретаря ЦК КП Киргизии Т. Усубалиева.
На протяжении многих лет работы директором художественного училища я обрел немало друзей и знакомых  в среде известных писателей, артистов, художников. Но встреча с Образцовой была для меня большой неожиданностью. Меня сразу же покорили ее обаяние, красота, живость ума, легкая ироничность и вместе с тем интеллигентная скромность.
2     По пути следования мы отклонились немного от маршрута, чтобы показать гостье древнейший памятник архитектуры — Бурану. Практически всю дорогу Асанкан Джумахматов на правах старшего по возрасту без умолку рассказывал интересные истории и анекдоты. А Асанбек Стамович шутливо прерывал его, чтобы сделать паузу и дать возможность что-то рассказать и Елене Васильевне, которую мы слушали с большим вниманием.
По дороге мы еще заезжали в один из лучших по тем временам пансионатов, где отдыхала в тот момент наша эжеке — народная артистка СССР  и Киргизской ССР Кайыргуль Сартбаева,  чтобы женщины смогли поприветствовать друг друга и пообщаться.
Вечером мы остановились в госрезиденции правительства.  А я еще перед выездом позвонил родителям в Бостери, предупредив их о том, что мы можем посетить и их. Попросил отца поставить новую, только что сделанную юрту и подготовиться к встрече.
Мой отец Белек Байбосунов был известен не только в своей округе, но и в республике. Долгое время работал заведующим отделом в газете «Эркин Тоо» (позже «Кызыл Кыргызстан»), руководил  различными хозяйствами. Он был прекрасным рассказчиком и знатоком истории.
Предложение  посетить мой отчий дом ни у кого из  спутников не вызвало возражений. Елена  Васильевна, увидев моего отца (благородного, здорового и высокого старика),  искренне расцеловала его и сказала, что ее отец Василий Алексеевич  был столь же высок и статен. Мы узнали, что он был инженером, специалистом в области энергомашиностроения. Незадолго до войны его посылали в Италию для приобретения опыта в этой сфере.   Отец примы  играл на гитаре и тоже любил петь. У него  был сильный и красивый баритон.
…Мы все сидели за одним большим столом, конечно же, со знаменитым нашим бешбармаком из молодого барашка. Атмосфера была теплой и дружественной. Наша гостья держалась просто и естественно, принимая поклонение и  похвальные тосты в ее честь. В ту поездку все намеченное сбылось как нельзя лучше. Образцовой понравились наши снежные горы, сине-зеленое озеро и, главное, люди.
Позже она приезжала в Кыргызстан еще два раза. И если была на Иссык-Куле,  то непременно навещала моих родителей, привозя подарки.
3     До сих пор мы храним как реликвию в семье связанный Еленой Васильевной красный платок, который она подарила моей  маме. И, конечно же, фотографии тех дней.
В 1983 году  Образцова в знак благодарности спела партию Кармен в одноименном спектакле Жоржа Бизе в нашем театре оперы и  балета. Кстати, в свое время испанские критики признали Кармен в исполнении Елены  Васильевны лучшей в мире.
…Каждый   концерт, спектакль с ее участием заканчивались  традиционно: люди  вставали и аплодировали долго и радостно.  Теперь нам уже не пережить никогда этого прекрасного мига… Но я уверен, что ее жизнь в музыке и на сцене  не  исчезла вместе с ней, потому что жизнь ушедших продолжается в памяти живых.

Табалды БАЙБОСУНОВ,
заслуженный деятель культуры КР, профессор.

 






Добавить комментарий