Main Menu

Свет звезды Асанбека Кутанова

     «Ты плакал, когда пришел в этот мир, проживи жизнь так, чтобы ты улыбался, а мир плакал, когда ты ушел». Не помню, кому принадлежат эти слова, но жизнь некоторых выдающихся людей сравнима со звездами. Человека уже давно нет на земле, а свет его добрых дел, огонь его любви к жизни продолжают озарять судьбы тех, кто живет. Асанбек Кутанов остался в памяти ярким профессионалом, блестящим руководителем одного из легендарных учебных заведений нашей страны — Фрунзенского финансово-экономического техникума (ныне Бишкекского). Он прожил неполных полвека, отдав выбранному делу всего себя без остатка. Асанбека Оморовича помнят и любят коллеги, близкие, друзья и многочисленные ученики. В декабре 2014 года ему исполнилось бы 85. 

Туда, где ждет судьба

1     Асанбек Кутанов родился в обычной бедной крестьянской семье в Кеминском районе. Его отец одним из первых вступил в колхоз, затем работал на лубяном заводе, пополнив ряды пролетариев. В годы Великой Отечественной пошел защищать родину, дошел до Берлина, был ранен, но вернулся домой живым. Мама Асанбека  Батма-апа сделала все, чтобы трое ее сыновей стали образованными людьми и окончили вузы. Так и Асанбек, отлично окончив образованный в начале 30-х  Фрунзенский финансово-экономический техникум, был отправлен Министерством финансов Киргизии в Ленинградский финансово-экономический институт на педагогический факультет.
В городе на Неве Асанбеку очень понравилась его сокурсница Анечка Иванова. Она и стала единственной любовью всей его жизни, верной спутницей, матерью их троих сыновей. Известная в Кыргызстане общественный деятель — руководитель Кыргызского общества блокадников Анна Алексеевна Кутанова вспоминает: «Асанбек был исключительно галантным, внимательным и в то же время эрудированным, разносторонним человеком. С ним всегда было интересно… Я, конечно, чувствовала его симпатию, но в наше время было не принято открыто выражать свои чувства. Мы и помыслить тогда не могли о том, чтобы обняться или поцеловаться на людях… Мы просто тепло и искренне дружили».
Когда пришло время  новоиспеченным дипломированным финансистам-педагогам приступить к трудовой деятельности, Асанбек, понятно, направлялся во Фрунзе как национальный кадр. А вот Анна с волнением ждала своей судьбы, представ перед комиссией вуза по распределению. Ее удивило, что один из педагогов вдруг восторженно произнес: «Киргизия — это же такой волшебно красивый край… Горы, реки, чистейшие озера, девять месяцев солнца». С трудовой путевкой во Фрунзе она и вышла к своим изумленным сокурсникам.
— Честно говоря, я так никогда и не спросила Асанбека, не он ли договорился, чтобы меня тоже направили работать в Киргизию, — рассказывает Анна Алексеевна. — Но только когда я поездом ехала по казахстанским степям, меня охватило почти уныние. Я подумала: «Господи, куда я еду, здесь же кругом только степь…». Но выйдя на привокзальную площадь во Фрунзе, увидев прекрасный памятник полководцу на коне, удивившие меня полные воды арыки, я как-то сразу успокоилась. Город меня так гостеприимно встретил, что я вдруг почувствовала, что он станет для меня родным и всегда чем-то будет напоминать мне родной Ленинград…
Раньше Анна Алексеевна часто бывала в родном городе на Неве, когда позволяли возраст и здоровье. Сейчас, конечно, врачи не советуют ей такие путешествия.
— Ленинград я очень люблю, на всю жизнь я осталась в душе ленинградкой, блокадницей, — откровенничает Анна Алексеевна. — Однако и Кыргызстан стал для меня второй родиной. Здесь прошли моя молодость, моя жизнь, здесь сложилась моя счастливая судьба, родились мои дети и внуки. Я совершенно искренне говорю вам, что никогда не пожалела о том, что приехала и осталась жить в Киргизии навсегда…
Асанбек Кутанов приступил к работе преподавателя в родном финансово-экономическом техникуме, а вот Анну взяли в весьма серьезную организацию — Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Киргизской ССР. Молоденькая выпускница ленинградского вуза должна была с проверками посещать крупные предприятия, организации и учреждения республики, выявляя их огрехи и проблемы. Не слишком-то романтичная для юной особы работа, да и многие директора,  бухгалтеры предприятий смотрели на робкую контролершу почти с родительской опекой и заботой, еще больше смущая Аню…

Ни одного рабочего дня!

     Но вскоре тогдашний руководитель Финансово-экономического техникума, шеф Асанбека Кутанова — Михаил Дембровский пригласил и Анну работать преподавателем в свое учебное заведение, она же тоже педагог. Обучать студентов азам финансовой грамотности Анне понравилось куда больше. А может, это опять влюбленный Асанбек похлопотал, чтобы его Анюта была поближе к нему? Как знать… В любом случае именно стены Фрунзенского финансово-экономического техникума стали на долгие годы буквально родным домом для будущей четы Кутановых.
— Собственно Михаил Павлович нас и поженил, можно сказать, — признается Анна Алексеевна. — Дело в том, что он вскоре после того, как Асанбек пришел работать к ним преподавателем бухучета, стал целенаправленно готовить его себе на смену. В 1961 году Асанбек Оморович был назначен заведующим заочного отделения техникума, а через несколько месяцев Михаил Павлович ушел на пенсию и предложил его кандидатуру в качестве нового директора техникума.
Семье Кутановых была выделена квартира. Находилась она в одном из общежитий техникума — три небольшие комнатки и кухонька, отделенные от студенческих комнат лишь стеклянной перегородкой. Эта жизнь директора техникума с семьей, тремя детьми под стеклом затянулась на долгие годы. И хотя Асанбек Оморович довольно скоро стал человеком весьма уважаемым и влиятельным в Киргизии, он никогда не извлекал никакой выгоды для себя.
Его жизнью, его судьбой стал родной техникум. Рабочий день директора начинался в шесть утра, а заканчивался, бывало, часов в 11 ночи, а то и за полночь обходом общежитий. Его ученики, преподаватели, его вторая семья занимали почти все его время. Разве что еще сыновьями он успевал столь же тщательно заниматься и развивать их, требовать высокой успеваемости. Многих подчиненных и коллег всегда удивляло, как он умудрялся быть требовательным и заботливым, жестким и деликатным, мудрым и решительным одновременно, оставаясь при этом очень добрым, широкой души человеком.
Так, к примеру, преподаватели техникума Е. Жалгасова и Н. Маслова вспоминают, что, когда они молодыми дипломированными специалистами приехали работать, директор А. Кутанов встретил их такими словами: «Каждый день будете заходить ко мне и рассказывать, как живете, чем питаетесь, в чем есть нужда».
Когда педагоги докладывали ему о методиках, подготовленных курсах, наглядных пособиях, учебных планах, он всегда указывал им не на то, что у них хорошо, а на то, что еще недоработано, недоделано: «Я все понял, — мог сказать А. Кутанов. — А что со студентами? Подумайте, что у нас еще не так?»
Есть такое известное изречение Конфуция: делай, что любишь, и у тебя не будет ни одного рабочего дня. А. Кутанов строил свою жизнь по такому же принципу. Коллеги говорят, что именно он из многих сделал настоящих профессионалов, отличных финансистов и педагогов. Во всяком случае, и сегодня финансово-экономический техникум сохраняет за собой репутацию одного из лучших среди специальных учебных заведений Кыргызстана.
Многие годы Асанбек Оморович направлял ведущих студентов в финансовые вузы Москвы и Ленинграда. Буквально за судьбой каждого выпускника техникума он следил лично. Бывало, от техникума оказывали материальную помощь студентам, обучающимся в центральных вузах, помогали по окончании с трудоустройством. Директор заботился о том, чтобы и преподаватели систематически повышали свой профессиональный уровень, получали практические навыки в банках и финансовых учреждениях. Он впервые внедрил обучение не после      7-8-го класса, чтобы не выпускать в мир 17-летних финансистов, а только по окончании средней школы.
А. Кутанов заботился об учебном материале особенно настойчиво, всегда работал над оснащением классов, не оставлял без внимания и внеучебную работу, творческое развитие молодых. А система открытых уроков стала при нем серьезным экзаменом не только для студентов, но и для преподавательского состава. Будучи уже не очень здоровым, он все же блестяще провел подготовку Всесоюзной научно-практической конференции в техникуме, которая состоялась в 1981 году, но уже без него. Бишкекскому техникуму отдали предпочтение, выбрав из 43 аналогичных учебных заведений Союза. Впоследствии заведение наградили Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР.
Тогдашний министр финансов Киргизии Алиаскар Токтоналиев (его имя теперь носит техникум) оказывал Кутанову поддержку, отметив, что гордится тем, что их выпускникам отдают предпочтение куда чаще, чем дипломированным специалистам вузов. Не зря в годы руководства А. Кутанова это учебное заведение было признано одним из лучших в СССР.
Знаете ли вы, к примеру, случаи, чтобы библиотека учебного заведения носила имя библиотекаря? А вот богатейшее и уникальное книгохранилище Бишкекского финансово-экономического техникума носит имя Майи Калининой, отдавшей жизнь своему «детищу». Так умел мотивировать своих сотрудников Асанбек Кутанов! Его коллектив, студенты были его второй семьей, и это без всяких аллегорий.
За свой самоотверженный труд, гражданскую активность и профессионализм Асанбек Кутанов был отмечен государством разными наградами, премиями, званиями, избирался депутатом городского и районного советов. Но куда важнее то, что память об этом добром, мудром, интеллигентном и неутомимом труженике живет и сейчас. Энергия его любви, его служения людям, как свет далекой звезды, все еще светит, щедро неся добро всем нам…

Чинара АСАНОВА.
Фото из архива семьи 

Кутановых.






Добавить комментарий