Main Menu

Он был в плену высоких дум

Вспоминаю о том, как одна китаянка, прочитав повесть «Первый учитель», написала Чингизу Айтматову: «Не могла оторваться от книги, хотелось каждое ваше слово положить в карман…». Похожее чувство испытывал  и я, когда читал и читаю айтматовские произведения…

Моё знакомство с писательством Айтматова  началось тогда, когда я потел в форме солдата срочной службы.
Карибский кризис 1962 года…  Отношения между СССР и США, как никогда, обострились. Многие   войска Советского Союза стояли в полной боевой готовности. Повсеместно проводились масштабные боевые учения. В Прикарпатском военном округе, где я служил, тоже проводились учения с участием авиации. Танковый полк, в котором я служил,  был оснащён новыми танками и снаряжениями и тоже  готовился  «уничтожить врага в его логове».
В одном из марш-бросков мой экипаж оказался рядом с деревней. Выбрав время, я заскочил в магазин, чтобы купить сигареты. Молодая продавщица почему-то поинтересовалась моей национальностью, не казах ли я? Я объяснил, что кыргыз, что казахи и кыргызы очень похожи друг на друга… Вот тогда она предложила мне купить тоненькую книжку малоизвестного кыргызского писателя. Так в моих руках оказалась повесть «Джамиля»…
В армии я много читал, у меня была даже привычка — носить книгу за пазухой, за что я имел кличку Китайский мудрец. «Джамилю» я  прочитал залпом, потом несколько раз перечитывал. Вот так случилось моё первое знакомство с творчеством великого земляка.
После этого я с нетерпением ждал появления каждого его произведения, читал и перечитывал с огромным удовольствием, персонажи всех его произведений стали близкими мне, я вместе с ними переживал перипетии судьбы,  влюблялся, ненавидел… Как и Бостон, Джамиля, Едигей, Танабай…
Я в своё время инициировал проведение в Тюпском районе конференции по творчеству Чингиза Айтматова,  даже заготовил речь. Вот как писала областная газета «Иссык-Кульская правда» об этом: «С докладом о творчестве писателя поручено было выступить товарищу Самыкбаеву С. ( по профессии финансисту-экономисту). И это было не случайно. Он является автором ряда статей воспитательного характера, в сборнике «Ала-Тоо жылдыздары» и газетах высказал свою точку зрения и размышления о романе «И дольше века длится день», написал в журнале «Литературный Кыргызстан» рецензию  на роман «Плаха».  Да, было и такое.
А очно  мне посчастливилось встретиться с Айтматовым только в 2001 году. Простой и добродушный человек внимательно выслушал меня, просмотрел мои записи и сказал: «Ты — Бостон». Я до сих пор не знаю, что подтолкнуло великого Чингиза  назвать меня так.
Мир устроен так, что люди такого масштаба, как Чингиз Айтматов, рождаются раз в сто лет.  Но каков парадокс бытия людского: много веков назад человечество дало миру великого Чингисхана,  который покорил полмира силой своего меча. Наш Чингиз покорил полмира своим пером, засеяв в сердцах миллионов читателей бескрайнее море добра. И заслужил имидж великого гуманиста планетарного масштаба, настоящего инженера человеческих душ.
Как многие наши сородичи говорили и сейчас говорят, он не стал сторонним наблюдателем всего того, что творилось в его родной стране. Многое он предвидел и говорил об этом. Но часто предпочитал оставаться  сторонним наблюдателем.  Его все равно не поняли бы. Потому что до сих пор многие всерьёз думают, что это он должен был решать все проблемы общества и государства. Писатель не лез в политику, в которой  «люди работают локтями»…
Впрочем, и первый, и второй президенты хотели использовать его имя в своих комбинациях. К сожалению, придётся констатировать, что это иногда им удавалось…
Я точно не могу вспомнить, но в 1992-м, кажется,  россияне, когда отправляли на одну из планет свой беспилотный космический аппарат, поместили в нем и плакат со словами Чингиза Айтматова: «Мы, земляне, в одном корабле, а за бортом — Вселенная…». Да, местечковый «кыргызбайский» уровень был не его высотой: он был личностью планетарного масштаба.
Как заполнить вакуум бездушия в нас? Как хотя бы приостановить, если уже невозможно остановить, потерю духовного потенциала? Как покончить с процессом купли-продажи всего и вся, даже таких величин, как честь и совесть?..
Не потому ли последним его произведением стал роман «Жаабарс», в котором он с болью в душе писал: «… во времена, когда все быстро свергается, меняется вся жизнь во всей её сложности, он сам оказался не готовым к такому повороту дел…
… В последнее время очень много думаю о разных вещах: о своей жизни в том обществе, которое переживает поразительные, невиданные доселе изменения.
Одно мне становится ясно, что многие в той жизни — я и мое поколение — это все вдруг оказалось начисто вытащенным, как уголь, как хлам.
Больше не нужно этого государства, всего того, что с этим государством было связано: его устроение, его организация, его взаимоотношения, его люди — все это как бы перечеркнуто, и как бы начинается новая жизнь с нуля».
Президент Роза Отунбаева на церемонии открытия памятника нашему великому писателю не случайно сказала: «Творчество Айтматова — верховенство сознания…  после Айтматова мы уже не можем говорить, что экономика в жизни государства первична, а культура — вторична…».
Этим самым она косвенно поддержала идеалистов — немцев Гегеля и Канта, как бы отрицая  определения марксистов о том, что бытие определяет сознание, то есть материя первична, а сознание — вторично.
Да,  император пера Айтматов огромное значение придавал духовному и гармоничному развитию личности, как-то отметив:       «… есть и другой род энергии духовной. Её не передать в цифрах и процентах, но её роль в жизни каждого человека и общества огромна в самом широком понимании».
Чингиз  Айтматов языком и мыслью своих произведений, поступками  героев показал всему миру  путь, который ведет к Богу,  духовным началам, этическим истокам…
Он писал: «Вселенский смысл  бытия может быть достигнут только через личность каждого из нас. Человек — центр Вселенной».

Сатынды САМЫКБАЕВ,
член Айтматовского клуба.






Добавить комментарий