Main Menu

Ваш выход, молодые и энергичные! Мысли, навеянные Курман айтом

     Прошло более месяца после празднования Курман айта и жертвоприношения, которое традиционно для этого праздника. Признаюсь, я терпим к любым религиям, но и только. Истинным мусульманином себя не могу считать, мне ближе идеи коммунизма. Поэтому, глядя на телеэкран, где показывали специально отведенные места для совершения обряда, я даже представить не мог, что значит обряд по-кыргызски. Но мой кайни — не буду его называть, ведь это было бы несправедливо к сотням, а то и тысячам тех, кто принимал участие в этом ритуале,  — рассказал мне о том, как происходило дело. Поверьте, я до сих в пор в шоке от масштаба акции благотворительности и не могу не поделиться мыслями, которые, как ни странно, меня посетили.

Мой кайни был участником, а может, и соорганизатором своей группы, в которую вошли его друзья — кыргызы, турки… Они собрали деньги, на которые закупили бычков. В этот день их группа забила 97 (девяносто семь!) бычков. Кайни показал мне несколько снимков, и, поверьте, животные были совсем не тощими. Уехав рано утром 4 октября, он приехал уже после 9 вечера. Весь день у них ушел на то, чтобы забить скот, освежевать его, разделать туши, нарубить и развезти мясо по адресам. Вот эти адреса: дома престарелых и инвалидов, детские дома, участники войн и пенсионеры, многосемейные, малоимущие… При этом себе кайни оставил несколько ребер и косточек. Поверьте, я не вру. О себе эти парни подумали в последнюю очередь, взяв то, что осталось.
В свое время я часто спорил с молодыми ребятами, среди которых были и участники двух кыргызских революций. Я доказывал, что их надежды на то, что, придя к власти, кто-то из оппозиции может кардинально изменить отношение к нуждам населения, несбыточны. Основой моего убеждения было то, что правившая в «великом и могучем» Союзе большевистская (не коммунистическая!) власть, став вдруг «демократической» после его распада, сохранила трон за собой. Просто в постсоветском обществе власть имущие стали называть себя по-разному, запудривая мозги растерявшимся советским обывателям. И голосуя за ту или другую партию, поддерживая того или иного «оппозиционера», люди поддерживают все тех же советско-партийных номенклатурщиков. Правда, уже не «коммунистических», а «демократических». Но у меня всегда оставалась надежда, что если во власть придут молодые амбициозные ребята, скажем, до 45 лет, не отравленные ядом большевистской идеологии, создавшие себе хорошую жизнь, то они захотят такой же жизни для земляков и заменят клику бывших советских чинуш.
События в Украине, где именно молодежь в балаклавах и с дубинками в руках творит беспредел и насилие в отношении тех, кого она не считает своими, пошатнули эту надежду. Ведь и в нашей стране выступления и акции протеста неизвестно против кого и за что стали едва ли не повседневной «кыргызской забавой». Но тот факт, что именно молодые люди собрались и на свои деньги закупили скот, проявили  участие к судьбам нищих и обездоленных, очень меня порадовал. Ведь, кроме группы кайни, в Бишкеке было еще шесть таких, да и в Чуйской области в разных районах к ним примкнули еще несколько. Как я слышал в репортажах, всего зарезали и раздали около 500 бычков. Значит, есть у нас молодежь, которая неравнодушна к судьбе своего народа.
Однако есть некий червячок сомнения. Жертвоприношение напомнило мне празднование Дня Победы, когда мы с 1 до 9 Мая чествуем наших ветеранов Великой       Отечественной войны, их вдов и тружеников тыла, дарим им подарки, устраиваем тои, чтобы с «чистой» совестью забыть о них до следующего Дня Победы. Правда, недавно узнал, что есть фирмы, по крайней мере одна, которая собрала ветеранов в День пожилых людей, и вот сейчас Курман айт. А что дальше? Мясо будет съедено, но проблемы останутся. И кто же будет их решать?
Поэтому я обращаюсь к молодежи, в первую очередь к участникам ритуала   жертвоприношения. Вы сделали колоссальную работу по выявлению нуждающихся в помощи. Так может, в ваших силах превратить эту акцию в постоянно действующую? Ведь далеко не все ваши деньги были затрачены на Курман айт и в загашниках что-то осталось.
Я предлагаю следующее. Вы организовываете молодежное движение — не партию, а именно движение, которое поставит своей целью оказание посильной помощи самым обездоленным жителям. Пусть помощь не будет частой, но если люди будут получать мясо хотя бы раз в месяц по ценам много ниже рыночных, то это уже радость для них. А для этого надо приобрести несколько кошар и коровников, закупить скот на откорм, определить адресатов и периодичность поставки продуктов.
Кто будет работать на фермах, спросите вы. Конечно, нужны добровольцы-специалисты в животноводстве. А вот рядовыми скотниками могут быть безработные из семей, которые станут участниками акции. Работу на ферме можно организовать вахтовым методом, скажем, со сменой через неделю-две.
Возникает закономерный вопрос: где брать средства на содержание хозяйств? Да и тем, кто вложился, хотелось бы иметь хоть какую-то компенсацию. В свое время один хороший знакомый подарил мне буклет, подготовленный фирменным магазином Steinbrau в Бишкеке. В нем приводится прейскурант «Профессиональная разделка  говядины по немецкой технологии». Конечно, сейчас цены на мясо не те, но дело не в этом. Обратите  внимание  на их  разнообразие. Самый дешевый по стоимости бычий хвост — 55 с. В пределах 70-
80 с. — кило грудинки, края, бока, лодыжки, грудного огузка. За 80 с. и выше можно приобрести плоский ростбиф, ребра, лопатки, ложные филе, оковалок, шар. А вот филе тянет на 100 с., а пасторский кусок — на 107 с.
А теперь спросим себя, так ли уж нужно филе или пасторский кусок малоимущим семьям, которые, покупая изредка мясо на рынке, в половине веса имеют кости? Мне кажется, что они были бы рады и более дешевым кускам: ведь, как бы то ни было, это мякоть. Поэтому предлагаю продавать дорогое мясо по реально высоким ценам тем, кто может его купить. А недостатка в желающих, уверен, не окажется. Ведь скот на фермах будет выращиваться на естественных кормах, без применения анаболиков, способствующих быстрому наращиванию мышечной массы в ущерб вкусу и безопасности. Но разница в цене может быть такой, что частично покроет расходы, а может, и принесет прибыль. При этом не будем забывать, что кости с остатками мяса можно отваривать, а шурпу закатывать в банки и продавать. А если купить шаровую мельницу, то кости можно размалывать в костную муку, которая тоже принесет доход. Конечно, это предложение дилетанта, который умозрительно строит проекты. Но было бы интересно услышать мнение не только специалистов — животноводов, экономистов, торговцев, но и тех, к кому я обратился с самого начала,  т. е. неравнодушной молодежи. Ведь у меня к ним есть еще одно предложение.
Почему я категорически против того, чтобы созданное молодежное движение  называлось партией? На мой взгляд, партия — это организация, которую возглавляет один или несколько наиболее известных, а иногда и одиозных личностей. Да, их фамилии на слуху, под их авторитет подгоняются программа и устав, а партийная дисциплина не позволяет вступать в жесткую конфронтацию с лидером, если кто-то в чем-то с ним не согласен. И хотя на выборах в ЖК избиратели голосуют за партийный список, на самом деле они голосуют за фамилию лидера. Новейшая история показывает, что ни к чему хорошему это не приводит. Да, в Жогорку Кенеше депутаты от различных партий бодаются друг с другом за те или иные положения статей закона. Но вот главного результата — улучшения жизни простых людей — что-то не видно. Но если ваше движение, объединив ребят и девчат самых разных национальностей, социального и имущественного положения, покажет, что нужно делать, чтобы хоть немного улучшить жизнь простых людей, надеюсь, это привлечет к вам особое внимание. Ведь вы будете не просто говорить, но и заниматься конкретными делами.
Например, инициировать строительство небольших ТЭЦ на угольных разрезах для выработки электроэнергии хотя бы для местных нужд. А если с помощью специалистов-энергетиков подсчитать удельную мощность таких станций по всему Кыргызстану, то, может, они могли бы стать спасением для страны, и не только нашей. Вы ведь знаете, какие споры ведутся вокруг Токтогульской ГЭС. По словам экспертов, Токтогулка изначально проектировалась как водорегулирующий комплекс для Средней Азии и Казахстана. Получая зимой недостаток электроэнергии из Единой энергосистемы (ЕЭС) СССР, накапливая при этом воду в водохранилище, летом ГЭС переходила на полноценный рабочий режим, отдавая выработанную энергию ЕЭС. Раздел СССР на удельные княжества с ханами разрушил этот комплекс. Кое-кто решил, что вода — это Аллахом данная жидкость, не подлежащая продаже, а вот газ, нефть, природные ископаемые — это собственность страны, в которой они находятся. Кто бы спорил с этим? Но почему-то забывают, что в советское время вода  в автоматах и киосках стоила 1 копейку без газа, 3 копейки с газом, да и в коммунальных услугах указывалась оплата за горячую и холодную воду. Споры тем более дики, что ведутся между бывшими советскими, а ныне национальными руководителями. О том, кто они, я уже писал: все те же большевики, почувствовавшие себя полновластными хозяевами.
Но ведь в соседних странах выросло новое поколение, и я уверен, что среди них есть ваши друзья. Значит, именно вам с  ровесниками из сопредельных стран создавать если не союз, то хотя бы содружество по взаимовыгодному экономическому сотрудничеству.
Проект малых ТЭЦ великолепно вписывается в эту идею. Посудите сами. Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Россия создают консорциум по их строительству, в котором вашему участию отведется главная роль. Ведь сами строительство и эксплуатация ТЭЦ лягут на ваши плечи. Зимой эти ТЭЦ будут вырабатывать э/э, давая возможность наполнить водохранилище, а летом вода будет спускаться на нужды стран низовья  в рамках их доли участия. А Верхне-Нарынский каскад когда еще будет построен!
…Есть еще много отраслей в народном хозяйстве, в которых вы, молодые и энергичные, могли бы самостоятельно, а не через доброхота-агашку, приложить свои руки. Ведь БУДУЩЕЕ — за вами и вашими детьми!

Рустембек
МУСУРМАНКУЛОВ.






Добавить комментарий