Main Menu

ФОМС на страже интересов граждан

     Председатель Фонда обязательного медицинского страхования при правительстве Кыргызской Республики (ФОМС) Гульмира  Шакирова рассказывает  о целях и проблемах этого ведомства.

1     — Гульмира Абидиновна, расскажите о предыстории создания Фонда ОМС, его  целях и задачах. Насколько  ваше ведомство отвечает своему назначению и требованиям населения республики?
— Фонд ОМС   является государственным органом, реализующим политику в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
С момента обретения независимости  экономика в целом и здравоохранение в частности оказались в сложном положении. С переходом на рыночные условия резко сократилось финансирование здравоохранения из бюджета.
Для снятия этой напряженности в 1996 году Указом Президента КР был создан центральный исполнительный орган системы обязательного медицинского страхования — Республиканская касса здоровья при правительстве республики.
Спустя два года, в 1998 году, Республиканская касса здоровья была переименована в Фонд обязательного медицинского страхования. Сбор взносов на ОМС  осуществляет Социальный фонд.
С начала  работы ФОМС в соответствии с Законом КР «О медицинском страховании граждан» правительство ввело страховой взнос на обязательное медицинское страхование. Сегодня из фонда  оплаты труда предприятий и организаций с работодателя удерживается 27,5%, причем 25%  из них поступают как пенсионные  отчисления, 2% — как страховой взнос на  ОМС, и 0,5%  идут  в фонд оздоровления трудящихся.
На 2014 год бюджет по средствам ОМС, собираемый Соцфондом, составляет 1 млрд. 548 млн. сомов.
Цель обязательного медицинского страхования — гарантированное обеспечение застрахованных граждан качественной медицинской и профилактической помощью.
Основные задачи — управление финансированием медицинских услуг, контроль  их качества, максимальный охват   ОМС  всех категорий населения и защита прав и интересов застрахованных граждан.
Но, помимо этого, у нас  действует и Закон «О системе  единого плательщика в финансировании здравоохранения» (2003), связанный с программами реформ в здравоохранении «Манас», «Манас таалими», а сейчас — «Ден соолук».
Поясню, мировой опыт показывает, что ни одна система здравоохранения не может рассчитывать на единый источник финансирования.
В рамках реформ  отрасли  и с началом действия в 2003 году системы единого плательщика сектор здравоохранения разделили на  две части — плательщика и поставщика медицинских услуг. Плательщик  —  это ФОМС, поставщик медуслуг — министерство здравоохранения со всеми  его организациями.
     — Что дало введение системы единого плательщика для населения?
— Равную доступность для граждан в получении медико-санитарной помощи по Программе государственных гарантий (ПГГ).
Для поставщиков услуг  это экономическая автономия в использовании средств госбюджета, равный доступ к финансовым ресурсам здравоохранения, использование  при реализации ПГГ единых методов формирования тарифов на  услуги.
— Какие организации здравоохранения  финансирует  Фонд ОМС за оказанные медицинские услуги? Только государственные или частные тоже?
—  Фонд осуществляет финансирование организаций здравоохранения, независимо от форм их собственности, на основании заключенных договоров.
На сегодня Фонд ОМС заключил договоры с 251 организацией  здравоохранения и  почти с 200 аптеками и аптечными пунктами.
Кроме этого, в рамках государственно-частного партнерства заключены договоры с тремя частными поставщиками медицинских услуг.
Сейчас рассматривается вопрос подписания меморандума о сотрудничестве со столь популярным среди населения ОсОО «Интелмед» (лабораторией Бонецкого).
 — Какие программы в здравоохранении реализует Фонд ОМС? Кто считается застрахованными гражданами  по ОМС?
— Фонд ОМС реализует две государственные программы  в здравоохранении — Программу госгарантий  по  обеспечению граждан медико-санитарной помощью  и Дополнительную  программу по лекарственному обеспечению застрахованных граждан на амбулаторном уровне.
Сегодня из 5,4 миллиона граждан республики около  4,1 миллиона — застрахованные граждане (75 %). Это работающие граждане, пенсионеры, безработные, зарегистрированные в службе занятости, дети до 16 лет, учащиеся общеобразовательных учреждений до 18 лет, профессиональных и высших учебных учреждений — до 21 года, лица, получающие социальные пособия, военнослужащие, фермеры, беженцы.
     — А  неработающие лица?
— Тоже, но только в том случае, если они самостоятельно  приобретают полис  обязательного медицинского страхования. В текущем году его стоимость составляет 500 сомов. При этом их детям в возрасте до 16 лет предоставляются  по выше-указанным программам бесплатные медицинские услуги на амбулаторном уровне и в стационарах.
 — Давайте поговорим о госгарантиях для населения при получении медицинской помощи.
— В рамках реализуемых государственных программ за 10 месяцев т. г. Фонду ОМС  предусмотрено более   7 млрд. 141 млн. сомов, из них на  финансирование    медуслуг по Программе государственных гарантий —       6 млрд. 967  млн. сомов.
На лекарственное обеспечение по ПГГ направлено 19,5 млн., а по Дополнительной программе ОМС на амбулаторном уровне — 154,6 млн. сомов.
Хотелось бы отметить, что сегодня число льготников превышает 25% от всего населения республики и составляет около 1,333 млн. человек.
По оценкам ВОЗ и международных донорских  организаций, выделяемая  из государственного бюджета сумма недостаточна для полной реализации программ в здравоохранении. Дефицит средств достигает 40%. Естественно, Программа государственных гарантий носит пока, к сожалению, более декларативный характер.
     — Каким  категориям граждан оказываются медуслуги на льготных условиях?
— Из общей численности населения республики 5,6 млн. человек льготники составляют  почти 25% (1 млн. 559 тыс. человек).
Сегодня в Кыргызстане 44 категории граждан получают льготы на медицинские услуги по социальным и медицинским показаниям.
По социальному статусу —  27 категорий. Это участники Великой Отечественной войны, баткенских событий;  лица, пострадавшие в борьбе с международным терроризмом;  лица, награжденные орденами и медалями СССР; блокадники Ленинграда, малолетние узники концлагерей, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, воины-интернационалисты, Герои Советского Союза, Герои Труда, ветераны труда,  кавалеры наград  КР — лица, награжденные  орденами «Умай эне», «Мать-героиня», «Кыргыз баатыры», орденом «Манас»,  лица с ограниченными возможностями здоровья 1-й и 2-й групп, инвалиды с детства, дети-сироты; дети, проживающие в домах ребенка и интернатах, и граждане, проживающие в домах престарелых. После апрельских событий 2010 года в перечень дополнительно включили пострадавших участников апрельских, майских, июньских событий и ошских и джалал-абадских межэтнических столкновений.
По медицинским показаниям это лица, живущие с ВИЧ/СПИДом,  больные сифилисом,  туберкулезом, бронхиальной астмой, красной волчанкой, сахарным диабетом, гемофилией и другими заболеваниями, онкологические больные в терминальной стадии и т.д.
Как видите, список льготников все растет и растет, а финансовых средств на реализацию государственных гарантий  весомо не  прибавляется.
     —  Как распределяются государственные  средства на предоставление медицинских услуг в условиях дефицита бюджета?
— В консолидированном бюджете системы единого плательщика средства ОМС составляют около 15%, или 1,5 млрд. сомов, направляемые на исполнение базовой программы ОМС.
В 2013 году 1,15 млрд. (80%) из средств ОМС пошло на финансирование медуслуг  детям, пенсионерам, получателям соцпособий и других льготных категорий. В Кыргызстане действует солидарный принцип в финансировании оказанных медицинских услуг, т.е. все социальные категории имеют возможность в нужном объеме получать лечение за счет отчислений работающих граждан.
Сегодня Фонд ОМС финансирует из средств консолидированного бюджета организации здравоохранения за оказанные медуслуги  по двум нормативам: на уровне стационаров осуществляется по базовой ставке за один пролеченный случай, на уровне первичной медико-санитарной помощи (ГСВ/СЦМ) по подушевому нормативу — за одного приписанного гражданина.
На сегодня к центрам семейной медицины приписаны 5,4 млн. человек, в т.г. в стационаре пролечилось  около 720 тыс. человек.
Из средств консолидированного бюджета на первичное обслуживание (ГСВ/ЦСМ) поступает около 3,5 млрд. сомов, на стационарное лечение населения — 6,5 млрд.

Также ФОМС финансирует 680 государственных станций скорой медицинской помощи из расчета 550 тыс. сомов на одну бригаду. На лекарственное обеспечение застрахованных граждан из средств ОМС  по Дополнительной программе ОМС ежегодно выделяется до 183 млн. сомов. Врачами ГСВ выписываются населению рецепты на лекарственные средства по более чем 300 наименованиям, при этом из средств ОМС компенсируется около 50% их стоимости.
     — Каковы права в сфере охраны здоровья для трудовых мигрантов?
— Как вы знаете, около миллиона кыргызстанцев постоянно или временно находятся на заработках в других странах, но остаются приписанными к поликлиникам по месту прежнего проживания.
Для изыскания дополнительных средств в бюджет республики нами был поставлен вопрос об их откреплении от ЦСМ.      Но есть логичное  возражение: а если мигрант заболел и вернулся лечиться на родину? Ведь в стране временного пребывания ему будет оказана бесплатно только экстренная медицинская помощь, для продолжения лечения придется платить  огромные деньги, что не всегда по карману  трудовым мигрантам. Поэтому мы не можем нарушать их конституционные права на предоставление медуслуг в Кыргызстане.  К тому же они шлют огромные деньги домой, и это поддерживает экономику Кыргызстана.
     — Во сколько обходится государству лечение пациента на первичном уровне и в стационаре?
— За прошлый год, по данным Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, почти миллион наших граждан получили лечение в медицинских учреждениях страны.
В ЦСМ оплата амбулаторного лечения одного больного обходится государству в сумму около 500 сомов. В стационаре — 7,6 тыс. сомов, из них 4,4 тыс. уплачивает республиканский бюджет, а около 2 тыс. — ФОМС.  Куда идут  эти деньги? На  медикаменты, питание, базовые амбулаторные услуги, консультации врачей и т.д.  Как я ранее говорила, в Кыргызстане действует солидарная система — здоровый платит за больного.
Из бюджета страны (по всем источникам) на здравоохранение идет около 13 млрд. сомов, и этого недостаточно. Затраты государства на душу населения по медобслуживанию составляют около 2 400 сомов.
Еще раз подчеркну, лечение в среднем  превышает  7 тыс. сомов, а страховой полис мы продаем за 500 сомов.
     — Что входит в гарантированные через ОМС услуги?
— Медицинские услуги в поликлинике. Там бесплатно делают семь видов анализов (общий анализ крови, мочи,  анализ на сахар, ЭКГ, рентген, уретральный и вагинальный мазок). Кроме того, консультации врачей, внутривенные и внутримышечные инъекции.
При госпитализации в стационар  льготные категории граждан, установленные согласно ПГГ, получают все медуслуги бесплатно. Для застрахованных граждан размер  сооплаты  при лечении в терапевтических клиниках составляет 840 сомов, в хирургических отделениях — 1 090 сомов. При этом незастрахованные граждане вносят сооплату  в размере 2 650 и 3 440 сомов соответственно, а все услуги  оплачиваются по прейскуранту.
Дорогостоящие исследования (томограф и т.п.) бесплатны только для ветеранов ВОВ.
     — Сколько в стране  медучреждений в системе единого плательщика?
—  Только  со статусом юридических самостоятельных организаций здравоохранения —  251, а фактически более 2 тысяч (стационаров, к примеру, юридически 68, а  еще есть 64 филиала), ЦСМ —  всего 65, а при них еще 976 фельдшерско-акушерских пунктов. Еще действуют по республике 28 центров общеврачебной практики и 16 юридически самостоятельных групп семейных врачей.
     — Каковы коррупционные схемы в системе ОМС и как вы с ними боретесь?
— К сожалению, несмотря на проводимую Фондом ОМС работу по борьбе с коррупцией,  схемы пока имеются. Это, во-первых, незаконное списание бюджетных средств; во-вторых, сговор врачей с поставщиками лекарственных средств (частными аптеками);  в-третьих, направление пациентов в определенные частные лаборатории для проведения анализов,  далее — незаконное проведение тендеров на закупку медикаментов, оборудования, инвентаря для организаций здравоохранения и т.д.
За все вышеперечисленные услуги сотрудники получают незаконный доход в виде  процентов от сделки или бонусов от продажи медикаментов/направления на обследование в лаборатории. Одной из системных  схем в организациях здравоохранения является незаконное списание бюджетных средств. По всем выявленным нарушениям финансовой дисциплины  ФОМС передает материалы в правоохранительные органы, а также в комиссию МЗ КР по финансовым нарушениям.
Фонд ОМС  стоит на страже интересов пациентов и делает все возможное при расследовании случаев выявления коррупции при оказании медицинских услуг пациентам. У нас есть телефоны доверия и общественная приемная, просим граждан звонить при необходимости.
     — Ранее вы упомянули, что у Фонда ОМС есть планы на перспективу. Расскажите о них.
— Сейчас ФОМС внедряет новые инновационные подходы. В 2013 году в составе правительства мы побывали в Турции, где изучили их опыт в сфере лекарственного рынка. Речь идет о создании национальной  базы данных по лекарственным средствам. Это программное обеспечение, отражающее поступление фармсредств на территорию Кыргызстана. Поставщики при вступлении этой системы в действие должны в онлайн-режиме вводить все параметры ввозимого  лекарственного товара.  Это дает возможность любому проследить, какие лекарства или оборудование и в каком объеме ввезены в страну, кто изготовитель, кто поставщик, сроки  годности, где оно сейчас есть и т.д. К сожалению, все упирается в отсутствие финансов. Надеемся на взаимопонимание турецких партнеров,  готовы обсудить с ними систему скидок.
Второе намерение —  передать пищеблоки лечебных стационаров на аутсорсинг частным компаниям. Это означает, что больницы заключат договоры с конкретными фирмами, которые будут кормить пациентов, привозя заказанное питание в оговоренное время три раза в день. Этим шагом   сэкономится много средств на содержание  работников пищеблоков, электроэнергию, освободятся дополнительные помещения. А пациенты получат лучшую еду.

Беседовала Елена МЕШКОВА.
Фото пресс-службы ФОМС при правительстве КР.

телефоны доверия Фонда ОМС и  его территориальных управлений:
в Бишкеке: 0312 66 05 29, 46 77 90; в Чуйской области 0312 66 62 66;
в Ошской 03222 7 16 34; в Оше 03222 7 16 64; в Джалал-Абадской 03722 5 31 82;
в Таласской 03422 5 32 99; в Баткенской 03254 5 06 40; в Иссык-Кульской — 03922 5 11 72;
в Нарынской области 03522 5 04 67.

 






Добавить комментарий