Main Menu

И один в поле воин

     Нашему прекрасному мыслителю Чингизу Айтматову принадлежат слова «С совестью внутри себя ты и один в поле воин». Совесть, как сказал Владимир Даль, — это тайник души, «в котором отзываются одобрение или осуждение каждого поступка». 

Мои близкие, коллеги, друзья всегда считали меня сверхответственным, а мне приходилось часто «страдать» от собственной прямоты и любви к правде… Но разве честность не есть то, что движет прогресс человечества, не благодаря ли совести люди становятся цивилизованнее, развивают собственную духовность, добиваются лучшего в этой жизни?! Так что иной раз, видно, и один в поле — воин! Если он руководствуется совестью…
Мне почему-то запомнились слова, сказанные однажды мне секретарем Иссык-Кульского обкома партии: «Ты, Сатынды, выступал на партактиве как римский оратор! Но ты забыл, видимо, что Римской империи уже нет, а ты своей критикой рубишь сук, на котором сам сидишь. Смотри, тебе дальше жить, а один в поле не воин!». Эти слова, все равно не сделали меня сговорчивее, частенько в своих убеждениях я поневоле шел вразрез генеральной линии партии.
Прямо перед самым активом партии в час ночи я решил проехать по закрепленному за мной хозяйству тогда самого отсталого Тюпского района. На одном из поворотов мой УАЗ вдруг перевернулся, как раз на отрезке пути между двумя селами (Мин-Булак и Тасма). Я в миг оказался в глубоком овраге, заполненном снегом и, похоже, потерял сознание, поскольку очнулся я от того, что бензин хлестал мне прямо в лицо. Кажется тогда я ощутил дыхание самой смерти… Попробовав пошевелиться, понял, что могу двигаться, ухватился за какую-то деталь и выкарабкался из-под двухтонного авто. Уже на заре меня почти замерзшего спасли проходившие мимо чабаны.
Я сильно ушибся тогда, но все равно объехал все стойбища и осмотрел все отары… Как же выбивались из сил простые пастухи, пытаясь выполнить невыполнимые планы, поставленные партией, спущенные сверху без всякого учета реалий. Частенько животноводы недостающих ягнят пополняли из собственного подворья, чтобы не получить наказания из-за принятых ими обязательств получить от колхозного стада по социалистическому соревнованию. А что делать? Падеж скота случается всегда… Никому не хочется в тюрьму садиться, а твоих объяснений слушать никто и не станет.
Случалось, что давали задание партии получить от 100 овцематок 180-200 ягнят?! Некоторые «шустряки» как-то умудрялись отрапортовать, что выполнили такие задания… Получали ордена, награды, выбивались в депутаты… По большому счету нередко это было обманом, очковтирательством… И вышестоящие партийные чиновники прекрасно об этом знали и закрывали глаза… Ведь такой обман был выгоден и им тоже. И перед самой Москвой можно было на уровне республики торжественно отчитаться о выполнении и перевыполнении плана по закупке и заготовке животноводческой продукции. А простой люд не покладая рук, забросив своих детей и дом, от зари до темна трудился, чтобы эти лавры им обеспечить… Вот я и выступил с «убийственной» критикой.
В Министерстве финансов республики я проработал 22 года. В том числе в контролирующем органе — госинспекции. От заключений ее ревизий и проверок зависела тогда (без всяких преувеличений) судьба людей. Приходилось разбираться и в крайне запутанных делах по распоряжениям КГБ и МВД республики. Помнится, была даже история с подстроенным кем-то отравлением, я тогда едва не умер, а медики нашли какие-то яды в организме.
Мне довелось работать в составе комиссии по комплексной ревизии совместно со следственной группой МВД республики на Орловском горно-металлургическом комбинате. Это было предприятие союзного значения. В результате проведенного тогда тщательного экономического анализа комбината было обнаружено, что дорогостоящий редкоземельный металл в количестве 400 кг незаконно вывозился в Польшу при помощи малого предприятия «Горы», которое работало при комбинате. Тогда Орловскому комбинату был нанесен серьезный ущерб, а деньги, полученные преступным путем, как выяснилось, уходили куда-то в Москву… Тогда генеральный директор Орловского комбината (он был депутатом Верховного Совета СССР) был осужден на 6 лет, под уголовную ответственность попали и его пособники, некоторые бежали за границу.
Еще вспоминается мне проверка по заявлению сельчан объединенного крестьянского хозяйства «Кызыл-Суу» Кеминского района. Тогда результаты экономического анализа показали, что от былого богатого хозяйства остались «рожки, да ножки»… Случилось это после того, как оно было приватизировано, как и многие-многие сельхозобъединения по стране, как водится по нереальным ценам. Понятно, что многое было, видимо, растащено, разворовано… На это и жаловались люди. Пришлось и некоторых нардепов к ответу призывать тогда.
На базе «Кызыл-Суу» была выведена знаменитая овца белой шелковистой тонкорунной породы. И я обратился в Министерство сельского хозяйства, настоятельно предлагая им принять меры для сохранения ценного вида животного.      Было время, когда из одного килограмма ее шерсти в Латвии могли сделать четыре добротных костюма. Кроме того, шерсть  тонкорунной овцы — это бесценное сырье для изящного рисунка национальной юрты, которое значительно превосходит по качеству шерсть, что дают традиционные казахские, монгольские и другие овцы из хозяйств братских кочевых народов. Тонкорунное «золото» экспортировалось и в дальние страны: Германию, Италию, Францию, Японию. Так что сохранение этой породы овец мне казалось очень важным. Ведь в свое время она стоила огромных средств и многолетних упорных трудов нашим чабанам и селекционерам. Ну и, кроме того, сберечь колхозное стадо означало сохранить работу людям и источник пополнения бюджета страны.
Но, увы, мне приходилось видеть, что столь важный орган, как Счетная палата, уже не работает так эффективно на защите интересов страны, начала и в этом главном контролирующем органе расцветать коррупция. Я выступал в СМИ, выражал свою позицию и даже привлек этим внимание ГКНБ. Депутатская комиссия сочла нужным изучить ситуацию в ведомстве, обнаружила уйму недостатков.
Мне хочется надеется, что все же неравнодушная гражданская позиция — всегда куда более верный выбор для каждого, чем позиция «моя хата с краю». Нам предстоят вскоре парламентские выборы. От главы государства до депутатов и высоких чиновников — все выражают большую надежду на то, что они будут самыми честными и прозрачными за всю предыдущую историю Кыргызстана. И мне кажется, это будет момент истины, точка невозврата и жить, погрязнув в коррупции, разворовывании богатств страны, обмане и политическом хаосе, мы больше не будем никогда! Но чтобы так и было, ответственными должны быть не только власть предержащие, но и каждый из нас, в этом и есть самая сильная и самая надежная гарантия стабильности и процветания Кыргызстана, в котором и один в поле — воин!

Сатынды САМЫКБАЕВ.

 






Добавить комментарий